Найти тему
Прохожий

Противотанковая САУ «MARDER I».

Приветствую всех адекватных. Всех коллекционеров моделистов, и любителей истории БТ, а так же им сочувствующих! И с вами вновь ПРОХОЖИЙ. И сегодня посмотрим, историю противотанковой САУ «MARDER I».

И так поехали.

Противотанковая самоходное орудие «MARDER I», Auf GW LORRAINE SCHLEPPER (F).
Противотанковая самоходное орудие «MARDER I», Auf GW LORRAINE SCHLEPPER (F).

Причины появления САУ.

Об этой машине было сказано вскользь в другой моей статье немецкие “лягушатники” вермахта.

Как известно в1941-1942 годах немецкий вермахт столкнулся с нехваткой противотанковых средств на поле боя, после встречи на фронте с советскими танками КВ-1, и Т-34. Полевые орудия калибра 37-мм, а также Pak35/36 к началу Французской компании (1940 год) уже считались устаревшими. Трофейные чешские орудия калибром 47-мм (PAK(t)) , хоть и имели параметры лучше немецких по броне пробитию, но против КВ-1 была бессильна, а Т-34 брала только с близкого расстояния. Орудие калибром 50-мм орудие Pak 38 также в полной мере так же не оправдало возложенных на него надежд. Единственным средством против выше названных танков, была 88-мм зенитка Flak 18. Но она также имела недостатки: Малая мобильность и ее ограниченная численность в войсках.

Появление более мощных 75-мм (Pak 40), и 88-мм (Pak 43) орудий новых машин поправили ситуацию. Но вследствие малой мобильности приводили к мысли об установки орудие на механическое шасси. Одной из таких попыток и стало появление самоходного 75-мм орудия (75-мм орудие Pak 40 L/46) «MARDER I» Auf GW LORRAINE SCHLEPPER (F).

В ходе стремительного наступления по оккупации Франции (Май - Июнь 1940 год), немецкая армия захватила богатые трофеи. Практически сотни исправных автомашин, танков и бронеавтомобилей. А так же много другой техники.

Самым важным трофеем были французские тракторы «LORRAINE». Во французской армии они использовались как бронетранспортеры мотопехоты, и артиллерийские тягачи. Машины были на гусеничном ходу, и полностью бронированы. За высокую надежность двигателя и ходовой, оцененных вермахтом, на их базе и было решено создать самоходную установку, присвоив ей название LORRAINE SCHLEPPER.

-2

Основные ТТХ самоходки.

Масса (тонн): 8

Длинна (м): 5,38

Ширина (м): 1,88

Высота (м): 2

Двигатель: “ De La Haye” 103 TT карбюраторный, 6-ть цилиндров, 70-т л.с.

Максимальная скорость: шоссе 38 км/ч.

Запас хода (км): шоссе 130, пересеченная местность 90.

Препятствия: ширина 1,8м., высота 0,56 м.

Глубина брода: 0,85 метра.

Угол подъема: 25 градусов.

Броня (мм): Лоб 13, борт 10, корма 10, рубка 7-15, крыша 5-6, днище 5-6.

Вооружение: 75-мм орудие Pak 40/1 L/46.

Боезапас: 40 снарядов.

Реализовывать проект доверили инженеру Альфреду Беккеру. Возглавлявшему одноименную фирму в городе Крефельд. Во время кампании на Западе, он в чине капитана командовал батареей артиллерийских орудий 227-ой пехотной дивизии. Беккер также отличился в наступлении через территорию Нидерландов, преобразовав свою батарею с конной тяги на механизированную, применив захваченные голландские грузовики. После оккупации Франции, 227-я пехотная дивизия остается на ее территории. Беккер увольняется со службы, для инженерной работы. Его работой заинтересовался вермахт, им летом 1942 года Беккера переводят в фирму «Alkett», с главным офисом в Берлине-Шпандау. Поличному приказу фюрера, он снова направляется во Францию, для оценки возможностей промышленности, для производства самоходных орудий для вермахта. Для него было создано конструкторское бюро, и передано несколько крупных предприятий. Задача было в срочном порядке создать самоходку в количестве не менее двух противотанковых дивизионов 2-х моторизованных дивизий. Так же он имел право проверять и забирать всю технику и запчасти со всех складов Франции. К началу лета 1942 года, фирмы «Alkett», и «Alfred Becker» дали проект машины. Уже 25 мая 1942 года машина пошла в серийную серию. Всего было использовано 160 тракторов LORRAINE.

САУ по приказу, именовалась как, 7,5 см Pak 40/1 auf Geschutzwagen Lorraine Schlepper(f) (Sd. Kfz.135.). В армии машину прозвали «Куница» (MARDER).

Противотанковая самоходное орудие «MARDER I», на шасси трактора LORRAINE 37L.
Противотанковая самоходное орудие «MARDER I», на шасси трактора LORRAINE 37L.
 «MARDER I», на шасси трактора LORRAINE 37L перемещается на позиции.
«MARDER I», на шасси трактора LORRAINE 37L перемещается на позиции.

