2,3K подписчиков

"1+1" - картина о настоящей дружбе (Оливье Накаш, Эрик Толедано)

Французская трагикомедия, названная российскими локализаторами «Один плюс один» (в оригинале: «Intouchables» – «Неприкасаемые»), уже успела стать классикой, что стало полной неожиданностью для многих

Французская трагикомедия, названная российскими локализаторами «Один плюс один» (в оригинале: «Intouchables» – «Неприкасаемые»), уже успела стать классикой, что стало полной неожиданностью для многих кинокритиков. Главные роли исполнили Франсуа Клюзе и Омар Си. Фильм вышел в 2011 году.

Франсуа Клюзе
Франсуа Клюзе

Омар Си
Омар Си

Для тех, кто не смотрел - введу немного в курс дела. Богатый представитель французской аристократии Филипп после неудачного полёта на параплане стал инвалидом. Его тело ниже головы полностью парализовано. Он ищет помощника, который бы за ним ухаживал, но не испытывал бы при этом жалости – того, кто не похож на типичную сиделку.

И собеседование вполне успешно проходит чернокожий маргинал Дрисс. При том, что он совершенно не обладает компетенциями сиделки: Дрисс далек от хороших манер, груб, бестактен. Ко всему прочему, он сидел - недавно вышел из тюрьмы и совершенно не заинтересован ни в какой работе. Его цель: собирать отказы от работодателей с целью получения пособия. В общем-то его не особо трогает недуг Филиппа - он продолжает вести себя как обычно – дерзко и раскованно. Именно эта дерзость и подкупает больного - Дрисс всё-таки получает работу.

Все приходит с опытом - так и наш герой постепенно осваивается и привносит в жизнь Филиппа то, чего тот так хотел: немного хаоса, спонтанности, приключений, лёгкого отношения к недугу и вообще к любым проблемам. Несмотря на свое криминальное прошлое, Дрисс оказывается хорошим человеком и между героями завязывается настоящая дружба.

Дрисс, будучи уже неравнодушным к своему "начальнику", помогает наладить и личную жизнь Филиппа. Узнав, что последний уже полгода находится в переписке с женщиной, но никак не соберётся с духом, чтобы с ней встретиться, Дрисс подталкивает друга к решительным действиям. Несмотря на страх и сопротивление Филиппа, в конце он даже организует встречу заочно влюблённых.

Дрисс и сам претерпевает изменения: становится более культурным, сдержанным, налаживает связь с семьёй.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Несмотря на то, что фильм является художественным, сюжет вдохновлён реальной дружбой между представителем древнего знатного французского рода Ди Поццо богачом Филиппом (перед написанием сценария авторы встречались с ним) и выходцем из Алжира, бывшим заключённым Селлу Абделем.

Каждый из друзей написал книгу и события, представленные в картине, в некоторой степени похожи, но все же отличаются в силу художественного замысла. Например, личность прототипа Дрисса до дружбы с Филиппом описывается как гораздо более жестокая и беспринципная, чем это показано в кино.

Думаю, каждый, кто смотрел фильм, понимает, о чем он. Картина о силе дружбы и любви, о том, насколько один человек может изменить другого в лучшую сторону. Картина о том, что можно преодолеть все, и даже такую страшную болезнь превратить в обыкновенную часть жизни, если рядом есть настоящий друг. Наверное, фильм не имел бы такого успеха без дополнительного подтекста. Ни для кого не секрет, что тема дружба не нова для кинематографа.

Кадр из фильма
Кадр из фильма



Начнем с названия, неприкасаемые – низшая и беднейшая каста в Индии, члены которой живут в ужасных условиях и до сих пор подвергаются гонениям и издевательствам со стороны более привилегированных слоёв населения.

В то же время, неприкасаемыми являются и богатые люди, представляющие высший свет. Такие люди обладают деньгами, властью и всем тем, что можно только пожелать. Проникнуть в такое общество практически невозможно, если ты не так богат и властен. Собственно, в фильме сталкиваются представители двух сословий, которым, в теории, да и на практике, чаще всего, никогда не суждено жить в согласии, а тем более в дружбе. Еще один момент - надежда, которую дарит картина. Все мы люди, сколько бы у нас денег не было.

Перед режиссерам стояла задача - столкнуть два мира. В кино это чаще всего делается на примере контраста, в представленной картине - это «чёрное-белое», которое в данном контексте нельзя трактовать как «плохое-хорошее».

С целью создания контраста, авторы поменяли каноничного араба на чернокожего выходца из Сенегала. Есть действительно крутые моменты в фильме, где этот контраст особенно очевиден, например, в сцене, когда Дрисс заходит в белоснежную ванную комнату в доме Филиппа. Показателен и саундтрек: «Ave Maria». Это тот самый момент, когда человек, относящийся к нижнему слою, ступает на территорию высшего света. Эта же композиция и сцена добавляют и иронии всей ситуации.

Максимально очевидно проиллюстрировано противостояние двух миров. Мир Дрисса – мир криминала и бытовой неустроенности среди трущоб. Мир Филиппа олицетворяет пресытившуюся Европу, смотрящую на остальной мир как бы сверху. Даже паралич Филиппа можно рассматривать, как символ застоя.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Интересно, что такое столкновение, слияние, некий оксюморон, приводит к счастливому концу. В финале каждый из героев находит свое счастье. Действительно, иногда нужно ступить в другой, чуждый тебе мир, чтобы наконец осознать, чего же тебе все время не хватало.

По своей структуре фильм является кольцевой композицией. Начало фильма повторяется в финале. Мы так же видим погоню полицейских за главными героями. Пусть и Дрисс здесь, с виду, такой же дерзкий, но мы, зрители, уже знаем насколько он изменился.

Несмотря на то, что тропы героев расходятся - они не расстаются друг с другом. Дрисс произносит: «Я буду рядом» – и удаляется, ступая по белой плитке набережной. Теперь он будто ангел для Филиппа. Финал не лишен драматизма, но это начало чего-то нового для героев картины.

Конечно, это вопрос восприятия, но мне сложно было смотреть картину без слез. Очень трогательно.

Фильм действительно мотивирует, будто объясняя, что какой бы безвыходной не являлась ситуация - всегда найдется человек, который тебя поддержит. И нет в жизни безвыходных ситуаций. Более того, первое впечатление обманчиво - человек не всегда представляет из себя то, чем может показаться. Всегда нужно смотреть глубже.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Как будет время - обязательно посмотрите этот фильм. Поверьте, это то, что доктор прописал.

Не забудьте поделиться впечатлениями о фильме, если вы его уже смотрели)