Найти в Дзене
ChipFab

Пайка в автомобильной проводке.

"Паять или не паять, вот в чем вопрос..."

Буквально несколько строк.

Пример того как делать не нужно
Пример того как делать не нужно

Меня, прям очень часто, спрашивают как я отношусь к паянным соединениям в проводке автомобиля.

Я не однократно отвечал на этот вопрос, но каждый раз это были разговоры без примеров.

Сейчас представилась возможность показать ситуацию в которой пайка, на мой взгляд, не только не повредит, но и весьма желательна.

Правда при условии соблюдения некоторых правил.

Если вы будете читать эту статью в далеком, сытом и счастливом бедующем, то некоторые подходы могут вам показаться странными.

Но сегодня 20 апреля 2022 года.

И я не нашел ни у себя ни в ближайшем сельпо всех нужных мне материалов для выполнения небольшого заказа.

По этому приходится выкручиваться.

Конкретно сегодня я не нашел клеммы в колодку предохранителя под провод сечением 2.5 квадрата.

Вот такая, казалось бы, распространенная вещь сегодня в дефиците.

Клемма под предохранитель
Клемма под предохранитель

Все это выглядит примерно вот так.

Провод толстоват для этой клеммы
Провод толстоват для этой клеммы

В обжатом состоянии хорошо видно видно, что работа выполнена не качественно и служить такое соединение долго не будет.

Плохая работа, брак
Плохая работа, брак

И тут нам на помощь приходит пайка.

Да, та самая пайка которую я так не люблю в проводке автомобиля.

Главное сделать это правильно, на мой субъективный взгляд.

Для этого вам понадобится мощный паяльник или, в идеале, хорошая паяльная станция.

Прежде чем паять - нужно определить проблемы которые возникают из за этой самой пайки.

Основная проблема это обламывание провода в месте перехода от "жесткого" участка (стал жесткий после пайки) к "мягкому".

Иными словами если вы не правильно выполните пайку припой "пройдет" по проводу под оплетку и провод станет не эластичным.

В месте где провод выходит из клеммы он должен оставаться гибким. Обязательно.

Обязательно проверяйте гибкость провода в этом месте
Обязательно проверяйте гибкость провода в этом месте

Нагревать нужно не провод, а скорее клемму.

Нагревать нужно быстро (для этого и нужен мощный паяльник).

Греем в этом месте клемму и одновременно прово
Греем в этом месте клемму и одновременно прово

Припой тоже нужно "подавать" в место нагрева, дальше он сам "растечется" куда нужно.

И тут важно правильно проконтролировать момент растекания припоя.

Он ни в коем случае не должен попасть под оплетку и выше по проводу.

Иначе провод станет "жестким" и обломится от вибрации.

Должно получиться как то так
Должно получиться как то так

Такое соединение, я считаю, допустимо.

Скажу больше, в "старых" европейских автомобилях часто встречались пропаянные подобным образом силовые клеммы.

Безусловно, при соблюдении всех правил, такое соединение лучше просто обжатого.

Делаю ли я так постоянно - нет.

Главным образом по причине существенного увеличения времени на выполнение работ.

А так как подобные работы всегда имеют почасовую оплату, сами понимаете...

Хотел написать прям пару строк, но как всегда "Остапа понесло".

Еще пара соединений, ну раз уж взял паяльник в руки.

Паянное соединение
Паянное соединение

Это уже клемма реле вентилятора того же жгута.

А вот можно ли паять такие соединения?

-9

На мой взгляд нет.

Вернее тоже можно, но очень аккуратно. И желательно накладывать внешнюю "шину".

Мы это соединение паять не будем.

Оно и так вполне справится со своей задачей.

Это соединение разъема бензонасоса.

Клеммы для которого найти тоже не представляется возможным.

Соединение в клеевой термоусадке
Соединение в клеевой термоусадке

Немного клеевой термоусадки и соединение будет служить годами верой и правдой.

...лень работать.

Постучу еще немного по "клаве".

Сам разъем вентилятора тоже взять негде, так что используем имеющийся.

Так было сделано до меня.

Что то я вас совсем запутал.

Задача была сделать жгут управления бензонасосом и вентилятором.

Вернее переделать.

Так было
Так было

Как говорится "нет ничего надежнее скрутки".

Просто скрутка
Просто скрутка

Мужчинская прям такая скрутка.

Соединить такие провода тоже лучше методом обжима, причем все так же - без пайки.

Для этого нам понадобится вот такая клемма.

Клемма
Клемма

Для нашей сегодняшней задачи мы ее распилим сразу.

Распиленная клемма
Распиленная клемма

Сделаем фаску.

Фаска большим сверлом
Фаска большим сверлом

В получившуюся муфту вставляем наши провода.

Самодельная муфта.
Самодельная муфта.

И обжимаем.

Муфта обжатая гидропресом
Муфта обжатая гидропресом

Получается очень надежное соединение не требующее дополнительной пайки.

Загоняем все в клеевую термоусадку (еще из старых запасов, усадка 6:1) и все готово.

-18

Будет работать лучше чем было до этого.

В результате получилось пот что.

Общий вид проводки
Общий вид проводки