Российская система здравоохранения – это традиционная модель, ориентированная на ключевые показатели в целом. Предлагаю рассмотреть, насколько эффективен такой подход, и есть ли альтернатива.
Российская модель
Вначале отметим факторы, которые характеризуют систему в нашей стране. Госпрограмма «Развитие здравоохранения» декларирует цель: обеспечение доступности и эффективности медуслуг, объёмы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям науки.
Базовые показатели программы не всегда соответствуют интересам пациента. Часто не учитывают реальное состояние, в котором находится больной – физическое, материальное, психологическое.
Обратим внимание на границу между системой и пациентом.
Как работает система
Эффективность российской модели здравоохранения должна обеспечиваться государством. Но обратим внимание на состояние показателей, которые описывают ее работоспособность:
- Нехватка управленческих ресурсов для проведения изменений в отрасли и недостаточная квалификация руководителей медучреждений.
- Низкая инвестиционная привлекательность и слабый эффект от финансирования сектора.
- Отсутствие баланса между коммерциализацией, сохранением уровня качества услуг и социальной ответственностью ЛПУ.
Учитывая высокий спрос, бизнес пытается интегрироваться в систему в рамках развития государственно-частного партнёрства. Что из этого получается:
- Рост коммерческого сегмента медуслуг, качества и уровня оказания медицинской помощи в частных клиниках.
- Несогласованность действий различных участников сектора здравоохранения.
- Отсутствие стимулирующих мер для использования современных и эффективных методик, препаратов, оборудования.
Для кого работает система
Система не может функционировать эффективно, если она дезориентирована. Медицина работает для пациента. Но, посмотрим, как чувствует себя пациент:
- Низкие показатели трудовой активности после достижения пенсионного возраста.
- Недостаточная доступность новых технологий лечения.
- Небольшой уровень дохода.
- Неудовлетворённость качеством государственных услуг при росте количества платной медицины.
- Растущая ожидаемая продолжительность жизни при отсутствии официальной статистики о фактических показателях.
Как мы видим, пациент не вписывается, выпадает из системы или вовсе не является её частью. В оценке технологий здравоохранения специалисты сходятся во мнении, что есть путь, по которому Россия готова пойти для того, чтобы стереть границу между медициной и пациентом.
Альтернатива
Большинство проблем могут быть решены с помощью ценностно-ориентированной модели – Value-based healthcare (VBHC).
Интерес профессионального сообщества к этой концепции не оставляют сомнения в том, что государство обратит на неё внимание, хотя бы в экспериментальном формате. Пока мы имеем два барьера, но вполне преодолимых:
- Отсутствие качественных исследований возможностей и последствий применения VBHC в России.
- Непонимание регуляторным, экспертным и бизнес-сообществами подхода value-based healthcare. Даже отсутствие принятого перевода термина на русский язык –относительная сложность, в первую очередь, для регулятора.
Что изменится
Переход к модели VBHC ознаменует новый уровень оценки результатов медицинской помощи и изменит подход к её оплате.
Традиционное здравоохранение VS ценностно-ориентированной модели:
Характеристик не так много, чтобы объективно оценить недостатки и преимущества. Как видно, объединяет только одна цель – безопасность. Но пути разные.
Насколько эффективен первый, мы знаем по собственному опыту. Жизнеспособность VBHC можем оценить на примере зарубежных стран. Интересы пациента учитываются при комплексном подходе, обеспечивающем прозрачность, применение современных протоколов лечения и мотивацию медперсонала.
Принцип системы VBHC: интересы пациента – лучшие результаты за меньшие деньги.
Зарубежный опыт
Отдельная тема – практика Нидерландов. При реализации жизненно важных программ по сопровождению больных сахарным диабетом и ожирением было выявлено, что ценностно-ориентированный подход не только улучшает качество жизни хронических пациентов и их семей, но и позволяет экономить средства в системе здравоохранения.
Швеция, некоторые результаты за первый год:
- на 36% выросло число ортопедических операций, на 18% меньше осложнений;
- на 30% снизилось число случаев позднего начала биполярного расстройства;
- С 25% до 85% увеличился охват лечения остеопороза.
Германия, West German Headache Center, разработана модель терапии головной боли:
- + 70 страховых компаний, +60 медпрофессионалов в области, +3000 новых пациентов в год;
- количество дней, когда пациенты страдали от головной боли, снизилось на 60%, на 70% уменьшилось количество дней нетрудоспособности;
- на 25% снизилась цена лечения с применением лекарств.
США, Cleveland Clinic:
- с 2008, клиника реструктурировала организацию за счёт создания команд в соответствии с потребностями пациентов для управления и улучшения исходов, координации медицинской помощи и увеличения ценности для пациентов;
- удалось снижения смертности на 2,5% от сердечных приступов, на 4,6% - от сердечной недостаточности, на 2,4% – от пневмонии по сравнению со средней смертностью в США.
Что вы думаете о возможности применения ценностно-ориентированной модели здравоохранения в российских реалиях? Подписывайтесь на канал и оставляйте комментарии.