Говорят, "без Домового ни один дом не стоит", но на люди он предпочитает не показываться. Может быть, стесняясь того, что уж больно неказист: мал, пузат, да к тому же ещё сивой шерстью с головы до пят покрыт. Но люди к своему Хозяину (а так в некоторых губерниях России называли Домового) относились с неизменным уважением. Например, перед тем, как войти в хлев, где он любил время проводить, обязательно покашливали из деликатности, давая возможность Домовому спрятаться. А если в спешке всё же заставали его за работой, он от смущения мог скотину испортить или устроить в хлеву пожар, не пожалев ни добра хозяйского, ни лошадей, к которым слабость питал, холя их, кормя и лелея. Иногда, если, например, сена не хватало, Домовой от усердия и жалости "к своей скотине" его у соседей подворовывал, не боясь вступить в драку с тамошним Хозяином, которому такой произвол понравиться, конечно, не мог.
Обычно с теми, кто с ним в одной избе находился, жил Домовой в мире и согласии, но иногда, обидевшись на что-то, устраивал настоящий погром: хлопал дверьми, раздумал или тушил огонь в печи, бил посуду, щипался до синяков, волосы путал и в колтун сбивал. А то и вовсе мог навалиться на спящего обидчика и начать его душить. В этот момент люди богобоязненные читали молитвы или "чурались", то есть кричали: "Чур меня!". Но находились смельчаки, которые хватали домового за руку и спрашивали: "К худу или к добру?". И даже если он молчал, по тому лишь, какой была его рука, определяли, что их в будущем ждёт. Холодная голая рука Домового сулила бедность и несчастье, а тёплая мохнатая – богатство и благополучие.
Чтобы усмирить не на шутку расходившегося Домового, над входной дверью втыкали нож, на стенах и по углам рисовали мелом кресты, а двор обмахивали липовой палкой. В крайнем случае служили молебен, окуривали скотину ладаном, кропили святой водой. Но до таких экстремальных ситуаций старались всё же не доводить, а жить со своим Домовым в мире и дружбе, всячески подчёркивая своё к нему уважение. Например, греясь на печке, ложились поперёк неё, чтобы не потревожить или нечаянно не придавить отдыхающего Домового, который предпочитал растягиваться вдоль печи. Чтобы помириться с ним, следовало положить под застреху нюхательного табаку, до которого, говорят, он большим охотником был, а каждое первое число месяца ставить под печку мисочку с молоком. Не стоило забывать о Хозяине и в праздники, оставив для него кусочек пирога или подарочек: разноцветную ленточку, платочек, красивый лоскуток.
Домовой всегда считался покровителем семьи, её символом, гарантом покоя и благополучия, поэтому, переезжая на новое место, своего Домового никогда не забывали. Для этого собирали в старом доме мусор у порога и рассыпали его в новой избе или брали лапоть и со словами: "Дедушка Домовой, выходи домой. Иди к нам жить", – тащили его по дороге, аккуратно перенося через новый порог и пряча под печкой. Чтобы задобрить забытого в спешке Хозяина, брали ковригу испечённого в новой избе хлеба и в полночь, повернувшись лицом к востоку, говорили: "Пожалуй, добрый друг, к нам на угощенье". Ковригу оставляли у печки или на столе, и, если утром она была надкусана, значит, домовой, оставив обиду, всё-таки приходил.
Домовые, забытые на старом месте, могли погибнуть от тоски, или, перебравшись без приглашения на новое место, сильно мстили домочадцам за их равнодушие и неблагодарность, долго не забывая нанесённой им обиды. Рассказывают, например, что как-то под Орлом сгорела изба, где целое семейство Домовых обитало. Людей к себе временно соседи пустили, а Домовые, оставшись без жилья, так горестно плакали и стонали, что мужик-погорелец, пожалев их, построил для каждого из них на пепелище маленький шалашик, попросив: "Хозяева, идите пока на спокой, не отбивайтесь от своего двора, а я, как построюсь, тут же приду за вами". Говорят, после этого плач сразу прекратился, а добрый мужик быстро отстроился, потому что Домовые по ночам приходили ему помогать новую избу ладить.
Если понравился данный материал, ставьте 👍 и подписывайтесь на наш канал.