Привет всем любителям пощекотать нервы о тревожные триллеры. Сегодня в подборке один недурной хорошо забытый хоррор и пара малоизвестных триллеров, один из которых берет атмосферой, второй - массой напряжённых ситуаций выбора.
Напротив по коридору
Алекс Меркин взял неплохой старт в 2005 со своей короткометражкой "Напротив по коридору". Спустя четыре года режиссер снял полнометражный триллер на основе короткого метра, наделив фильм тем же именем. К сожалению, неплохой идеи оказалось недостаточно для полного формата, а дальше карьера режиссера не блистала чудесами.
Тем не менее, фильм 2009 года при всех своим минусах вышел достаточно необычным в плане стилистики и визуала, и его смело можно посмотреть даже из-за этого.
Если посмотреть на этот кадр, возникает ощущение, что он принадлежит фильму из 80-х, который пытается косить под что-то ещё более старомодное. И, отчасти, это верно, не только благодаря декорациям старого отеля и образу Британи Мерфи - местного яблока раздора - но и из-за явного стремления режиссера реализовать идею в нуарной стилистике.
Итак, завязка простая - молодой мужчина по имени Терри делает поздний телефонный звонок своему другу Джулиану и рассказывает, что он подозревает свою девушку Джун в измене, и что он намерен уличить её, для чего поселился в гостиничном номере напротив её номера.
Дальше - больше. Терри объясняет, что Джулиану лучше бы подъехать к нему, ведь у него есть крепкий аргумент - он забрал пистолет, принадлежащий Джулиану, и этот пистолет может выстрелить этой ночью. Джулиану срочно надо собираться, чтобы предотвратить страшное, но есть непростая проблема с этим...
Материал подан неровно и вне хронологии - нам показывают встречу Джулиана и Терри, в ходе которой он обвиняет друга в том, что тот опоздал, затем идут нарочито медленные сцены телефонных звонков, затем мы видим, как Терри убеждает швейцара выдать ему информацию о номере комнаты, в которой поселилась Джун. То ли пытаясь привнести в фильм новых оттенков, то ли с целью заполнить чем-то хронометраж, режиссер добавляет в фильм сцены и образы, которые сами по себе интересны, но никак особенно не срабатывают.
В плане идеи и неожиданной разгадки мотивов поведения персонажей - это нельзя назвать шокирующим в 2022м, но идея ёмкая, при всей простоте, и она срабатывает. Напряжения в кадре хватает, но всё же короткий метр - идеальный формат для этой истории.
Снято всё грамотно, и в первую очередь, как я уже говорил, подкупает стилистика - что-то в этом есть от линчевского "Синего бархата", если бы он был снят в формате "Четырех комнат", но здесь нет ни глубины "бархата" ни динамики "комнат". Просто неплохо и самобытно поставленная ловкая история. Жаль, что некоторые фишки не были раскрыты. Нуар витает в воздухе и заполняет пустые коридоры отеля, служит загустителем сцен с телефонными звонками, но не находит достойного выхода.
Дом в конце улицы
Итак, Дженнифер Лоуренс играет на гитаре, собирает группу, пытается доказать матери, что она уже взрослая, а ещё переезжает в дом в конце улицы в захолустном городке, общается с аутсайдером и вообще - стремится утвердится как разноплановая актриса и догоняет уходящий поезд под названием "первая роль любой известной актрисы приходится на малобюджетный хоррор".
Хоррор и вправду малобюджетный, да ещё и с непростой судьбой - семь лет предпродакшна привели к смене рулевых с самого Ричарда Келли в качестве сценариста на Марка Тондерая и Дэвида Луку. Сложно сказать, что заставило кого-то биться за этот проект, а ещё сложнее сказать, что мог устроить из этой картины Келли, автор "Донни Дарко", но в любом случае, получилось бы интереснее.
Итак, Элиза с матерью Сарой переезжает в небольшой городок и поселяется в доме на краю города, который никто из местных бы точно не купил - ведь прямо по соседству стоит дом Джейкобсонов, который жители обходят стороной. Несколько лет назад в этом доме случилось жуткое происшествие - девушка Кэрри Энн убила своих родителей и сбежала в лес, пропав без следа.
