"Паять или не паять, вот в чем вопрос..."
Буквально несколько строк.
Меня, прям очень часто, спрашивают как я отношусь к паянным соединениям в проводке автомобиля.
Я не однократно отвечал на этот вопрос, но каждый раз это были разговоры без примеров.
Сейчас представилась возможность показать ситуацию в которой пайка, на мой взгляд, не только не повредит, но и весьма желательна.
Правда при условии соблюдения некоторых правил.
Если вы будете читать эту статью в далеком, сытом и счастливом бедующем, то некоторые подходы могут вам показаться странными.
Но сегодня 20 апреля 2022 года.
И я не нашел ни у себя ни в ближайшем сельпо всех нужных мне материалов для выполнения небольшого заказа.
По этому приходится выкручиваться.
Конкретно сегодня я не нашел клеммы в колодку предохранителя под провод сечением 2.5 квадрата.
Вот такая, казалось бы, распространенная вещь сегодня в дефиците.
Все это выглядит примерно вот так.
В обжатом состоянии хорошо видно видно, что работа выполнена не качественно и служить такое соединение долго не будет.
И тут нам на помощь приходит пайка.
Да, та самая пайка которую я так не люблю в проводке автомобиля.
Главное сделать это правильно, на мой субъективный взгляд.
Для этого вам понадобится мощный паяльник или, в идеале, хорошая паяльная станция.
Прежде чем паять - нужно определить проблемы которые возникают из за этой самой пайки.
Основная проблема это обламывание провода в месте перехода от "жесткого" участка (стал жесткий после пайки) к "мягкому".
Иными словами если вы не правильно выполните пайку припой "пройдет" по проводу под оплетку и провод станет не эластичным.
В месте где провод выходит из клеммы он должен оставаться гибким. Обязательно.
Нагревать нужно не провод, а скорее клемму.
Нагревать нужно быстро (для этого и нужен мощный паяльник).
Припой тоже нужно "подавать" в место нагрева, дальше он сам "растечется" куда нужно.
И тут важно правильно проконтролировать момент растекания припоя.
Он ни в коем случае не должен попасть под оплетку и выше по проводу.
Иначе провод станет "жестким" и обломится от вибрации.
Такое соединение, я считаю, допустимо.
Скажу больше, в "старых" европейских автомобилях часто встречались пропаянные подобным образом силовые клеммы.
Безусловно, при соблюдении всех правил, такое соединение лучше просто обжатого.
Делаю ли я так постоянно - нет.
Главным образом по причине существенного увеличения времени на выполнение работ.
А так как подобные работы всегда имеют почасовую оплату, сами понимаете...
Хотел написать прям пару строк, но как всегда "Остапа понесло".
Еще пара соединений, ну раз уж взял паяльник в руки.
Это уже клемма реле вентилятора того же жгута.
А вот можно ли паять такие соединения?
На мой взгляд нет.
Вернее тоже можно, но очень аккуратно. И желательно накладывать внешнюю "шину".
Мы это соединение паять не будем.
Оно и так вполне справится со своей задачей.
Это соединение разъема бензонасоса.
Клеммы для которого найти тоже не представляется возможным.
Немного клеевой термоусадки и соединение будет служить годами верой и правдой.
...лень работать.
Постучу еще немного по "клаве".
Сам разъем вентилятора тоже взять негде, так что используем имеющийся.
Так было сделано до меня.
Что то я вас совсем запутал.
Задача была сделать жгут управления бензонасосом и вентилятором.
Вернее переделать.
Как говорится "нет ничего надежнее скрутки".
Мужчинская прям такая скрутка.
Соединить такие провода тоже лучше методом обжима, причем все так же - без пайки.
Для этого нам понадобится вот такая клемма.
Для нашей сегодняшней задачи мы ее распилим сразу.
Сделаем фаску.
В получившуюся муфту вставляем наши провода.
И обжимаем.
Получается очень надежное соединение не требующее дополнительной пайки.
Загоняем все в клеевую термоусадку (еще из старых запасов, усадка 6:1) и все готово.
Будет работать лучше чем было до этого.
В результате получилось пот что.