Найти тему
Профи

Курсовая работа "Внешний долг РФ: проблемы и перспективы"

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования внешнего долга РФ 7

1.1 Понятие и сущность государственного внешнего долга

1.2 История возникновения внешнего долга РФ 11

1.3 Методы управления государственным внешним долгом 16

Глава 2. Анализ и оценка исследования внешнего долга РФ 19

2.1 Оценка состояния и динамика внешнего долга

2.2 Анализ системы управления внешним долгом 29

2.3 Проблемы и перспективы государственного внешнего долга РФ 35

Заключение 38

Список использованной литературы 41

Приложение 45

Введение

Современный мир сложно представить без развитой системы международного кредитования. Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой. По статистическим данным некоторых стран мира существуют сведения, что практически все страны в сложившейся эпидемиологической ситуации, которая послужила катализатором кризисных процессов в мировой экономике, имеют внешний государственный долг. Данная обстановка в мире приводит к значительным изменениям в международном взаимодействии, приостанавливая процессы глобализации. Преодоление пандемии и минимизация ее негативных последствий требует колоссальных финансовых вложений. Мировой долг к началу 2021г достиг рекордного уровня в 281 трлн. долларов. Это в 3.5 раза превышает объем глобального ВВП. За период пандемии прирост составил 24 трлн. USD[1]. Лидирующие позиции по внешнему государственному долгу в 2021году занимают высокоразвитые страны мира, такие как США (21 764 799 млн. долл.), Великобритания (9 837 535 млн. долл.), Франция (7 368 685 млн. долл.), Норвегия (7 110 029 млн. долл.)[2], страна занимающая первое место по уровню жизни населения и др.

Безусловно, каждое государство развивает и совершенствует систему управления внешним долгом своими методами. В настоящее время, многие американские экономисты считают, что внешний государственный долг США не является отрицательным фактором для экономики. В неограниченном количестве американцы заливают экономическую катастрофу деньгами, запустив печатный станок на полную мощность.

Автор статьи Алан Раппепорт, американский репортер по экономической политике газеты “ New York Times ”, “ Государственный долг США превысил 30 триллионов долларов, поскольку, объем заимствований вырос на фоне пандемии”, сообщает: “Некоторые американские экономисты утверждают, что большая долговая нагрузка страны не является вредной для здоровья, учитывая, что экономика растет, процентные ставки низкие, а инвесторы по- прежнему готовы покупать ценные бумаги Казначейства США, что дает им безопасные активы, помогающие управлять своими финансовыми рисками. Эти ценные бумаги позволяют правительству относительно дешево занимать деньги и использовать их для инвестиций в экономику”[3]. Однако, мнения расходятся с другими исследователями в этой области, которые утверждают, что в США уже созданы все ключевые условия для гиперинфляции. На лицо переизбыток денежных бумаг без соответствующего увеличения производства товаров, и государственное регулирование в активной позиции.

Управление государственным внешним долгом в России на сегодняшний день является одним из первостепенных вопросов. Автор статьи журналист Антон Дубровский “Внешний долг России в 2022году сократится: риск возможного дефолта минимизирован”, утверждает:” По оценкам экспертов, совокупный внешний долг РФ по итогам прошлого года составил 27% ВВП и вернулся на допандемийный уровень. Они считают, что столь низкий уровень связан с ограниченными возможностями новых заимствований из-за сегодняшних санкций и увеличившихся геополитических рисков, а не опережающим ростом экономики. В центре развития Высшей школы экономики предполагают:” В ближайшие 2 года к этим факторам добавится увеличение стоимости заимствования из- за роста процентных ставок”[4].

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современных условиях развития экономики внешние заимствования, так или иначе, будут присутствовать в стране, так как в хозяйственной деятельности государства внешние займы играют существенную роль, особенно в условиях кризиса, пандемии, жестких санкций, нестабильного состояния национальной безопасности. От грамотного регулирования внешним государственным долгом будет зависит не только состояние бюджета страны, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, но и развитие многих макроэкономических показателей.

Особую актуальность приобретают вопросы обоснования оптимальных объемов внешнего долга, поиск источников его погашения, использование эффективных методов управления долгом.

Целью работы является рассмотрение вопроса о проблемах и перспективах государственного внешнего долга РФ на современном этапе.

Задачи исследования:

- рассмотрение понятия и сущности внешнего государственного долга;

- оценка и анализ состояния и динамики внешнего долга РФ;

- анализ системы управления внешним долгом;

- изучения проблем и перспектив внешнего долга РФ.

Объект исследования- государственный внешний долг РФ.

Предмет исследования- экономические отношения, возникающие в процессе управления внешним долгом.

Метод исследования: изучение и анализ литературы, сравнительный анализ, расчеты, описание.

Обзор литературы:

- Изучением государственного долга России, оценкой современного состояния занимаются такие авторы, как Абышева А.В, Мамаева З.М., Миронов А.В и др.

- Анализом динамики, масштабов и влияния государственного долга на экономическую безопасность занимаются авторы: А.О. Шабалин, О.А.Николайчук и др.

- Изучением сущности, методов и проблем управления внешним государственным долгом занимаются авторы: Бекмурзаев И.Д., Хажмурадов З.Д., Хажмурадова С.Д.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. Общий объем работы 54 страницы, список использованной литературы включает в себя 25 источников.

Глава1. Теоретические аспекты государственного внешнего долга РФ

1.1 Понятие и сущность государственного внешнего долга

Бюджетный Кодекс РФ дает одно общее определение государственного долга в статье 97 “Государственный долг Российской Федерации”: “К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства, возникшие в результате принятие законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса”.[5]

Научная статья С.С. Данилова, И.Г. Монина и др.” Теоретические основы внешнего долга Российской Федерации и методы его регулирования” описывает два подхода к определению внешнего долга с позиции теории экономических исследований. В основе этих подходов лежат принципы:

1. резидентства экономического субъекта - в состав внешнего долга включаются обязательства перед нерезидентами, выраженные как в иностранной валюте, так и в национальной валюте;

2. валюты долговых обязательств - в состав внешнего долга входят обязательства только в иностранной валюте.

Бюджетный Кодекс РФ включает в состав внешнего долга обязательства перед нерезидентами, выраженные только в иностранной валюте. Под структурой совокупного внешнего долга Центральный банк рассматривает как долг, охватывающий внешнюю задолженность органов государственного управления, Центрального банка, а также тех банков и банковских корпораций, в которых органы государственного управления и Центральный банк владеют 50 и более процентами участия в капитале или контролируют их. Остальные долговые обязательства, не подходящие в это определение, классифицируются как внешний долг частного сектора. В результате, было сформулировано такое определение: “Внешний долг – суммарные обязательства частного и государственного сектора Российской Федерации, выраженные в иностранной и национальной валютах, перед иностранными государствами, международными организациями и организациями- нерезидентами, подлежащие возврату в полном объеме и на определенную дату”.[6] Другие источники дают такое понятие внешнего государственного долга: “ Внешний долг Российской Федерации- долговые обязательства Российской Федерации в иностранной валюте”

Инструментами заимствования государственного внешнего долга выступают:

- прямые займы на базе международных договоров, соглашений о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет;

- выпуск облигаций и их размещение на мировых фондовых биржах.

Кредиторами выступают международные организации (МВФ, Всемирный банк, Парижский клуб кредиторов и др.), финансово- кредитные учреждения из разных стран.

