Святилища Кармадонского ущелья

120 прочитали

Самое необычное впечатление для меня в Кармадонском ущелье Осетии оставила вовсе не история с гибелью съёмочной группы Бодрова. Эта история и так всем хорошо знакома.

Исторический и этнологический интерес вызывает селение Старая Саниба за ущельем, которая чудом оказалась в стороне от сошедшего ледника, но была затоплена ручьём, который оказался перекрыт тогда селем.

Исторически, селение интересно многочисленными станинными руинами домов и башен, вокруг которых выстроены современные жилые дома. Хотя многие там только по выходным отдыхают, живут в городах. Здесь же, на кладбище при храме, я встречал необычное надгробие, мусульманское Кавказское по стилю, но с православным крестом. Постил его тут ранее.

С этнологической точки зрения необычное тут святилище в новой традиции, которое благоустроил во дворе дома богатый местный житель. Святилище посвящено духу Алларды (или как то близко к этому), который оберегает от болезней и эпидемий. Не знаю, как точно проводятся тут молебны, было бы интересно уточнить.

Примечательно, что у моздокских кабардинцев есть такая неделя Аллярды в марте. Если кто-то в семье серьезно болел или пережил большие физические травмы, в эту неделю как бы приглашают в дом и угощают духа Аллярды, чтобы более такого ни с кем в семье не повторилось. Если в эту неделю кто-то рождался, играл свадьбу или умирал, то есть менялся численный состав семьи, то такую неделю более не отмечали уже.

В начале 20 века у южных осетин и западных адыгов знали духа оспы, которого в дни болезни как бы приглашали погостить, называли уважаемым господином (зиусхан) и старались относиться без страха (в том числе к болезни), как к старейшине. Вполне вероятно, что у этого образа с Алларды общие корни.

Самое необычное впечатление для меня в Кармадонском ущелье Осетии оставила вовсе не история с гибелью съёмочной группы Бодрова. Эта история и так всем хорошо знакома.

На фото святилище в Старой Санибе