Как-то так повелось, что ко многим крутейшим штукам в своей жизни я пришла не через парадную дверь, а перепутав адрес, забравшись через черный ход или заскочив случайно, спасаясь от чего-то бегством. Например, к классической немецкой литературе я пришла через японскую мангу. Ну, так получилось, что там была отсылка, а я – любознательный котик. Или вот в Чехию я поехала только потому, что монстр из одноименного аниме был оттуда родом. И если классическая немецкая проза в мою жизнь зашла и вышла, то в Чехию я влюбилась по уши и после первой поездки была там еще дважды. И хочу снова, если когда-нибудь сложится. И я даже некоторое время учила чешский и могу на нем немножечко читать. Из аниме, кстати, кривые дороженьки приводили меня в самые разные стороны, так что не надо вот говорить, что аниме не развивает. Абстрактная любовь к тентаклям и тематические настолки привели меня в миры Лавкрафта, из Лукьяненовских «Дозоров» я вытащила для себя «Зимовье зверей» и «Белую гвардию», которые не покидают мой плей-лист, и так далее.
Я вот часто в группе наших хваленых Олди под рецензиями на книгу вижу комментарии из оперы «ах, это была первая книга Олдей, которую я прочел!» А я сижу и понимаю, что я к Олдям пришла через стихи. Не через «Бездну голодных глаз», не через «Ахейский цикл», не через «Черного баламута» или что угодно другое. Через стихи. Есть у меня к ним определенная слабость. И вот в острую и тонкую пору моей юности моя большая-пребольшая любовь принесла мне почитать книгу некого Ладыженского, о котором я и не слышала никогда до того момента. Книга называлась «Мост над океаном» и являлась сборником стихов, которые более цивилизованные читатели уже встречали в разных романах харьковского дуэта Г.Л. Олди. Тогда я еще ничего не знала ни про дуэт, ни о том, что я уже совсем скоро практически полностью перепишу эту книгу в тетрадку, потому что на покупку собственной не найдется ресурсов, а желание оставить стихи у себя будет непреодолимым. Тогда я просто читала. И про себя. И вслух. Пересыпала строки, катала на языке, выжигала в памяти. Сейчас, когда мне хочется стихов, я беру с книжной полки ту самую тетрадку и наслаждаюсь. А «Балладу о красной смерти» я прочту и посреди ночи, если меня разбудят, выживут после этого и попросят.
И это уже потом была и «Бездна», и «Баламут», и «Ахейский цикл», и куча всего еще. И каждая книга – это отдельный мир, близкий или не очень, но тщательно выверенный, туго сплетенный и удивительный. И я коротенечко (ну, наверное) пробегусь по книгам, вдруг кто-то хочет начать читать Олдей и не знает, за что хвататься.
Когда я поняла, что Ладыженский – это половина Олди, я начала интересоваться уже творчеством дуэта непосредственно. Первой мне в руки попалась «Бездна голодных глаз». Я проглотила ее залпом, половину не поняла, но мне очень понравилось.
Олди – это вообще отдельный вид прекрасного. Они не ведут читателя в мир за руку, показывая, мол, тут у нас это, тут у нас то. Нет-нет-нет! Кажется, что ты моргнул, а когда открыл глаза, оказался уже в гуще событий. Первые несколько страниц вообще не понятно, что происходит и как во всем разобраться. Но постепенно вы с миром притираетесь друг к другу и то, что было непонятно в начале, через десяток страниц становится естественным и органичным без разжевывания и объяснения на пальцах. Я настолько смирилась с тем, что в начале чего-либо может не быть ясности, что как-то начала смотреть сериал с последней серии последнего сезона и меня ничего не смутило.
«Бездна» - сложное произведение, состоящее из вроде бы не связанных между собой историй, которые потом удивительным образом сплетаются в одну. Оно очень образное, очень многогранное и, наверное, тяжелое. С «Бездны», пожалуй, с Олдями знакомиться не стоит, не будьте, как я. Или будьте, вдруг понравится?
Потом я познала мифологические романы Олдей, после которых жизнь моя никогда не будет прежней, ибо это максимально прекрасно. Казалось бы, что нового можно найти в мифах, известных со школьной скамьи? А вот поди ж ты! Олди пересказывают мифы так, что самые геройские герои становятся живыми людьми, а самые божественные боги обретают плоть и кровь (ихор, конечно ихор). Кажется, сначала я прочитала «Черного баламута». В аннотации к моему изданию было написано: «Три дня из жизни Индры», а в руках я держала нехилую такую трилогию. Но да, там правда три дня. «Баламут» - это Индия с ее множеством божеств. Я индийскую мифологию знаю плохо, поэтому без конкретики помню только то, что «Баламут» меня потряс. И уже много лет я хочу перечитать его, но когда речь заходит о перечитывании Олдей, мои руки тянутся неизменно к другой книге.
