Найти в Дзене

Можно ли спасти сведенный трек, если потерялись исходники?

Вы мне не поверите, но да! Ну как спасти — сделать немного более удобоваримым к прослушиванию. Понятно, что поменять партии полноценно не выйдет и вообще — ищите исходник, или переписывайте с нуля, если нужно настоящее качество. Но в случае, когда вариантов нет и нужно что-то делать с имеющейся версией, есть пара секретов. Привет👋 С вами Сергей «Adamsky» — музыкант, аранжировщик и звукорежиссер. Пишу музыку с 14 лет и даже переехав из Москвы в Израиль продолжаю писать и преподавать, выжимая из звука максимум🎸 В статье "Как убрать вокал из песни" я писал о прекрасном сайте "Melody.ml", который позволяет отделить вокал от минуса посредством нейросети. Хорошо или плохо он работает — это отдельный вопрос, нам важно что работает🤓 А работает там функция разбивки трека на 4 составляющих: голос, бас, барабаны и все остальное. Это пункт 1 нашей чистки. Дальше мы смотрим на шумы и артефакты, которые есть в одной из этих четырех дорожек. Шумы чистим с помощью набора iZotope RX. Опять же про эт

Вы мне не поверите, но да! Ну как спасти — сделать немного более удобоваримым к прослушиванию. Понятно, что поменять партии полноценно не выйдет и вообще — ищите исходник, или переписывайте с нуля, если нужно настоящее качество. Но в случае, когда вариантов нет и нужно что-то делать с имеющейся версией, есть пара секретов.

Привет👋 С вами Сергей «Adamsky» — музыкант, аранжировщик и звукорежиссер. Пишу музыку с 14 лет и даже переехав из Москвы в Израиль продолжаю писать и преподавать, выжимая из звука максимум🎸

В статье "Как убрать вокал из песни" я писал о прекрасном сайте "Melody.ml", который позволяет отделить вокал от минуса посредством нейросети. Хорошо или плохо он работает — это отдельный вопрос, нам важно что работает🤓 А работает там функция разбивки трека на 4 составляющих: голос, бас, барабаны и все остальное. Это пункт 1 нашей чистки.

Дальше мы смотрим на шумы и артефакты, которые есть в одной из этих четырех дорожек. Шумы чистим с помощью набора iZotope RX. Опять же про эти плагины реставрации звука нужно писать отдельную статью😁

Чаще всего плохо записанный и/или сведенный трек обладает перекосом баланса в сторону низких частот. Люди думают, что если вывести бас громче, то трек будет качать мощнее. А это не просто не так — наш трек прекращается в неслушабельную и бубнящую кашу.

Так что первым делом подрезаем у дорожки баса низкие частоты, потом (внезапно) ламповый/ленточный сатуратор для того, чтобы звук подсобрался. Дисторшн дает еще мягкий эффект компрессии, что нам на руку. Главное накладывать аккуратно, чтобы не перегрузить бас слишком сильно. Наша задача — снести минимальные художественные изменения в трек.

Дальше накладываем компрессор типа "La-2a" для дожатия и у нас есть более-менее красивый бас. Если ты совсем крутой звукарь, то можешь эксайтером создать верхние частоты баса, которые могли пропасть при разделении дорожек. И с помощью любого расширителя стерео превратить сигнал баса в моно (на всякий случай).

У барабанов так же нужно приубрать низы, слегка "hi-shelf" убрать верх (если тарелки уж очень яркие), конечно легкую компрессию, но уже 1176 (для большего панча). Можно добавить "Envelope Shaper" для формирования ушедшей атаки. А в конце обязательно "De-Esser", чтобы прибрать сибилянты с тарелок. Здесь очень круто работают любые "Multiband" плагины, чтобы отдельно работать с диапазоном частот (так ты как-будто отдельно обрабатываешь бочку, снейр, тарелки и томы).

А если трек изначально в моно, то вот хитрый способ сделать барабаны в стерео: копируешь дорожку ударных четырежды, а потом в первой ставишь "Hi-cut" до 200 гц (это дорожка бочки), на второй ограничиваешь диапазон 200 гц — 7 кГц (для снейра) и на третьей "Low cut" от 7 кГц (тарелки). Четвертую не трогаем (это основа). Бочку и Снейр немножко гейтим (оставляя щелчок), а потом компрессией добавляем атаки. Тарелки же просто панорамируем так, как нужно (можно нарезать отдельные куски, чтобы разные тарелки были спанорамированы в разные уши).

А еще барабаны можно триггернуть! Мне при покупке "Steven Slate Drums" дали пробник "Trigger" и я его при ремастере старых песен юзал активно, чтобы бочку со снейром подменить на "нормальные". И уже давно задумываюсь о покупке полноценной версии.

Голосу конечно же аккуратно режем низ, чтобы не бубнил, сатурируем, жмем компрессией и диэссим. Если он был вырезан достаточно аккуратно, то можем поиграться с пространственными эффектами, но это на свой страх и риск. Помни, что голос будет более сатурирован, чем остальные инструменты, чтобы таким образом замаскировать плохое качество.

Ну а всему остальному традиционно режем низ, компрессируем и добавляем вкусных частот по желанию.

Дальше на "Stereo Bus" кидаем эмуляцию пульта (Например Brainworx Focusrite), чтобы дать гейна и компрессировать. И mid/side эквалайзер, чтобы еще больше отделить центральные звуки от боковых. Немножко эксайтера типа "Fresh Air", на всякий случай лимитер, проверить динамику и громкость через измерители (чтобы не было выше -14 LUFS) и все, ремастер готов.

Да, это совсем не просто. Да, результат всегда будет хуже, чем если найти исходники или записать с нуля. Но это рабочая схема и трек точно зазвучит приятней и слушабельней, а значит — не стесняйтесь брать и такие заказы😉 Ну и делайте их с кайфом, чоуж✌️

_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._

Telegram канал "Записки Аранжировщика"

Подкаст «Слышь!»