Классификация по объему государственного внешнего долга РФ сформулирована в Бюджетном Кодексе РФ п.5 статья 98” Структура государственного долга Российской Федерации, виды и срочность долговых обязательств Российской Федерации”:

1.номинальная сумма долга по кредитам, привлеченным РФ, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

2.объем основного долга по кредитам, привлеченным Российской Федерацией, обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам, привлеченным под государственные гарантии РФ;

3.объем обязательств, вытекающих из государственных гарантий РФ, выраженных в иностранной валюте. [7]

БК РФ Статья 108 “Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации” представляет перечень всех внешних заимствований Российской Федерации на очередной год и плановый период по видам заимствований с отражением разницы между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основного долга по каждому виду долгового обязательства, а также перечень внешних заимствований с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования с указанием:

1. для несвязанных (финансовых) заимствований: источника привлечения, суммы заимствования, сроки погашения;

2. для целевых иностранных заимствований: конечного получателя, цели заимствования и направления использования, источника заимствования, суммы заимствования, сроки погашения, оценки объема использованных средств до начала очередного финансового года, прогноза объема использования средств в очередном финансовом году и другое. [8]

Сущность внешнего долга заключается в том, внешние заимствования являются одним из основных источников покрытия дефицита государственного бюджета. Рациональное использование иностранных займов, кредитных соглашений способствует решению социально- экономических проблем, ускоряет в значительной степени экономическое развитие. В тоже время, масштабное заимствование может привести страну к зависимости от кредиторов. Постоянное увеличение объема государственного долга нарушает процессы воспроизводства, повышает уровень инфляции, осложняет функционирование экономического системы. Поэтому, внешний государственный долг как неотъемлемое явление рыночной экономики прямо или косвенно влияет на состояние платежного баланса, объемы иностранных инвестиций, уровень инфляции и пр.

Таким образом, внешний государственный долг и государственный дефицит взаимообусловлены, так как определяющим фактором возрастания бюджетного дефицита за счет обслуживания и погашения взятых долгов является возрастание государственного долга. Сокращение текущей долговой нагрузки и улучшение ситуации в стране является важным направлением рациональной финансовой политики. Чтобы правильно оценить обстановку в стране, необходимо исследовать все особенности внешнего государственного долга, его управления, а также использовать накопленный опыт.

1.2 История возникновения внешнего долга РФ

Опыт в развитии внешнего государственного долга хорошо прослеживается в научной работе Осколковой Н.А. “История становления и развития института государственного долга в России.” Он набирает обороты в XVIII веке со времен правления императрицы Екатерины II, когда был получен первый заем в Голландии в 1769г. Однако, в период правления Михаила Федоровича уже происходили первые попытки обращений за помощью к Голландии, в связи с необходимостью погашения расходов на ведение первой Турецкой войны (1768-1774гг). В этот же период был создан Комитет уполномоченных для производства денежных негоциаций в иностранных землях с функциями по управлению государственным долгом.

После получения первого займа общий объем внешнего государственного долга увеличивался вплоть до начала царствования императора Александра I. Из-за нестабильного положения в Европе и участия в нескольких войнах первые попытки по сокращению внешнего долга не увенчались успехом. Именно в этот период, по мнению специалистов, правительство приняло решение сместить направление с займов внешних на займы внутренние. В 1817г. учреждена Государственная долговая книга, которая состояла из 3-х частей:

1.для внесения долгов по внешнему займу(голландскому);

2.для внутренних срочных долгов;

3.для долгов бессрочных.

Правительство того времени строила планы по избавлению государственных долгов. Но Отечественная война 1812г помешала реализации планов по ликвидации каких – либо долгов.

Государственных долг непрерывно рос до 50-х годов XIX в., в большей степени внутренний. Кредитором внешних займов для России по- прежнему оставалась Голландия. Главными целями заимствований были покрытие дефицита государственного бюджета и обеспечение чрезвычайных расходов, связанных с участием государства в боевых действиях таких, как Крымская война.

Частные отечественные компании также, как и государство попали в список внешних должников в период правления императора Александра II, это был итог финансовой политики правительства. Война с Турцией явилась дополнительной долговой нагрузкой для государства. В результате, к 1881г общий объем внешнего долга составил 2020млн. рублей, в то время как в 1854г. он равнялся 340млн. рублей.

Период до начала XX века оказался для российской экономики благополучным, в связи отсутствия войн. Велась работа по консолидации и конверсии займов с целью уменьшения нагрузки их обслуживания. В это время возросла ценность и российских долговых обязательств. Экономика стабилизировалась и эффективно развивалась, доходная часть росла быстрее, несмотря на общий рост внешней задолженности до 2,4 млрд. рублей.

Негативное воздействие на долговую политику оказала Русско- Японская война 1905-1907гг. В период правления императора Николая II общая сумма займов у Германии и Франции достигла 2 млн. рублей. Население не поддержало политику правительства и из кредитных учреждений стали изыматься денежные вклады, бумажные деньги стали массово обмениваться на золото. Это могло способствовать отмене золотого стандарта. Поэтому, вновь возник вопрос о необходимости получения не только внутренних, но и внешних займов. Однако, несмотря на сложную военно- политическую обстановку, российские займы пользовались популярностью за рубежом, например, во Франции. Финансовые отношения имели положительную оценку между французскими банками и российским правительством в период напряженных отношений с немецкими властями. Финансовая система России с помощью займов стала достаточно устойчивой и носила стабильный характер. К концу правления Николая II объем внешней задолженности оставался высоким, однако в разы быстрее росла доходная часть бюджета, и в итоге на ежегодное обслуживание долга тратилось только 5,5% дохода.

Подводя итог дореволюционного периода, можно наблюдать не единообразную политику российского государства в отношении внешних заимствований, которая по-разному сказывалась на развитии экономики. Необходимо отметить стремление власти эффективно использовать всевозможные заимствования, а также заботу о сохранении позиции государства во внешнеэкономических отношениях.

Радикальные методы управления государственным долгом характеризуют советский период. Международные долговые отношения стали затруднительными в связи с тем, что советское правительство выбрало метод аннулирования долговых обязательств, заключенным царским и Временным правительством. “ Декрет об аннулировании государственных займов” был принят на основании абсолютного отказа от разного рода внешних заимствований. После Рапалльского договора с Германией Россия начинает получать краткосрочные кредиты под импорт и экспорт. Срок кредитов постепенно удлиняется, круг стран- кредиторов расширяется и на конец 1926года внешний госдолг составляет 210 млн. рублей.

К каким- либо разновидностям государственных задолженностей политика советского правительства по- прежнему оставалась непримиримой. Внешние займы рассматривались как элемент экономического порабощения России. Уровень внешнего долга вырос во время Второй мировой войны. Основными странами –кредиторами были США и Великобритания. Взамен поставлялось советское золото. В результате, несмотря на активный вывоз золота, общий объем задолженности перед данными странами не представляется возможным подсчитать.

Полное возвращение на международный рынок произошло в начале 60-х годов XXвека. А со второй половины 80-х годов XX века оплачивать кредиты для СССР стало проблематично и с 1985г. бюджет страны был дефицитным. Экономическая политика того времени, не обеспеченная собственными ресурсами, способствовала наращиванию внешнего долга.

