Говоря о документальном Кино «Книга моря» хотелось бы сразу высказать главную для меня особенность произведения, это настоящее кино, которое притворяется доком и это в моих глазах огромный плюс. Ведь в чем проблема докфильмов? Они всегда кажутся скучными обычному зрителю, особенно если тот не заинтересован темой. Вряд ли рядовой зритель будет с горящими глазами спешить посмотреть документальный фильм о Чукотских охотниках, режиссер Алексей Вахрушев это тоже понимает и предлагает зрителю много интересных вещей; что если это еще и блестящая анимация? Что если, тут есть герои, сюжет, художественная подача? И вот тут становится интересно
История следует за двумя охотниками, наших героев зовут Алексей Оттой и Александр Емельянов, сами сюжеты просты, представляют собой зарисовку и показывает нам процесс охоты и все Большего и не надо, ведь при всей своей даже скажем, примитивности фабулы, вся магия данного произведения в ее подаче. Например, в операторской работе камера почти никогда не статична, ее трясет во время поездок на лодке, она не спеша следует за охотниками, она растворяется среди толпы. Все это не только делает камеру живой участницей действа, но и позволяет нам лучше прочувствовать атмосферу и создает эффект присутствия. Камера не стесняется наезжать прям на лицо или одежду, порой кажется, что в монтаж попали неудачные кадры, однако это усиливает напряжение, обнажая эмоции и в лишний раз доказывает ручную выделку проекта. В общем, у кино есть свой стиль.
Тем не менее, главным козырем в рукаве фильма, на мой взгляд, является наличие мультипликации, повествующая нам сказку о девушке, что родила кита, звучит необычно и арт-стиль тому соответствует. Абстрактный стиль анимации в виде аппликаций, который создает чувство фольклорного сказания древнего народа, отлично передающий дух того времени, точно так же как это делают средневековые фрески. Итого 3 истории этого фильма кажутся слишком обособленными и слабо связанными между собой, что является главной слабостью фильма и истории двух охотников и анимированная сказка могли быть самодостаточными творениями и в целом создается впечатление слабой связи повествования. К счастью это компенсируется жанровым коктейлем, тут смешалась документалистика и художественный фильм, и анимация, что в итоге оставляет, эмоции, заражает своей харизмой, увлекает.
В тех краях жизнь суровая, но целью дока не является показать нам суровый реализм, как это делал Kitbiy» (2020). Фильм не поднимает тяжкие проблемы или вопросы, а рассказывает красивую, поэтичную историю недаром слоган фильма гласит - «Самое теплое кино о мире холода» это действительно так.
По итогу хочу спросить, что для вас является авторским кино? Для меня всегда оно было про личность авторов, в моих глазах авторское кино является воплощением мыслей и чувств людей которые стоят за лентой. И тут я точно вижу любовное письмо не только Чукотскому народу или коренным жителям севера, а в целом этническим культурам их быту и фольклору.
«Ладно, не будем философствовать, отдохнем»