Глобализация – процесс становления единого человечества, всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации (учебник Котовой и Лисковой, 11 класс, стр. 94). Исторические рамки глобализации определяют очень по-разному, но определяющее значение для дальнейшего развития человечества она приобрела во второй половине ХХ века.
Факторы глобализации:
1) развитие науки и технологий (прежде всего, средств транспорта и связи),
2) деятельность транс-национальных корпораций (чрезвычайно крупных компаний, которые имеют свои производственные подразделения в разных странах мира),
3) прекращение разделения мира на капиталистический запад и коммунистический восток с распадом СССР и крушением социалистического блока и пр.
Проявления глобализации в разных сферах общественной жизни:
1) (политика) часть полномочий национальных правительств переходит к международным организациям (ООН, ВТО, ЕС, НАТО и др.), растет значение международных неправительственных организаций (Гринпис, Всемирный фонд дикой природы WWF, Врачи без границ и др.)
2) (экономика) деятельность транснациональных корпораций, развитие международной торговли, формирование мирового финансового рынка, всемирный характер экономических «бумов» и кризисов
3) (социальная сфера) массовые легальные и нелегальные миграции населения, частичное стирание границ для выбора места работы и проживания (ЕС)
4) (культура) рост международного общения, сближение культур разных стран
Позитивные последствия глобализации (там же, стр. 96):
- сближение народов и государств, возникновение социо-культурного единства человечества,
- стимулирование социально-экономического развития,
- повышение доступности передовых технологий, достижений науки и искусства для населения всего мира,
- расширение возможностей самореализации человека.
Негативные последствия глобализации:
- потеря экономической и культурно-исторической специфики разных стран (КЛ, Б),
- угроза национальным производителям (Б), угроза экономической безопасности отдельных государств,
- насаждение единого стандарта потребления (Б), навязывание определенного образа жизни (КЛ),
- глобализация экономических колебаний,
- появление новых форм вооруженных конфликтов, международного терроризма (Б),
- появление других глобальных проблем (Б).
(Б) и (КЛ) – последствия в этой или другой формулировке упомянуты в учебнике п/р Боголюбова или Котовой и Лисковой соответственно.
Глобальные проблемы – совокупность затрагивающих все человечество социальных и природных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации. Возникновение глобальных проблем стало осознаваться человечеством с середины ХХ века, когда разработка ядерного оружия создала принципиальную возможность для уничтожения всего человечества.
Характеристики глобальных проблем:
- масштабны: не имеют территориальных границ, затрагивают все человечество,
- объективны: являются результатом всего развития общества, а не случайного стечения обстоятельств или воли отдельных лиц и групп,
- опасны: представляют собой серьезную угрозу выживанию человека как биологического вида, сохранению и развитию цивилизации,
- актуальны: опасность может реализоваться в обозримой исторической перспективе,
- для своего решения требуют объединенных усилий всего человечества.
Учебник Боголюбова выделяет две группы причин глобальных проблем:
1) по мере глобализации общественных связей отдельные конфликты и противоречия приобретают глобальный характер
2) часть проблем человечество создает активизацией своей преобразующей деятельности
Единого перечня глобальных проблем не существует. Для целей экзамена в число глобальных проблемам следует прежде всего включить:
1) военную угрозу как опасность уничтожения всего человечества (и даже всего живого на Земле) в случае применения ядерного оружия,
2) экологические проблемы (включая загрязнение окружающей среды, глобальное потепление, истощение запасов пресной воды, сокращение числа биологических видов и др.),
3) проблему экономического неравенства государств, крайней нищеты в ряде развивающихся стран (иногда это проблему называют «проблемой Север-Юг»),
4) демографическую проблему (взрывной рост населения в развивающихся странах, прежде всего, в Африке, и сокращение и старение населения в развитых странах),
5) проблему международного терроризма.
Глобальные проблемы взаимосвязаны. Например, рост населения в беднейших странах мира усугубляет экономические и экологические проблемы этих государств.
ВОЕННАЯ УГРОЗА После Второй мировой войны решающая роль ракетно-ядерного оружия лежала в основе военной доктрины как США, так и Советского Союза. Сейчас проблема мировой ядерной войны так остро не стоит, прилагаются серьезные усилия для ограничения распространения ядерных технологий. Но современное развитие военной техники делают возможным уничтожение человечества и в результате техногенных катастроф или действий террористов (т.н. ядерный терроризм).