Новому государству, Российской Федерации, в 1991г. в наследство перешли долги СССР, которые составляли 31 млрд. долларов общей суммы внешней задолженности, при этом к основному долгу в число общей задолженности входят неуплаченные проценты. Членами Совета Федерации В.П. Никитиным и С.Ю. Глазьевым был предложен законопроект в 2001г.“О государственном внешнем долге и внешних активах бывшего СССР, полученными Российской Федерацией в качестве государства- правопреемника СССР”, который был вынесен на обсуждение, но так и не принят по настоящее время. Возможно, принятие соответствующего документа позволило бы разрешить многие вопросы о невозможности переложения государственного долга СССР на Российскую Федерацию. Но несмотря на данную ситуацию, Россия активно кредитуется на внешних рынках. В 2016г. уровень внешнего долга был равен 50 млн. долларов. В число кредиторов входят международные финансовые организации: Международный валютный фонд, Всемирный банк и иные. В настоящее время внешний долг России по оценке Банка России по состоянию на 1 января 2022года составил 478,2 млрд. долларов США.[9]

Таким образом, история развития внешнего государственного долга в России проходит три этапа: дореволюционный (до 1917г), советский (с1917г до 1991г) и постсоветский (с 1991г. по настоящее время). Каждый из этих этапов характеризуется присущими только ему особенностями:

I. в дореволюционном периоде политика властей носила разноплановый характер в отношении развития внешнего долга. В один исторический период правительство активно пользовалась внешними займами, практически не отдавая их, в другой – минимально обращаясь за помощью извне.

II. Стагнацией международных экономических отношений и жесткими методами регулирования внешним государственным долгом характеризуется советский период.

III. Правительство современного этапа развития внешнего долга активно использует разнообразные методы реализации долговой политики. [10]

Подводя итог, следует отметить, что в настоящее время Россия находится на качественно новом этапе долговых отношений. В этом периоде Россия характеризуется как государство с высоким уровнем финансовой независимости от других стран, страна, которая может позволить “списать” долги некоторых государств, где сама выступает кредитором. Российское государство способно полностью обеспечивать собственное существование и развитие самостоятельно, получая минимальную поддержку от международных финансовых организаций.

1.3 Методы управления государственным внешним долгом

Государственный внешний долг, как инструмент, используемый для покрытия государственных расходов, требует эффективного управления, которое предусматривает взаимодействие субъекта на объект, выражаемое в совокупности инструментов, методов и механизмов, закрепленных законодательно с учетом исторических предпосылок использования.

Исходя из исторических и экономических предпосылок, реализация управления государственным долгом осуществляется посредством применения следующих методов:

- рефинансирование – выпуск новых займов в целях покрытия ранее выпущенных долговых обещаний: преждевременная замена одних обязательств на иные с более длительными сроками погашения, замена обязательств с истекшими сроками погашения на новые, по сумме эквивалентные погашаемым, продажа новых облигаций и за счет вырученных средств погашение облигаций с истекшими сроками погашения.

- конверсия, предполагающая изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам. Обмен долга на акции, замена долга на продукты, обратный выкуп долга заемщиком на особых условиях- более широко применяемые виды конверсии;

- консолидация, подразумевающая изменение условий заимствований в части увеличения сроков, на которые предоставляются долговые обязательства, т.е. предполагает перенос погашения на более поздний срок;

- унификация, представляет собой, решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов, а также обмен ранее выпущенных облигаций и сертификатов на облигации и сертификаты новых займов;

- отсрочка погашения займов, представляющая собой применение такого метода, как консолидация, с одновременным отказом государства выплачивать доходы по данным долговым обязательствам;

- аннулирование государственного долга, т.е. отказ государства от всех ранее взятых на себя долговых обязательств;

- реструктуризация- подписание соглашения о прекращении долговых обязательств, составляющих государственный долг с заменой его на долговые обязательства с другими условиями обслуживания и погашения. Другими словами, это составление нового, более выгодного для должника графика выплаты долга, чем это предусмотрено первоначальным соглашением.

- новация- заключение соглашения между заемщиком и кредитором по замене одних обязательств другими. Возможен также перевод в заемное обязательство долга, возникшее из любого другого основания, в частности купли- продажи, аренды имущества, и наоборот. Данный метод является, по мнению некоторых специалистов, частным случаем реструктуризации;

- списание долга путем сокращения суммы основного долга;

- секьюритизация- обмен долгов на облигации;

- обмен облигаций по регрессивному соотношению, когда несколько ранее выпущенных облигаций займа приравниваются к одной новой;

- досрочное погашение, которое предполагает экономию бюджетных средств при необходимости их будущего обслуживания;

- дефолт- это невыполнение обязательств должника по выплате долга – как процентов по нему, так и основной заемной суммы. Дефолт по государственным долгам может быть объявлен по внешнему долгу- перед другими странами, международными фондами, иностранными корпорациями. Он заключен в специальных ценных бумагах- государственных облигациях.

Каждый метод имеет свою специфику и применяется индивидуально к долговым обязательствам. Методы управления государственным долгом можно разделить на административные (конверсия, унификация, консолидация, списание, аннулирование, отсрочка погашения и т.д.) и рыночные (реструктуризация, новация, пролонгация, доразмещение, выкуп, секъюритизация, обмен и др.). Применение методов со стороны правительства односторонним принятием решения, без получения предварительного согласия со стороны кредитора, характеризует административный метод. Если принятию решения предшествует переговорный процесс между кредитором и заемщиком, при этом кредиторы вправе решать, принимать им предложенные условия или отказаться от них являются рыночными методами, которые носят согласительный характер.

В результате, использование всех известных методов регулирования внешним долгом, выбранных государством в соответствии с политикой управления внешним долгом, так или иначе, способствует сокращению долговой нагрузки и улучшения ситуации в стране. Эффективность системы управления государственным долгом характеризуется целым рядом показателей, которые исследуются и анализируются в следующей главе.

Глава 2. Анализ и оценка исследования внешнего долга РФ

2.1 Оценка состояния и динамика внешнего долга

Состояние экономики, эффективная деятельность структур, финансирование хозяйственной деятельности страны отражаются в абсолютной величине, динамике и темпе изменения государственного долга.

По данным Приложения 1, которые показывают объем внешней задолженности по секторам за 2019-2021 года, необходимо провести анализ основных показателей с оценкой количественных и качественных изменений внешней задолженности РФ.

В соответствии с международной методологией внешний долг на отчетную дату представляет собой непогашенную сумму текущих безусловных обязательств резидентов Российской Федерации перед нерезидентами в виде основного долга и начисленных на отчетную дату процентов, подлежащих погашению в будущем. Внешняя задолженность РФ на 01.01.2022г составила 478 162 млн. долларов США, что больше на 11 049 млн. долларов (+2,4%) по сравнению с показателем на 01.01. 2021г и меньше на 13 165 млн. долларов (-2,8%), чем показатель на 01.01.2020 г.

Долг органов государственного управления на 01.01.2022г уменьшился на 2 504 млн. долларов (уменьшение на 4%) по сравнению с показателем на 01.01.2021годом и уменьшился на 7 372 млн. долларов (уменьшение на 11,78%), чем показатель на 01.01.2020г.

Новый российский долг на 01.01.2022г сократился на 2 425 млн. долларов (уменьшение на 3,9%) по сравнению с показателем на 01.01.2021г и уменьшился на 7 171 млн. долларов (уменьшение на 11,5%) показателя на 01.01. 2020г.