В июне-августе 1942 года Вермахт получил 104 САУ, а к концу года еще 81 машину. Около 48-ми машин выпустила фирма«Alkett», и все остальные фирма «Alfred Becker».

САУ «MARDER I» имела ходовую часть состоящую из шести катков (диаметра- 44,5 мм) с каждого борта. Катки были обрезинены, и собраны в три пары тележек Плавность хода обеспечивали полуэллиптические листовые рессоры. Натяжение гусеницы достигалось 4-мя поддерживающими роликами. Которые устанавливались у основания рессор. Шасси имели гусеницы шириной 24-ре сантиметра.

Ближе к корме устанавливалась рубка. Рубка имела коробкообразную форму без крыши. Боковые листы рубки соединялись под углом.

Двигатель “ De La Haye” 103 TT карбюраторный, 6-ть цилиндров, мощностью 70 л.с. обеспечивал 38 километров в час скорости по шоссе. В баки входило 111 литров горючего, еще 25 литров было в резервных баках.

В лобовой части располагалось орудие 75-мм Pak 40. Углы наводки по вертикали от -5 до +22 градусов. При движении ствол фиксировался специальной стойкой. Боезапас составлял 40 снарядов. Часто для их пополнения был необходим подвозчик боеприпасов.

Из- за веса орудия, и как следствия перегрузки шасси, броня обеспечивала защиту только от пуль и осколков.

В конце 1942-го начале 1943-го года, Беккер приспособил 7,5 см Pak 40/1 орудие и на другие виды танков.

Редкое фото.  Альфред Беккер у САУ «MARDER I», на базе французского танка FCM 36.
Редкое фото. Альфред Беккер у САУ «MARDER I», на базе французского танка FCM 36.
САУ «MARDER I», на базе французского танка FCM 36. Модель из коллекции автора.
САУ «MARDER I», на базе французского танка FCM 36. Модель из коллекции автора.
САУ «MARDER I», на базе французского танка «Hotchkiss» H-39.
САУ «MARDER I», на базе французского танка «Hotchkiss» H-39.
САУ «MARDER I», на базе французского танка «Hotchkiss» H-39. Модель из коллекции автора.
САУ «MARDER I», на базе французского танка «Hotchkiss» H-39. Модель из коллекции автора.

Машины этого типа не отличались массовостью. САУ «MARDER I», на базе французского танка FCM 36 было выпушено 24 машины. САУ «MARDER I», на базе французского танка «Hotchkiss» H-39 было выпушено 10 штук. Причиной являлась нехватка исправных шасси обоих типов. Тем не менее, все типы машины участвовали в боях.

Боевая работа.

Прибытие САУ в район сосредоточения.
Прибытие САУ в район сосредоточения.

САУ «MARDER I» несли службу в оккупационных войсках. Состояли в составе противотанковых батальонов пехотных дивизий. Ими были укомплектованы некоторые части на восточном фронте 1943-1944 года, хотя узкие гусеницы создавали трудности их эксплуатации. А так же в Италии в тех же годах. В начале 1944 года в составе 9-ой армии (группа армий «Центр») сформировали 743-й отдельный противотанковый батальон. Батальон насчитывал 30 самоходных орудий. В их составе было 3-и установки «MARDER I». На 1 января 1944 года во Франции в строю было 131 САУ. Ранее (1943 год), была сформирована на базе трофейных французских машин, 931-я Западная мобильная бригада. Ставшая резервом немецкого командования группы армий «В».

В мае 1943 года, после гибели в Тунисе 21-ой танковой дивизии, ОКВ приказало восстановить ее в Нормандии. Используя часть машин 931-ой мобильной бригады.

В этот момент Альфред Беккер подает рапорт о возвращении в армию. Рапорт удовлетворяют. Получив звание майора, Беккер получает под командование 200-ый батальон штурмовых орудий. Батальон состоял из пяти батарей численностью 45 САУ «MARDER I».

Несмотря на слабую бронезащиту, САУ показали свою эффективность. Они успешно противостояли высадке в Нормандии летом 1944 года,
сопротивляясь англо-американским войскам. 2 июля 1944 года Гитлер подписывает приказ, о награждении Рыцарским крестом майора Альфреда Беккера, за образцовое выполнение задач командования и грамотное руководство своим батальоном во время боев за город Кан. Его 200-ый батальон не дал англо-американским войскам взять город Кан с ходу, в июне 1944 года.

К концу августа 1944 года все САУ были уничтожены или вышли из строя, либо из-за поломок, нехватки горючего, или отсутствия боеприпасов, а частью были брошены. Несколько машин достались англо-американским войскам как трофеи, захваченные в полевых мастерских.

Ну, вот что я хотел ВАМ уважаемые сегодня рассказать. Думаю, Вам было интересно. Всем удачи. И новых моделей. А с вами сегодня был прохожий. До новых встреч.