Суммарная взрывная мощь накопленных вооружений такова, что если взорвется хотя бы 1 % этих запасов, то наступит "ядерная зима", в результате которой может быть уничтожена вся биосфера, а не только человек. Еще одним последствием любого применения ядерного оружия является радиоактивное заражение почвы, наземных объектов, воды и воздуха. Другими видами оружия массового поражения являются химическое и биологическое оружие.
ТЕРРОРИЗМ Усиление угрозы в наши дни связывают как с увеличением числа сторонников исламского фундаментализма, так и с технологическим развитием, позволяющим организовывать террористические атаки с огромным количеством жертв.
Наиболее громким террористическим актом XXI века была атака на башни Всемирного Торгового Центра в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года (почти 3 тысячи погибших и еще более 6 тысяч раненых). Крупнейшие теракты, затронувшие граждан РФ: взрыв самолета на Синайским полуостровом в октябре 2015 года (224 погибших), взрывы в аэропорту Домодедово в 2011 году (37 погибших, 170 раненых), взрывы в московском метро в 2010 году, захват более 900 заложников, зрителей мюзикла «Норд-Ост», в Москве на Дубровке в 2002 году (не менее 130 человек погибли во время штурма), серия взрывов жилых домов в Москве, Буйнакске и Волгодонске в 1999 году (307 погибших, более 1700 раненых).
ПРОБЛЕМА СЕВЕР-ЮГ Это проблема экономического неравенства развитых и развивающихся стран. Проблема получила международный резонанс со второй половины 60-х годов на фоне широкой деколонизации стран Африки и Юго-Восточной Азии.
Среднедушевой доход в 20 самых богатых государствах мира в 37 раз превышает соответствующий показатель в 20 беднейших странах, причем за последние 40 лет этот разрыв удвоился. Особо серьезна эта проблема в отношении стран экваториальной Африки, не имеющих серьезных природных ресурсов и серьезно отстающих даже от стран Юго-Восточной Азии по уровню развития человеческого потенциала.
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ имеют два проявления: (1) быстрый и слабо контролируемый рост населения развивающихся государств и (2) старение населения (прежде всего, в развитых стран и многих государствах с переходной экономикой).
Поскольку рост населения происходит в беднейших регионах мира (прежде всего, в Африке), он обостряет продовольственную проблему, увеличивает опасность глобальных эпидемий, проблемы социально-экономического неравенства в мире.
С другой стороны, в мире в целом растет доля пожилых людей. Сейчас впервые в истории человечества пожилых людей в мире больше, чем детей в возрасте до пяти лет. К 2050 г. доля пожилых людей в общей численности населения достигнет 21%. Ни система социального обеспечения, ни система адаптации пожилых людей не изменяются столь высокими темпами, это ведет принципиальному изменению соотношения работающих и иждивенцев, снижая уровень жизни тех и других.
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА заключается в неспособности человечества полностью обеспечить себя продуктами питания в соответствии с физиологическими нормами.
За последние 50 лет в производстве продовольствия достигнут существенный прогресс, численность недоедающих и голодающих сократилась почти вдвое. Но численность испытывающих дефицит продуктов питания до сих пор превышает 850 млн. человек, т.е. абсолютную нехватку продовольствия (по калориям) испытывает каждый седьмой. Более 5 млн. детей умирают ежегодно от последствий голодания. Наиболее серьезной продовольственная проблема является для стран экваториальной Африки.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ:
1) загрязнение окружающей среды, вызванные этим потепление климата и повышение уровня мирового океана, разрушение озонового слоя, исчезновение многих видов животных и растений,
2) сокращение площади естественных экосистем (в том числе сокращение площади тропических лесов, эрозия пахотных земель, опустынивание, ухудшение качества и сокращение запасов пресной воды),
3) опасность техногенных катастроф – по мере роста технологических возможностей человека растет и опасность уничтожения жизни в крупный районах и на планете в целом.