Долг бывшего СССР на 01.01.2022г уменьшился на 71 млн. долларов (уменьшение на 23,59%) по сравнению с показателем на 01.01. 2021г и на 139 млн. долларов (уменьшение на 46,18%) по сравнению с показателем на 01.01. 2020г.

Задолженность Центрального банка на 01.01.2022г увеличилась на 21 185 млн. долларов (увеличение на 62,02%) по сравнению с показателем на 01.01. 2021г и увеличилась на 20 335 млн. долларов (увеличение на 59,53%) по сравнению с показателем на 01.01.2020г

Долг банковского сектора на 01.01.2022г увеличился на 7 688 млн. долларов (+9,63%) по сравнению с показателем на 01.01.2021г и увеличился на 2 877 млн. долларов (+3,6%) по сравнению с показателем на 01.01.2020г

Задолженность прочих секторов на 01.01.2022г уменьшилась на 15 320 млн. долларов (-5,8%) по сравнению с показателем на 01.01.2021г и уменьшилась на 29 004 млн. долларов (- 9,62%) по сравнению с показателем на 01.01.2020г.

По ключевым агрегатам внешней задолженности РФ на 01.01.2022г Банк России определил оценку в деталях:

- в результате сокращения вложений нерезидентов в суверенные ценные бумаги снизилась иностранная задолженность органов государственного управления на 2,5 млрд. долларов США;

- увеличение долга центрального банка на 21,2 млрд. долларов США обусловлено главным образом распределением в пользу Российской Федерации авуаров СДР;

- в результате привлечения средств нерезидентов в рамках межбанковских операций выросла внешняя задолженность банков с начала года на 7,7 млрд. долларов;

- за счет сокращения внешней задолженности в форме кредитов, привлеченных в том числе в рамках отношений прямого инвестирования, иностранные долговые обязательства прочих секторов стали меньше на 15,3 млрд. долларов США. [11]

Соответственно, за предшествующие 3 года произошло сокращение внешнего государственного долга за счет уменьшения суммы долга государственного управления, нового российского долга, долга бывшего СССР и прочих секторов перед нерезидентами. Но значительное повышение уровня внешнего долга наблюдается в области банковского сектора и Центрального банка.

В Приложении 2 сформирована структура внешнего государственного долга РФ по состоянию на 01.01.2022г. Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) составляет 59 702,0 млн. долларов США, что на 2 999,1 млн. долларов больше (+5,02%), чем сумма задолженности на 01.01.2021г и на 4 853,7 млн. долларов (+8,13%), чем показатель на 01.01.2020г. Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2022г в сумме 72,0 млрд. долларов США, или 61,0 млрд. евро был установлен Федеральным законом от 8 декабря 2020г. № 385-ФЗ “О федеральном бюджете на 2021год и плановый период 2022г и 2023годов.” [12]

По данным показателей наибольшую долю в структуре внешней государственной задолженности в стоимостном и процентном выражении (Рисунок 1) составляет задолженность:

-2

Рисунок 1 - Структура государственного внешнего долга РФ по состоянию на 01.01.2022г, %

- по внешним облигационным займам – 39 066,0 млн. долларов, ее доля- 65,4%. Она увеличилась по сравнению с показателем на 01.01.2021г на 808,3млн. долларов (+2,07%), уменьшилась по сравнению с показателем на 01.01.2020г на 1 594,7млн. долларов (- 4,08%).

- также значительную долю в структуре внешнего долга занимают государственные гарантии РФ в иностранной валюте- 18 839,7 млн. долларов, что составляет 31,56%, и показывает увеличение по сравнению с показателем на 01.01.2021г на 1 243,1млн. долларов (+6,6%) и увеличение на 5 586,9 млн. долларов (+29,65%) по сравнению с показателем на 01.01.2020г.

Коэффициенты, характеризующие внешнюю задолженность представлены в Приложении 3, которые делятся две группы показателей: показатели на основе переменных, отражающих потоки; показатели на основе переменных, отражающих остатки. Для того, чтобы оценивать ситуацию объективно, перекрывают ли доходы государства долги, задолженность государства сравнивают с ВВП. Наличие достаточного уровня экономической продукции для покрытия долга показывает низкий процент госдолга к ВВП. Данный показатель является одним из важных.

-3

Рисунок 2- Отношение внешнего долга России к объему ВВП, %.[13]

С 2016г по 2018год видна тенденция к снижению соотношения объема внешнего долга к объему ВВП на 13%. В 2020г. объем внешнего долга к объему ВВП увеличился до 32%, т.е. совершил скачок в сторону увеличения на 5% за периоды с 2018г по 2020г. Эпидемиологическая обстановка во всем мире, введение новых санкций, значительное падение доходов населения, ухудшение мировой конъюнктуры на сырьевых рынках подтолкнуло государство на дополнительные заимствования, произошло увеличение долга в некоторых секторах государства по состоянию на 01.01.2022г. на 2,4%. Тенденция к росту сохраняется даже в периоды утверждения федерального бюджета с профицитом. Причина роста задолженности, связана с увеличением бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой, лечением и устранением последствий новой короновирусной инфекции, а также с необходимостью финансирования национальных проектов, заложенных бюджетом РФ в 2020году и др.

Таблица 1- Внешний долг к ВВП некоторых развивающихся и развитых стран мира ,%[14]

Страна

Внешний долг к ВВП (номинальный),%

Китай

17,2

Россия

31,5

Турция

62,3

Япония

92,9

США

104,0

Италия

145,9

Германия

175,9

Испания

208,3

Франция

283,5

Великобритания

362,9

Норвегия

1964,0

Таблица 1 показывает невысокий уровень внешней задолженности к ВВП нашего государства по сравнению с некоторыми странами мира. На сегодняшний день уровень валового внешнего долга к ВВП остается низким (около 31%). Для развитых стран критический уровень внешнего долга составляет свыше 60% от ВВП, а в соответствии с классификацией Международного банка реконструкции и развития отношение валового внешнего долга к ВВП менее 48%- низкая, 48%-80%- умеренная задолженность.

Показатели объемов расходов на обслуживание внешнего долга (Рисунок 3) с 2020г указывают на ежегодное уменьшение объемов расходов.

-4

Рисунок 3 - динамика объемов расходов на обслуживание Государственного долга Российской Федерации за 2018г-2024годах, млрд. руб. [15]

В 2022году объем расходов на обслуживание внешнего долга на 11,1млрд. рублей меньше (- 7%), чем в 2021году и на 16,5 млрд. рублей (-10,06%), чем в 2020г. Это связано с уменьшением объемов внешнего долга.

Динамика долговой нагрузки и стоимость ее обслуживания напрямую влияют на устойчивость макроэкономических параметров государства. Соотношение обслуживания внешнего долга к экспорту характеризует чувствительность погашения обязательств по обслуживанию долга к неожиданному сокращению поступлений от экспорта. Отношение обслуживания долга к экспорту позволяет учитывать соотношение льготных и нельготных обязательств в составе долга, а динамика этого показателя может предоставить информацию о пике платежей. Отношение расходов на обслуживание государственного внешнего долга к доходам от экспорта- характеризует изменение ресурсной базы погашать долг, ибо экспорт является одним из основных источников притока иностранной валюты для обеспечения ликвидности всей платежной системы.

