Найти тему

Пётр Чайковский. На пути от юриспруденции. 2/3

Оглавление

О министрах юстиции

Уже через шесть месяцев после начала службы начальник Чайковского Хвостов подает рапорт министру о направлении молодого титулярного советника Чайковского в штат Первого отделения Департамента Министерства юстиции.

Министром в этот период является граф Виктор Никитич Панин. Он занимал этот пост с 1841 года, а руководить министерством начал еще в 1839 году.

К моменту окончания обучения Чайковского в Училище правоведения в России царит общественно-политическая «оттепель». Император Александр II стремится реформировать страну, её уклад и законы.

Долгое время граф Панин был явным противником реформ. Дореформенное судопроизводство было закрытым, тайным. Проводилось без адвоката. Графу Панину приписывают слова: «…не следует допускать в России адвокатуры, потому что опасно распространять знание законов вне круга лиц служащих!».

Впрочем, с февраля 1860 года Панин освобожден от дел Министерства и работает в Редакционной комиссии над новыми судебными уложениями, а с 21 октября 1962 года снят с должности Министра Юстиции, оставшись членом Государственного Совете.

-2

С момента освобождения Панина от дел в Министерстве (в очередной раз) обязанности по управлению Министерством перешли Товарищу Министра Юстиции Дмитрию Николаевичу Замятнину. Он и заменил Панина в 1862 году.

О Замятине Анатолий Фёдорович Кони заметил:

«Дмитрию Николаевичу Замятнину выпало на долю участвовать в возникновении Судебных Уставов, вводить судебную реформу в петербургском и московском округах и быть первым министром юстиции преобразованного судебного строя России. Он выполнил эту ответственную, трудную и высокую роль с прямодушным усердием, ставившим на первый план жизненные интересы правосудия и благо родины. Не шумный и показной, но искренний и надёжный друг пересоздания нашего внутреннего быта, начатого упразднением крепостного права, Замятнин приложил свою трудовую силу и своё разумение к тому, чтобы второй шаг на этом пути — устройство суда на новых началах — совершился успешно и твёрдо. Его не всегда видная, подчас стеснённая бюрократическими условиями служебного положения и лишённая яркой личной окраски, деятельность была, однако, существенно необходима для упрочения нового дела. Поэтому его имя должно по праву занять почётное место в ряду имён главнейших деятелей судебного преобразования».

Работа – дом, дом – работа. И не только…

Министерство Юстиции располагалось в Санкт-Петербурге во Дворце Шувалов на пересечении улиц Малая Садовая и Итальянская. Это здание министерство занимало с 1802 года вплоть до февральской революции 1917 года, когда там разместится Временное правительство.

-3

Заканчивая рабочий день на службе, Чайковский практически сразу попадал на Невский проспект, в пучину общественной жизни столицы.

Биографы Чайковского отмечают, что выйдя из стен Училища Правоведения, где царила солдафонская строгость и дисциплина, молодой Чайковский ощутил свободу. Потому, первое время вне работы он наслаждался этой самой свободой, как только позволяла фантазия и возможности. Первые несколько лет службы Чайковский ведет праздный, разгульный образ жизни, придаваясь удовольствиям. «Сладкой жизни».

Летом и большую часть сентября 1861 года Чайковский сопровождает в деловой поездке в Европе в качестве переводчика и секретаря знакомого своего отца инженера В. В. Писарева. Общением с Писаревым Чайковский остался недоволен.

А вот сама поездка, похоже, вдохновила Чайковского попробовать вернуться к музыкальным занятиям. С 1855 по 1858 годы, ещё учась в Училище, Пётр брал уроки фортепиано у немецкого пианиста Рудольфа Кюнденгера. При поддержке отца Пётр Ильич уже в сентябре 1861 года поступает на Музыкальные классы Русского музыкального общества.

В 1862 году за выслугой лет Чайковский удостоен чина коллежского асессора. Лето этого же года он провёл в Петербурге. Пётр Ильич очень надеялся своим трудом на службе получить место чиновника особых поручений при министерстве.

-4

Домашние Чайковского вспоминали, что он не только много усердно работал на Малой Садовой, но и приносил работу на дом, писал доклады по ночам.

На какое-то время Петр Ильич вместе со своим приятелем Владимиром Тевяшиным поселился недалеко от места службы на Моховой.

В пути от юриспруденции…

Однако должность Чайковскому не досталась, чем молодой человек был расстроен, разочаровавшись в службе. Чайковский разочарован и подавлен.

Не бросая работу в Министерстве, он поступает в Санкт-Петербургскую консерваторию, которая преобразовалась в 1862 году из Русского музыкального общества.

В музыкальном обучении он делает такие успехи, что стремится освободиться от нагрузки в Министерстве. От былой разгульной жизни Чайковский постепенно уходит, растеряв большую часть «друзей».

11 апреля 1863 года он подал прошение об увольнении «по домашним обстоятельствам» из департамента Министерства юстиции. 1 мая его отчисляют из штата, но Пётр Ильич считался «причисленным к министерству», то есть пребывал как бы в резерве, без получения жалованья.

«Шотановцы»

Был ли уход со службы связан только с карьерным провалом? В этом же 1862 году происходит еще одно событие. До этого момента я всячески отходил от темы сексуальных предпочтений Петра Ильича. Постараюсь не развивать её и далее. Но сейчас придется об этом упомянуть.

В начале 1860-ых небольшой кружок золотой молодежи, который состоял преимущественно из гомосексуалов и, одновременно, воспитанников Училища, сделал один из ресторанов Петербурга Шотан местом своих постоянных посиделок. Эдакий клуб. В него входили также Апухтин и Чайковский.

Никаких оргий и публичных откровенностей в самом ресторане не происходило. Но, по анонимному доносу ресторан Шотан закрыли.

Всем «участникам» клуба, «шотановцем», грозила уголовная ответственность.

Однако… ход делу не давали. По статье, предусматривавшей уголовное наказание за мужеложство, более 30 лет никого не обвиняли. Похожие инциденты старались сводить на нет.

Кроме того, огласка могла навредить и Министерству юстиции, и Училищу правоведения. А через них и влиятельным титулованным особам. Даже царской семье.

С каждым «шотановцем» решили вопрос индивидуально. К примеру, Апухтин был «сослан» в Орловскую губернию. Сначала он начал служить в губернском суде, затем числился старшим чиновником особых поручений при губернаторе. Позже, возвращается в Петербург, служил чиновником министерства внутренних дел.

-5

Был ли переход Чайковского в резерв Министерства юстиции напрямую связан со скандалом, точно не известно. Но, в любом случае, брат Петра Ильича Модест полагал, что на душевное состояние Петра Ильича этот скандал повлиял. «Думаю, что в отрезвлении Пети, - так писал Модест Ильич, - и резком переходе от привычек элегантного бездельника сначала к трудолюбивому чиновнику, а потом замарашке-музыканту — история Шотана имела немалое значение.»

#RADyurist #RADистория #юрмысли #юрист #юриспруденция #РАДистория #RADэморции #РАДэмоции #юрэмоции #эмоцииюриста