Крупнейшая техногенная катастрофа нашего времени – авария на принадлежащем американской компании химическом заводе в г.Бхопал (Индия) в 1984 году. Из-за взрыва на заводе, производящем инсектициды, в атмосферу были выброшены ядовитые пары, убившие в день аварии 3 тыс. человек. Еще около 15 тыс. человек скончались от полученного отравления позднее. Общее число пострадавших оценивается в 150-600 тысяч человек.
Крупнейшей техногенной катастрофой на территории бывшего Советского Союза стала авария на Чернобыльской АЭС (г. Припять, современная Украина) в 1986 году. В течение трех месяцев после аварии погиб 31 человек, в последствие – еще до 80 человек. Из тридцатикилометровой зоны отчуждения были эвакуированы более 115 тыс. человек. Зона отчуждения сохраняется до сих пор.
Единственный крупный успех в решении глобальных экологических проблем – так называемых Монреальских протокол 1987 года, существенное сокращение выбросов хлорфторуглеродов, разрушающих озоновый слой атмосферы Земли. Сейчас озоновая дыра над Антарктикой постепенно сокращается и при сохранении этой тенденции озоновый слов восстановится к 2050-2070 году.
__________
ПРАКТИКА ПО ТЕМЕ
1. Выберите верные суждения о глобальных проблемах современного человечества и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Глобальными проблемами называется совокупность проблем, от решения которых зависит будущее человечества.
2) Глобальные проблемы могут быть самостоятельно решены отдельными странами мира.
3) Проблема «Север-Юг» проявляется в разрыве уровней экономического развития стран мира.
4) Одним из негативных результатов экономической деятельности людей стало истощение природных ресурсов.
5) Все глобальные проблемы являются следствием экономической глобализации
2. Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Факторы глобализации». Один из слайдов называется «Технологические факторы глобализации». Что из перечисленного Вы включили бы в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны эти признаки.
1) унификация вкусов,
2) появление микропроцессоров и новых средств коммуникации,
3) ослабление национальных традиций,
4) разрушение патриархальных семейных связей,
5) прогресс на транспорте («сжатие расстояний»),
6) увеличение скорости передачи информации
3. Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Глобализация в современном мире». Один из слайдов называется «Причины глобализации». Что из перечисленного Вам следует включить в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны эти причины.
1) возникновение социокультурного единства человечества
2) качественные изменения факторов производства
3) концентрация ресурсов на создании новых передовых технологий
4) появление микропроцессоров и цифровых средств коммуникации
5) разнообразие национальных валют
6) рост транснациональных корпораций
4. Установите соответствие между проявлениями и оценками последствий глобализации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ (первый столбец):
A) насаждение единого стандарта потребления,
Б) сближение народов и государств,
B) навязывание определённого образа жизни,
Г) стимулирование экономического развития,
Д) возникновение социокультурного единства человечества.
ОЦЕНКИ ПОСЛЕДСТВИЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ (второй столбец):
1) позитивные последствия,
2) негативные последствия.
Ответы к практике см. в комментариях
__________
Если было полезно, ставь 👍🏻, делай репост и делись своими мыслями в комментариях :)
⚡Записывайся на курсы подготовки к ЕГЭ/ОГЭ 2023 и переходи на New Level! 💪🏻😉
Ссылки для записи на занятия:
▪️ Сайт — http://newlevelege.ru
▪️ Vk — https://vk.com/new_level_ege
▪️ YouTube — https://www.youtube.com/channel/UCoZD5A90TG-pakM-8JTQpTA
▪️ Telegram — https://t.me/new_level_ege
__________
🎓 Онлайн-школа New Level School — это:
— занятия онлайн и в записи
— отдельная онлайн-платформа
— актуальная теория по всем темам
— тематическая практика в формате ЕГЭ/ОГЭ
— домашние задания для системного изучения тем
— поддержка от преподавателя и оперативная обратная связь
— профессиональные преподаватели из МГУ и других топовых вузов
— качественные конспекты на базе материалов, рекомендованных ФИПИ
Предметы:
▪️Обществознание (ЕГЭ, ОГЭ, ДВИ в МГУ, олимпиады)
▪️История (ЕГЭ, ОГЭ)
▪️Биология (ЕГЭ, ОГЭ)
📊 Основы финансовой грамотности
📈 Инвестиции на фондовом рынке