На Рисунке 4 наблюдается значительное уменьшение показателя экспорта в 2021г с 85% до 65% (- 20%), по сравнению с 2020г, где наблюдается рост экспорта до 85%. Однако данный показатель не является критическим. На сегодняшний день, в связи с санкциями, происходит уход зарубежных нефтесервисных компаний, которые поставляли оборудование для Российской нефтегазовой отрасли, в частности, американская компания” Halliburton”, занимающаяся поставками оборудования для бурения скважин, моделирования и всего того, что необходимо для добычи газа и нефти. Поэтому, в будущем времени могут возникать проблемы с их добычей, в результате чего, может резко сократится объем добычи.

-5

Рисунок 4 - Динамика экспорта и импорта,%.[16]

Это большой удар по экспорту энергоносителей, соответственно, отрицательно скажется на расходы по обслуживанию внешнего госдолга, так как нефтегазовые доходы- это одна из основных причин, почему государству удается сохранять низкий уровень долга.

По сравнению с другими странами мира Российская Федерация по внешней задолженности занимает далеко не первое место (Рисунок 5). Подводя итог, следует отметить, что с января 2022года тенденция к росту внешней задолженности сохраняется даже в периоды утверждения федерального бюджета с профицитом. На формирование внешнего государственного долга, помимо санкций со стороны Запада, большое влияние оказывают огромная сырьевая зависимость бюджета РФ, мировые цены на энергоносители, сокращение экспорта энергоносителей, падение курса рубля, сокращение доходов населения страны.

-6

Рисунок 5- Внешние долги стран мира, млн. долларов[17]

Несмотря на то, что внешняя задолженность сегодня находится ниже установленных пределов, государству необходимо принимать меры по эффективному регулированию внешнего государственного долга.

2.2 Анализ системы управления внешним долгом

Система управления государственным долгом представляет собой взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных и других процедур, направленных на эффективное регулирование размера, стоимости и оптимизации структуры государственного долга, снижение влияния долговой нагрузки и связанных с ней рисков на экономику страны. Она связана с бюджетным процессом, поскольку долговая политика и система управления государственным долгом непосредственно влияют на формирование бюджетной политики. Планирование уровня российского госдолга базируется на Бюджетном кодексе с учетом положений “Основных направлений государственной долговой политики РФ”. В России управление госдолгом осуществляется в лице Правительства РФ, либо уполномоченного им Министерства финансов.

Схемы расчетов, применяемые в отношении государственного долга РФ можно выделить следующие:

- реструктуризация задолженности перед Парижским и лондонским клубами кредиторов с консолидацией в основной долг части процентных платежей;

- операции по обмену ГКО на евробонды;

- посткризисная новация ГКО-ОФЗ;

- обмен коммерческой задолженности на еврооблигационные займы.

А также “нестандартные” схемы, к которым относятся операции, проводимые на основе соответствующих соглашений, по которым Минфин России осуществляет финансирование экспортеров, поставляющих продукцию за рубеж в счет погашения внешней задолженности. Все финансирование экспортных поставок является по сути своей беспроцентными бюджетными ссудами, которые можно расценить как погашенные в случае осуществления экспорта. Например, Китай списал с России советский долг на сумму свыше 50 млн. долларов взамен поставок промышленной продукции и услуг в области медицинских научно- исследовательских разработок.[18]

Второй “нестандартный” способ проведения расчетов связан с долгосрочным погашением долговых обязательств с дисконтированием. Но оценить реальный эффект от проведения таких операций практически невозможно. Это связано с тем, что, не было прогнозов ни на показатели инфляции, ни на курсы валют, ни на другие макроэкономические и бюджетные показатели, необходимые для оценки того, выгодно ли погашать долг сегодня с дисконтом или лучше осуществлять по нему расчеты. В настоящее время ситуация меняется. Досрочное погашение долгов, считают эксперты, позволит России освобождать около 1 миллиарда долларов на экономии процентов с долга.

Выкуп долга с дисконтом на вторичном рынке (buyback) будет выгоден заемщику, когда его долги торгуются с большим дисконтом, но страна – должник в этом случае должна иметь значительные объемы золотовалютных резервов или иметь возможность достаточно быстро нарастить их за счет стимулирования экспортных отраслей. Активная работа на вторичном рынке долговых обязательств может дать серьезную экономию бюджетных затрат, поскольку происходит уменьшение номинального долга и будущих процентных выплат.

В связи с введением санкций, хотелось бы отметить некоторые способы управления финансовых политиков по погашению внешней задолженности перед нерезидентами в таких сложных для страны условиях. В конце февраля 2022г со стороны США и Евросоюза в отношении российского госдолга и международных резервов ЦБ заморожена примерно половина объема активов из 643,2 млрд. золотовалютных резервов. Объем ФНБ на конец января составил около 180 млрд. долларов, из них заморожено около 50%.” Запад объявил дефолт по своим финансовым обязательствам перед Россией и заморозил наши золотовалютные резервы. Финансовые власти разработали специальный порядок обслуживания внешнего долга. Российские внешние обязательства будут погашаться в рублях, а для конвертации платежей в валюту можно будет использовать исключительно средства замороженных золотовалютных резервов(ЗВР),” - отметил руководитель Минфина, А. Силуанов[19]. Создан особый временный порядок обслуживания долга, установленный Указом Президента Российской Федерации от 05.03.2022 №95 “О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами” для поддержания финансовой стабильности российского рынка, защиты интересов кредиторов и для обеспечения возможности их заемщикам и эмитентам долговых ценных бумаг своевременно и в полном объеме осуществлять обслуживание и погашение долговых обязательств в рублях и иностранной валюте:

- порядок исполнения обязательств, установленный настоящим Указом, распространяется на исполнение обязательств в размере, превышающем 10 млн. рублей в календарный год, или в размере, превышающем эквивалент этой суммы в иностранной валюте по официальному курсу Центрального банка российской Федерации, установленному на 1-е число каждого месяца;

- кредиторы – резиденты РФ и кредиторы из стран, не присоединившиеся к санкциям против России, смогут получить средства по имеющимся долговым обязательствам сроки в рублях в объеме рублевого эквивалента по обменному курсу на момент выплат, а при наличии специального разрешения – в валюте долга. Каких – либо ограничений на использование полученных кредиторами рублей, в том числе в части проведения конверсионных операций, не устанавливается;

- рублевые выплаты в адрес кредиторов из стран, которые ввели санкции против России, в погашение долговых обязательств будут зачисляться на счета типа” С” открываемые в российских и иностранных кредитных организациях. Режим счета” С” будет определен решением Банка России и предполагает возможность проведение операций с ценными бумагами, учитываемыми на счетах депо типа” C”, осуществление налоговых платежей, а также переводы между счетами” С” и другое. [20]

В структуре государственного внешнего долга России основной объем обязательств приходится на ценные бумаги в иностранной валюте. По данным (Приложении 4 и 5) в результате погашения задолженности:

- по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость, которых указана в иностранной валюте в сумме 2 529,432 млн. долларов США, долг на 01.01.2023г уменьшиться на 2,4% в структуре объема внешнего государственного долга, и на 01.01.2024г - долг уменьшится на 3,6% в структуре объема внешнего долга при погашении задолженности в сумме 3 352, 955 млн. долларов;

- по кредитам иностранных правительств, международных финансовых организаций, и иностранных юрлиц в сумме 132,081 млн. долларов долг по кредитам иностранных правительств на 01.01.2023г уменьшится на 0,1% в структуре внешнего долга, а долг международных кредитных организаций увеличится на 1,4% на 01.01.2023г. По состоянию на 01.01.2024г долг по кредитам иностранных правительств уменьшится на 0,2% при погашении задолженности в сумме 106,946 млн. долларов, долг по международным кредитным организациям по состоянию на 01.01.2024г увеличится на 1,6%.