Эта книга – «Одиссей, сын Лаэрта», один из романов «Ахейского цикла», который был и будет для меня самым любимым. Знакомство с циклом порядочные читатели начинали с книги «Герой должен быть один», повествующей об Алкиде и Ификле, которые Геракл. Видят боги, никогда еще мифы Древней Греции не играли такими красками. Но я – читатель непорядочный, поэтому для меня первым был «Одиссей». Сейчас, зная цикл вдоль и поперек, я понимаю, что при первом прочтении очень много упустила и не поняла, но даже так эта книга стала для меня особенной и остается такой до сих пор. Мне кажется, что именно с этой книги началась моя дорога ко мне. Я десяток раз уходила с Одиссеем на Троянскую войну, чтобы возвращаться с нее. Любой ценой. Собой. К себе. К тому, что есть я, и к тому, что делает меня мной. Но сколько людей, столько и мнений. Помню, как восторгалась на предмет подруге, а она сказала, что не смогла читать эту книгу, потому что она скучная. А меня настолько цепляет, что я даже читала «Илиаду» и «Одиссею», чтобы сравнить с тем, что написали Олди. Сравнительный анализ показал, что все максимально близко к первоисточнику. И это опять о том, что, наверное, другие люди как-то иначе приходят к эпическим поэмам, а не через современную фантастику.
На данный момент «Ахейский цикл», основывающийся на мифах Древней Греции, состоит из четырех романов: «Герой должен быть один», «Одиссей, сын Лаэрта», «Внук Персея» и «Золотой лук». «Золотой лук» - совсем свежий и, на мой взгляд, самый слабый их всех четырех. Но, может, просто миф про Беллерофонта и Химеру не нашел во мне такого отклика, как истории Геракла и Одиссея. «Внук Персея» - роман об Амфитрионе, отце Алкила и Ификла, и войне Персея с Вакхом. Хорош, но первые два, на мой взгляд, жемчужины.
«Мессия очищает диск» - это Древний Китай. «Нопэрапон» - средневековая Япония. «Сильные» - якутский эпос. Просто выбираете, что ближе, и вперед.
Но не мифологией единой. У Олдей есть совершенно прекрасное классическое фэнтези. «Шмагия», например, или «Приют героев». Есть восхитительный «Хёнингский цикл», включающий романы «Богадельня» и «Песни Петера Сьлядека». Именно в «Песнях» и я нашла ту самую балладу, с которой, по сути, для меня начались Олди. Стихи, в принципе, у Олдей везде. Мало того, что они неприлично хороши, они еще и так гармонично вплетены в ткань повествования, что неотделимы от него. За это я отдельно перед ними преклоняюсь.
Для любителей космической фантастики есть циклы по «Ойкумене». Они почти все хороши, но мне очень тяжело было перенести Олдей в космос. Первую трилогию по «Ойкумене» («Кукольник», «Куколка» и «Кукольных дел мастер») я начинала читать трижды, прежде чем победила. И мне очень понравилось, но начинать было почему-то трудно. Из всего, что я читала по «Ойкумене», только «Побег на рывок» мне оказался не очень.
Кто хочет разнообразного оружия и жарких песков пустыни? Добро пожаловать в Кабир. «Кабирский цикл» состоит из трех романов: «Путь меча», «Дайте им умереть» и «Я возьму сам». Для меня этот цикл был очень внезапным. Начинаешь читать, но чувствуешь какой-то подвох. А потом оказывается, что первая часть повествования идет от лица… меча. Почему бы и нет, собственно? А еще две книги цикла мне очень понравились, а одна («Дайте им умереть») – категорически нет.
Есть вещи, которые мне трудно отнести к какой-то конкретной категории. Например, «Воровской цикл», состоящий из романов «Пасынки восьмой заповеди» и «Маг в законе». Чертовски хорош, не похож ни на что из того, что я раньше читала, и очень колоритный. Что-что, а колорит Олди везде мастерски передают. Или вот «Нам здесь жить», написанный в соавторстве с Валентиновым. Валентинов для меня – лошадка темная, не сложилось у нас с ним. Но этот роман – шикарен. Для меня он – страшный. Каждый раз, перечитывая его, я ловлю такую жуть, что Лавкрафт и Кинг курят в сторонке. Видимо, у романа перекличка с какими-то моими личными тараканами, потому что мою точку зрения по нему еще никто не разделил, но какая разница? Или вот есть еще «Орден святого бестселлера», который вообще мне не зашел, но всегда есть шанс, что я не поняла, что хотел сказать автор. В то, что Олди могут написать ерунду, я не верю по определению.
И есть еще масса книг, про которые я не упомянула, ибо иначе мы никогда не закончим.
Когда-нибудь я прочту все, что они написали, потому что для меня авторство Олди – это знак качества. Да, нравится не все, но определенно большая часть. Ну, и то, что «Одиссей, сын Лаэрта» остается моей любимой книгой на фоне всех остальных прекрасных книг, прочитанных мной, дорогого стоит.
#личный дневник #я читаю #олди