Приветствую всех адекватных. Всех коллекционеров моделистов, и любителей истории БТ, а так же им сочувствующих! И с вами вновь ПРОХОЖИЙ. И сегодня посмотрим, историю противотанковой САУ «MARDER I».
И так поехали.
Причины появления САУ.
Об этой машине было сказано вскользь в другой моей статье немецкие “лягушатники” вермахта.
Как известно в1941-1942 годах немецкий вермахт столкнулся с нехваткой противотанковых средств на поле боя, после встречи на фронте с советскими танками КВ-1, и Т-34. Полевые орудия калибра 37-мм, а также Pak35/36 к началу Французской компании (1940 год) уже считались устаревшими. Трофейные чешские орудия калибром 47-мм (PAK(t)) , хоть и имели параметры лучше немецких по броне пробитию, но против КВ-1 была бессильна, а Т-34 брала только с близкого расстояния. Орудие калибром 50-мм орудие Pak 38 также в полной мере так же не оправдало возложенных на него надежд. Единственным средством против выше названных танков, была 88-мм зенитка Flak 18. Но она также имела недостатки: Малая мобильность и ее ограниченная численность в войсках.
Появление более мощных 75-мм (Pak 40), и 88-мм (Pak 43) орудий новых машин поправили ситуацию. Но вследствие малой мобильности приводили к мысли об установки орудие на механическое шасси. Одной из таких попыток и стало появление самоходного 75-мм орудия (75-мм орудие Pak 40 L/46) «MARDER I» Auf GW LORRAINE SCHLEPPER (F).
В ходе стремительного наступления по оккупации Франции (Май - Июнь 1940 год), немецкая армия захватила богатые трофеи. Практически сотни исправных автомашин, танков и бронеавтомобилей. А так же много другой техники.
Самым важным трофеем были французские тракторы «LORRAINE». Во французской армии они использовались как бронетранспортеры мотопехоты, и артиллерийские тягачи. Машины были на гусеничном ходу, и полностью бронированы. За высокую надежность двигателя и ходовой, оцененных вермахтом, на их базе и было решено создать самоходную установку, присвоив ей название LORRAINE SCHLEPPER.
Основные ТТХ самоходки.
Масса (тонн): 8
Длинна (м): 5,38
Ширина (м): 1,88
Высота (м): 2
Двигатель: “ De La Haye” 103 TT карбюраторный, 6-ть цилиндров, 70-т л.с.
Максимальная скорость: шоссе 38 км/ч.
Запас хода (км): шоссе 130, пересеченная местность 90.
Препятствия: ширина 1,8м., высота 0,56 м.
Глубина брода: 0,85 метра.
Угол подъема: 25 градусов.
Броня (мм): Лоб 13, борт 10, корма 10, рубка 7-15, крыша 5-6, днище 5-6.
Вооружение: 75-мм орудие Pak 40/1 L/46.
Боезапас: 40 снарядов.
Реализовывать проект доверили инженеру Альфреду Беккеру. Возглавлявшему одноименную фирму в городе Крефельд. Во время кампании на Западе, он в чине капитана командовал батареей артиллерийских орудий 227-ой пехотной дивизии. Беккер также отличился в наступлении через территорию Нидерландов, преобразовав свою батарею с конной тяги на механизированную, применив захваченные голландские грузовики. После оккупации Франции, 227-я пехотная дивизия остается на ее территории. Беккер увольняется со службы, для инженерной работы. Его работой заинтересовался вермахт, им летом 1942 года Беккера переводят в фирму «Alkett», с главным офисом в Берлине-Шпандау. Поличному приказу фюрера, он снова направляется во Францию, для оценки возможностей промышленности, для производства самоходных орудий для вермахта. Для него было создано конструкторское бюро, и передано несколько крупных предприятий. Задача было в срочном порядке создать самоходку в количестве не менее двух противотанковых дивизионов 2-х моторизованных дивизий. Так же он имел право проверять и забирать всю технику и запчасти со всех складов Франции. К началу лета 1942 года, фирмы «Alkett», и «Alfred Becker» дали проект машины. Уже 25 мая 1942 года машина пошла в серийную серию. Всего было использовано 160 тракторов LORRAINE.