Положение в стране ухудшилось из- за введенных санкций против России.

Понижение рейтинга России (Таблица 1) в национальной валюте связано с утратой валютных резервов из-за заморозки активов, размещенных в США и других странах, считают эксперты. Многие американские корпорации заявляют о том, что России грозит дефолт. Агентство Moody’s понизило рейтинг России с “мусорного” до преддефолтного. Агентство Fitch понизило долгосрочный рейтинг России в иностранной валюте (рейтинг дефолта эмитента, РДЭ) с B до С. ”Понижение рейтинга до С отражает мнение Fitch о неизбежности суверенного дефолта”,- говорится в отчете Fitch о рейтинговых действиях.[21]

Таблица 1- Суверенный кредитный рейтинг России от” большой тройки” международных рейтинговых агентств[22]

Суверенный кредитный рейтинг России от «большой тройки» международных рейтинговых агентств

долгосрочный кредитный рейтинг России по обязательствам в иностранной валюте

долгосрочный рейтинг по обязательствам в национальной валюте

краткосрочный суверенный рейтинг РФ с обязательствами в иностранной валюте

краткосрочный рейтинг с обязательствами в национальной валюте

В настоящее время серьезными вопросами в управлении внешним государственным долгом также являются проблемы качества бюджетного планирования и управления государственными заимствованиями, распределения полномочий в сфере управления госдолгом РФ, недостаточной информационной открытости и прозрачности государственной долговой политики.

В механизм управления государственным внешним долгом входят выбранные правительством методы регулирования внешним долгом. От качественного управления долгом будет зависеть дальнейшее развитие экономики, поддержания высокого стабильного уровня благосостояния граждан страны в сложных условиях.

Таким образом, на оптимальное регулирование структуры и стоимости государственных задолженностей влияет такая система управления государственным долгом, которая требует осуществление эффективных взаимосвязанных процедур по бюджетированию, финансированию и организации. За последние годы, несмотря на существующие недостатки в системе управления госдолгом, в условиях жестких санкций, Правительством РФ проделана определенная работа по совершенствованию системы управления государственным долгом, была значительно расширена и усовершенствована соответствующая законодательная база и проведен ряд успешных операций, приведших к сокращению долговой нагрузки на экономику.

2.3 Проблемы и перспективы государственного внешнего долга РФ

Проблема внешнего долга во многом зависит от его структуры, актуальности к погашению, от развития и конкурентоспособности экономики, наличия золотовалютных резервов и т.д. На сегодняшний день существуют такие проблемы долговой политики:

- следствием значительного ограничения для заимствований из внешних источников в условиях действующих санкций и неблагоприятного кредитного рейтинга страны является необходимость увеличения государственных внутренних заимствований;

- при недостаточном применении инструментов финансового рынка возникает проблема рефинансирования государственной задолженности;

-невозможность предупреждения появления финансовых кризисов, а также принятия экстренных мер по их устранению;

-в недостаточном объеме используются инструменты долгового рынка. [23]

Проблема внешнего долга требует постоянного контроля, поскольку оказывает очень серьезное негативное влияние на развитие страны в долгосрочной перспективе. Для нашей страны в настоящее время существует несколько эффективных методов, при помощи которых может осуществляться управление и сокращение внешнего государственного долга. В частности:

- крупное финансирование расходов за счет привлечения внешних государственных заимствований часто приводит к тому, что вытесняются частые инвестиции, увеличивается налоговое бремя на долгосрочной перспективе, а также появляются препятствия для накопления капитала;

- приоритетным развитием бюджетной политики России сегодня является повышение активности в области инвестиционной деятельности;

- возможным инструментом управления долгом в данном случае может являться использование таких сделок, которые предусматривали возможность обмена долга на различные активы или корпоративные ценные бумаги и будущие налоговые платежи.

А также в условиях действующих ограничений на доступ к рынкам внешних заимствований представляется обоснованным предложить в качестве приоритетных направлений государственной долговой политики РФ в части управления внешним долгом следующие:

- в качестве первоочередной меры необходимо обеспечить расходование привлеченных средств от государственных внешних займов с максимальной эффективностью (в частности на структурную перестройку экономики на основе инновационного подхода);

- сохранение величины государственной задолженности на уровне, безопасном для экономики;

- стремиться покрывать внешний долг при минимально возможном валютном курсе иностранной валюты к рублю, что значительно снизит расходы на обслуживание государственного внешнего долга РФ;

- последовательно снижать зависимость экономики и федерального бюджета от нефтегазовых доходов и повышать конкурентоспособность национальных товаров в долгосрочной перспективе, что положительно повлияет не только на управление государственным долгом РФ, но и будет способствовать экономическому развитию страны;

- использовать возможности реструктурировать государственный внешний долг РФ на разумных условиях на более поздние периоды с целью ожидания снижения курса иностранной валюты к рублю. [24]

Совершенствование управления государственным внешним долгом Российской Федерации включает такие направления: усовершенствовать модель управления государственным долгом в новых создавшихся условиях, оптимизировать структуру государственного долга путем уменьшения объемов и удельного веса внешнего государственного долга; увеличение удельного веса долгосрочного внешнего государственного долга; осуществление заимствований с учетом платежеспособности и долговой емкости федерального бюджета, проведение операций с государственным долгом, направленных на оптимизацию его структуры и минимизацию расходов на обслуживание.

На сегодняшний день по выплате госдолга России, его количественные и качественные показатели далеки от критических значений. Чем выше рейтинг на основании долговой нагрузки, тем более привлекательна страна для инвестиций. Отношение госдолга к ВВП около 30% говорит о низком уровне рисков, а низкий уровень государственного внешнего долга является “ ключевым конкурентным преимуществом”.

Результирующим эффектом управления внешним государственным долгом, соответственно, должно стать сокращение кризисных явлений и финансовых рисков, понижение внутренней и внешней долговой нагрузки на социально- экономическое развитие страны в целом.

Заключение

К такой экономической категории, как государственный долг и проблемы, связанные с ним, требуется пристальное внимание. Внешний долг не является такой огромной проблемой для правительства, если страна имеет стабильную, развивающуюся экономику. Однако, постоянный рост долга может подорвать доверие и авторитет народа к власти.

На сегодняшний момент в условиях санкций, когда в стране происходят глобальные исторические события, формируется новый поворот в экономическом, политическом, социальном развитии страны. Поэтому, на данном этапе необходима активная политика российских регуляторов. Несмотря на низкий показатель задолженности в мире, наше государство имеет серьезное отставание в технологическом развитии и конкурентоспособности. В условиях низких темпов экономического роста сдерживание государственных заимствований приводит к сокращению социально- значимых необходимых программ. Увеличение долгового уровня относительно ВВП не столько важно, сколько важна доля, использованная в инвестиции. Экономический рост требует постоянных инвестиций. Поддержка со стороны государства необходима для реализации крупномасштабных проектов. А для этого нужны финансовые ресурсы, которыми должно располагать российское государство. Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Внешний государственный долг не является существенной проблемой для жизнедеятельности общества в эффективно-развивающейся экономике. Внешний долг страны может возрастать как на этапах активного роста экономики, так и в период упадка, спада производства в течении длительного времени. В таком случае монетарные каналы финансирования возрастающего государственного внешнего долга являются одними из основных источников покрытия затрат.

Таким образом, для экономики страны государственный внешний долг РФ не является положительным или отрицательным фактором в ее развитии. При четко регламентированной законодательной базе и стабильной экономике внешние заимствования могут способствовать инновационному развитию страны. Поэтому, полное отсутствие внешнего госдолга – не самое лучшее положение в государственных финансах. При этом правительство должно выбирать, соответственно, такие методы, которые в наименьшей степени подвергли бы экономические субъекты финансовым рисками, а также способствовали их развитию на взаимовыгодных условиях. В настоящее время в значительной степени сконцентрированы проблемы как экономического, так и политического характера в вопросах сокращения и обслуживания государственного внешнего долга РФ. Это связано с активной ролью нашего правительства в современном мировом экономическом и политическом пространстве. Поэтому, на сегодняшний день одним из приоритетных направлений экономической политики Правительства РФ является грамотное управление государственным внешним долгом РФ.

В результате проведенного в курсовой работе исследования на тему” Внешний долг РФ: проблемы и перспективы”

- изучены понятие и сущность внешнего государственного долга. В ходе исследования дано определение государственного внешнего долга, раскрыта сущность долга, как одного из значимого источника покрытия дефицита государственного бюджета;

- с помощью сбора данных и анализа показателей определены состояние и динамика внешнего долга РФ за определенные периоды. Выявлена тенденция роста внешней задолженности, необходимого для дальнейшего развития нового экономического пути страны;

-определены основные направления системы управления внешним долгом РФ на современном этапе, в условиях жестких ограничений;

- раскрыты и изучены проблемы и перспективы внешнего долга РФ, как необходимого в некоторых случаях источника финансирования экономического, социального, политического развития.

Список использованной литературы

A. Нормативно- правовые акты

1. Федеральный закон от 08.12.2020г № 385-ФЗ.”О федеральном бюджете на 2021год и на плановый период 2022 и 2023годов”

http://www.kremlin.ru/acts/bank/46212(дата обращения 02.03.2022г)

2. Бюджетный Кодекс РФ ст.97” Государственный долг Российской Федерации” (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/6a1a3f928f298295262a2ffa447c523e4f6b2c33/.(дата обращения 11.02.2022г)

3. Бюджетный Кодекс РФ п.5 статья 98” Структура государственного долга Российской Федерации, виды и срочность долговых обязательств Российской Федерации” (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/38148a11e3245e4f3fb082a24d3ac017f5165d91/ (дата обращения 11.02.2022г)

4. Бюджетный Кодекс РФ Статья 108 ”Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации”( в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/239f3d86c323138d276b0f64450726d649b81529/ (дата обращения 12.02.2022г)

B.Монографии, учебники, периодические издания на русском языке:

1.С.С.Данилов, И.Г.Монин. Теоретические основы внешнего долга Российской Федерации и методы его регулирования. /Экономические науки.2019. С.31

.https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-vneshnego-dolga-rossiyskoy-federatsii-i-metody-ego-regulirovaniya/viewer (дата обращения 11.02.2022г)

2. Осколкова Н.А. История становления института государственного долга в России. 2018./ Научная электронная библиотека”elibrary.ry”

https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35420350 (дата обращения 25.02.2022г)

3.Николаенко М.В. Управление внешним долгом- внешняя функция государства/Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: экономика и право.2022 №01. С. 169-173 // Журнал” Современная наука”

http://www.nauteh-journal.ru/index.php/1/2022/№01/90b0665a-99f2-42f1-afd6-23f8bf31a647 (дата обращения 18.03.2022г)

4.Бекмурзаев И.Д., Хажмурадов З.Д., Хажмурадова С.Д. Сущность, методы и проблемы управления внешним государственным долгом/ Гуманитарный научный журнал.2020 №1 С. 11-18

https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-metody-i-problemy-upravleniya-vneshnim-gosudarstvennym-dolgom/viewer (дата обращения 22.03.22г)

С. Монографии, учебники, периодические издания на иностранных языках:

1. А.Раппепорт. Государственный долг США превысил 30 триллионов долларов, поскольку объем заимствований вырос на фоне пандемии /Газета “Нью-Йорк тайм”.2022.

https://www.nytimes.com/2022/02/01/us/politics/national-debt-30-trillion.html (дата обращения 10.02.2022г)

D.Интернет- ресурсы и другие источники:

1.iFinanc. Мировой долг -2021/ Информационно- статистический сайт http://global-finances.ru/mirovoy-dolg-2021/ (дата обращения 10.02.2022г)

2. Внешние долги стран в 2021г Графики и таблицы/ Информационно-статистический сайт. https://svspb.net/danmark/vneshnij-dolg-stran.php (дата обращения 10.02.2022г)

3. https://argumenti.ru/economics/2022/02/758877 А. Дубровский. Внешний долг России сократится в 2022г: риск возможного дефолта минимизирован 2022.(дата обращения 14.02.2022г)

4. Банк России. Оценка внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2022г/ Официальный сайт Банка России

https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/ext-debt/ (дата обращения 26.02.2022)

5. Банк России. Статистика внешнего сектора/ Оценка внешнего государственного долга Российской Федерации на 1 января 2022г./ /Официальный сайт Банка России

https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/ext-debt/ (дата обращения 02.03.2022г)

6. iFinance. Внешний долг России: 1994 - 2022г./ Информационно-статистический сайт

http://global-finances.ru/vneshniy-dolg-rossii/ (дата обращения 02.03.2022г)

7. Внешние долги стран в 2021году.Графики и таблицы/ Информационный- статистический сайт

.https://svspb.net/danmark/vneshnij-dolg-stran.php( дата обращения 18.03.2022г)

8. Гарант. Приложение к подразделу 18 Государственный долг Российской Федерации и расходы на его обслуживание, внешних долговых требованиях РФ//Информационно- правовой портал.

https://base.garant.ru/74846775/2c582bd7512af06ea071fe2518eb92a7/ (дата обращения 18.03.2022г)

9.https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2022/03/10/912960-kak-ispolzovat-rezervi Д. Гринкевич. Финансовые власти придумали способ использования резервов под санкциями. 2022г (дата обращения 19.03.2022г)

10. Минфин. Объем государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2022г- 2024г в разрезе видов долговых обязательств/ Официальный сайт Министерства Финансов РФ

https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/external/structure/(дата обращения 19.03.2022г)

11. Официальный интернет- портал правовой информации. Указ Президента Российской Федерации от 05.03.2022 №95/ Официальный сайт http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203050062?index=0&rangeSize=1(дата обращения 19.03.2022г)

12.https://www.forbes.ru/finansy/458323-fitch-vne-grafika-peresmotrelo-dolgosrocnyj-rejting-rossii-i-ponizilo-ego-s-b-do-s С. Мингазов. Fitch понизило долгосрочный рейтинг России до уровня “дефолт неизбежен” дата обращения 22.03.2022г)

13. iFinans Кредитный рейтинг России/ Информационно- статистический сайт.

http://global-finances.ru/suverennyie-kreditnyie-reytingi-rossii/( дата обращения 22.03.2022г)