САУ по приказу, именовалась как, 7,5 см Pak 40/1 auf Geschutzwagen Lorraine Schlepper(f) (Sd. Kfz.135.). В армии машину прозвали «Куница» (MARDER).
В июне-августе 1942 года Вермахт получил 104 САУ, а к концу года еще 81 машину. Около 48-ми машин выпустила фирма«Alkett», и все остальные фирма «Alfred Becker».
САУ «MARDER I» имела ходовую часть состоящую из шести катков (диаметра- 44,5 мм) с каждого борта. Катки были обрезинены, и собраны в три пары тележек Плавность хода обеспечивали полуэллиптические листовые рессоры. Натяжение гусеницы достигалось 4-мя поддерживающими роликами. Которые устанавливались у основания рессор. Шасси имели гусеницы шириной 24-ре сантиметра.
Ближе к корме устанавливалась рубка. Рубка имела коробкообразную форму без крыши. Боковые листы рубки соединялись под углом.
Двигатель “ De La Haye” 103 TT карбюраторный, 6-ть цилиндров, мощностью 70 л.с. обеспечивал 38 километров в час скорости по шоссе. В баки входило 111 литров горючего, еще 25 литров было в резервных баках.
В лобовой части располагалось орудие 75-мм Pak 40. Углы наводки по вертикали от -5 до +22 градусов. При движении ствол фиксировался специальной стойкой. Боезапас составлял 40 снарядов. Часто для их пополнения был необходим подвозчик боеприпасов.
Из- за веса орудия, и как следствия перегрузки шасси, броня обеспечивала защиту только от пуль и осколков.
В конце 1942-го начале 1943-го года, Беккер приспособил 7,5 см Pak 40/1 орудие и на другие виды танков.
Машины этого типа не отличались массовостью. САУ «MARDER I», на базе французского танка FCM 36 было выпушено 24 машины. САУ «MARDER I», на базе французского танка «Hotchkiss» H-39 было выпушено 10 штук. Причиной являлась нехватка исправных шасси обоих типов. Тем не менее, все типы машины участвовали в боях.
Боевая работа.
САУ «MARDER I» несли службу в оккупационных войсках. Состояли в составе противотанковых батальонов пехотных дивизий. Ими были укомплектованы некоторые части на восточном фронте 1943-1944 года, хотя узкие гусеницы создавали трудности их эксплуатации. А так же в Италии в тех же годах. В начале 1944 года в составе 9-ой армии (группа армий «Центр») сформировали 743-й отдельный противотанковый батальон. Батальон насчитывал 30 самоходных орудий. В их составе было 3-и установки «MARDER I». На 1 января 1944 года во Франции в строю было 131 САУ. Ранее (1943 год), была сформирована на базе трофейных французских машин, 931-я Западная мобильная бригада. Ставшая резервом немецкого командования группы армий «В».
В мае 1943 года, после гибели в Тунисе 21-ой танковой дивизии, ОКВ приказало восстановить ее в Нормандии. Используя часть машин 931-ой мобильной бригады.
В этот момент Альфред Беккер подает рапорт о возвращении в армию. Рапорт удовлетворяют. Получив звание майора, Беккер получает под командование 200-ый батальон штурмовых орудий. Батальон состоял из пяти батарей численностью 45 САУ «MARDER I».
Несмотря на слабую бронезащиту, САУ показали свою эффективность. Они успешно противостояли высадке в Нормандии летом 1944 года,
сопротивляясь англо-американским войскам. 2 июля 1944 года Гитлер подписывает приказ, о награждении Рыцарским крестом майора Альфреда Беккера, за образцовое выполнение задач командования и грамотное руководство своим батальоном во время боев за город Кан. Его 200-ый батальон не дал англо-американским войскам взять город Кан с ходу, в июне 1944 года.
К концу августа 1944 года все САУ были уничтожены или вышли из строя, либо из-за поломок, нехватки горючего, или отсутствия боеприпасов, а частью были брошены. Несколько машин достались англо-американским войскам как трофеи, захваченные в полевых мастерских.
Ну, вот что я хотел ВАМ уважаемые сегодня рассказать. Думаю, Вам было интересно. Всем удачи. И новых моделей. А с вами сегодня был прохожий. До новых встреч.