14.https://web.snauka.ru/issues/2017/02/78879 Домашенко А.А. Внешний государственный долг Российской Федерации в условиях кризиса: анализ структуры и динамики, перспективы управления (обращения 24.03.2022г)

15. Минфин: Структура государственного внешнего долга Российской Федерации/ Официальный сайт Министерства Финансов РФ

https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/external/structure/(дата обращения 10.03.2022г)

16. Studbooks.net. Показатели измерения внешнего долга. / Официальный сайт студенческой библиотеки. https://mobile.studbooks.net/44197/finansy/pokazateli_izmereniya_vneshnego_dolga(дата обращения 10.03.2022г)

[1] iFinanc.Мировой долг -2021/ Информационно- статистический сайт

http://global-finances.ru/mirovoy-dolg-2021/. (дата обращения 10.02.2022г)

[2] Внешние долги стран в 2021г Графики и таблицы./ Информационно-статистический сайт. https://svspb.net/danmark/vneshnij-dolg-stran.php (дата обращения 10.02.2022г)

[3] А.Раппепорт. Государственный долг США превысил 30 триллионов долларов, поскольку объем заимствований вырос на фоне пандемии //Газета “Нью-Йорк тайм”.2022.

https://www.nytimes.com/2022/02/01/us/politics/national-debt-30-trillion.html (дата обращения 10.02.2022г)

[4] https://argumenti.ru/economics/2022/02/758877 А. Дубровский Внешний долг России сократится в 2022г: риск возможного дефолта минимизирован.2022 (дата обращения 14.02.2022г)

[5] Бюджетный Кодекс РФ ст.97” Государственный долг Российской Федерации” (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/6a1a3f928f298295262a2ffa447c523e4f6b2c33/.(дата обращения 11.02.2022г)

[6] С.С.Данилов, И.Г.Монин. Теоретические основы внешнего долга Российской Федерации и методы его регулирования/ Экономические науки.2019. С.31

https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-vneshnego-dolga-rossiyskoy-federatsii-i-metody-ego-regulirovaniya/viewer (дата обращения 11.02.2022г)

[7] Бюджетный Кодекс РФ п.5 статья 98” Структура государственного долга Российской Федерации, виды и срочность долговых обязательств Российской Федерации” (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/38148a11e3245e4f3fb082a24d3ac017f5165d91/ (дата обращения 11.02.2022г)

[8] Бюджетный Кодекс РФ Статья 108 ”Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации”( в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/239f3d86c323138d276b0f64450726d649b81529/ (дата обращения 12.02.2022г)

[9] Банк России. Оценка внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2022г/Официальный сайт Банка России

https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/ext-debt/(дата обращения 26.02.2022)

[10] Осколкова Н.А. История становления института государственного долга в России. 2018./ Научная электронная библиотека ”еlibrary.ry”

https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35420350 (дата обращения 25.02.2022г)

[11] Банк России Статистика внешнего сектора/ Оценка внешнего государственного долга Российской Федерации на 1 января 2022//Официальный сайт Банка России

https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/ext-debt/ (дата обращения 02.03.2022г)

[12] Федеральный закон от 08.12.2020г № 385-ФЗ.” О федеральном бюджете на 2021год и на плановый период 2022 и 2023годов”

http://www.kremlin.ru/acts/bank/46212(дата обращения 02.03.2022г)

[13] iFinance Внешний долг России: 1994 - 2022г/ Информационно- статистический сайт.

http://global-finances.ru/vneshniy-dolg-rossii/ (дата обращения 02.03.2022г)

[14] Внешние долги стран в 2021году.Графики и таблицы/Информационно-статистический сайт

https:/svspb.net/danmark/vneshnij-dolg-stran.php (дата обращения 18.03.2022г)

[15] Гарант.ру. Приложение к подразделу 18 Государственный долг Российской Федерации и расходы на его обслуживание, внешних долговых требованиях РФ/Информационно-правовой портал

https://base.garant.ru/74846775/2c582bd7512af06ea071fe2518eb92a7/ (дата обращения 18.03.2022г)

[16] Банк России. Статистика внешнего сектора/Официальный сайт Банка России

https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/(дата обращение 18.03.2022г)

[17] Внешние долги стран в 2021году.Графики и таблицы/Информационно-статистический сайт

https://svspb.net/danmark/vneshnij-dolg-stran.php(дата обращения 18.03.2022г)

[18] Николаенко М.В. Управление внешним долгом- внешняя функция государства/Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: экономика и право.2022 №01. С. 169-173 // Журнал” Современная наука”

http://www.nauteh-journal.ru/index.php/1/2022/№01/90b0665a-99f2-42f1-afd6-23f8bf31a647 (дата обращения 18.03.2022г)

[19] https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2022/03/10/912960-kak-ispolzovat-rezervi Д.Гринкевич. Финансовые власти придумали способ использования резервов под санкциями. (датаобращения 19.03.2022г)

[20]. Официальный интернет- портал правовой информации. Указ Президента Российской Федерации от 05.03.2022 №95/Официальный сайт http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203050062?index=0&rangeSize=1(дата обращения 19.03.2022г)

[21] https://www.forbes.ru/finansy/458323-fitch-vne-grafika-peresmotrelo-dolgosrocnyj-rejting-rossii-i-ponizilo-ego-s-b-do-s С. Мингазов. Fitch понизило долгосрочный рейтинг России до уровня “дефолт неизбежен” дата обращения 22.03.2022г)

[22] iFinans. Кредитный рейтинг России./Информационно- статистический сайт

http://global-finances.ru/suverennyie-kreditnyie-reytingi-rossii/( дата обращения 22.03.2022г)

[23] .Бекмурзаев И.Д., Хажмурадов З.Д., Хажмурадова С.Д. Сущность, методы и проблемы управления внешним государственным долгом/ Гуманитарный научный журнал.2020 №1 С. 11-18

https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-metody-i-problemy-upravleniya-vneshnim-gosudarstvennym-dolgom/viewer (дата обращения 22.03.22г)

[24] https://web.snauka.ru/issues/2017/02/78879Домашенко А.А. Внешний государственный долг Российской Федерации в условиях кризиса: анализ структуры и динамики, перспективы управления (обращения 24.03.2022г)

[25] Банк России. Статистика внешнего сектора/Внешний долг Российской Федерации//Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/#highlight=внешний%7Cвнешнего(дата обращения 02.03.2022г)

[26] Минфин. Структура государственного внешнего долга Российской Федерации//Официальный сайт Министерства России

https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/external/structure/(дата обращения 10.03.2022г)

[27] Studbooks.net. Показатели измерения внешнего долга/Официальный сайт студенческой библиотеки. https://mobile.studbooks.net/44197/finansy/pokazateli_izmereniya_vneshnego_dolga(дата обращения 10.03.2022г)

[28] Минфин. График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации/ Официальный сайт министерства Финансов

https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/external/(дата обращения 15.03.2022г)

[29] Минфин. Объем государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2022г- 2024г в разрезе видов долговых обязательств/ Официальный сайт Министерства Финансов

https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/external/structure/(дата обращения 19.03.2022г)

Друзья, если вам полезны данные темы моего канала, пожалуйста поставьте лайк , подпишитесь. Спасибо за внимание!

Если хотите познакомиться с личным финансовым планированием перейдите на мой сайт по ссылке https://visk369.ru .

Друзья, кому интересна эта тема, следите за моими новостями. Будет очень много разных необходимых для работы и учебы формул.

Желаю всем удачи!