Сын семейства Райан был отослан, но недавно вернулся в отчий дом, что ничуть не обрадовало горожан - Райана все боятся и избегают, видя в нем потенциального психопата и убийцу. Новосёлы Элиза и Сара узнают эту историю от соседей, и если Саре передается настороженность горожан, то Элиза предпочитает относиться ко всему не предвзято.
Ситуацию подогревает общая неадекватность популярных в городе парней, которых Элиза тут же вычеркивает из контакт-листа, зато Райан кажется ей весьма симпатичным и наполненным парнем, так что она не только соглашается на его предложение подвезти её, но и начинает с ним общаться.
Сара, конечно, оказывает давление, но это только распаляет Элизу, как и любого подростка, который использует такую возможность для сопротивления. К тому же, Сару успокаивает её новый ухажёр - местный полицейский Уэзер, который один из всего города защищает Райана, считая, что он итак настрадался. Райан, тронутый симпатией Элизы рассказывает ей о своем чувстве вины - он присматривал за сестрой, пока родители употребляли вещества, и винит себя в том, что Кэрри Энн упала с качелей и получила травму, сделавшую её агрессивной.
Вскоре выясняется, что у Райана есть секрет - он укрывает считавшуюся пропавшей без вести сестру, заботится о ней, и для него нет выхода из этого дома. На вечеринке, куда Элиза приглашает Райана, несколько парней нападают на Райана, а позже пытаются поджечь его дом. Элиза спешит ему на помощь..
При всей своей вторичности фильм смотрится неплохо. Сценарные ходы нельзя назвать революционными, но они присутствуют, хотя и угадываются. Авторы явно вдохновлялись фильмами "Психо" и "Пятница 13-е", и пускай им не удалось дотянуть до высокой планки, фильм заслуживает ознакомления.
День матери
Режиссер Даррен Линн Боусман после трёх вполне успешных по горячим следам сиквелов "Пилы" и мюзикла "Генетическая опера" успел снять странный и немного старомодный для 2010 года, но крепкий и напряжённый триллер "День матери", который зрители оценили много выше его последующих попыток работать в жанре хоррор.
Надо сказать, в прошлом году Боусман выпустил столь же странный, неуместный и старомодный, но запоминающийся при этом "С днем смерти", который при более низком рейтинге получился куда лучше, чем вышедшая следом бездарная поделка под названием "Пила. Спираль".
Но вернёмся к "Дню матери" и разберемся, что же там происходит. А происходит эксплуатация Боусманом идеи "Пилы", от которой Даррен, видимо, ещё не отошёл, в других декорациях и с другими вводными данными. Декорации - подвал дома, куда недавно переехала пара Дэниел и Бэт. В подвал супруги и их многочисленные гости спустились, услышав предупреждение о надвигающемся шторме, не зная ещё, что к ним приближается кое-что ещё.
А кое-кто - это трое бандитов, недавно ограбивших банк, один из которых, получив серьезное ранение, убедил остальных отправиться в дом матери, не зная, что она была вынуждена продать родовое гнездо. Что до эксплуатации - думаю, всё ясно. Несколько человек заперты в ограниченном пространстве и, ощущая недюжее давление и страх смерти, принимают решения, которые, скажем так, ставят под сомнение дружескую атмосферу.
Так или иначе, встреча, которая не по нраву одним сторонам, состоялась, и бандиты теперь вынуждены взять компанию в заложники и удерживать в подвале. Одного из гостей Бэт и Дэниела, Джорджа, бандиты, узнав что он врач, берут в оборот и заставляют поддерживать жизнь в умирающем брате по имени Джонни. А у Джонни есть лишь одна мечта - увидеться с матерью, так что скоро мать и сестра сиблингов Лидия прибывают в бывшее жилище.
Мать поначалу внушает надежду на спасение во всех заложников ситуации - она говорит, что как только она получит деньги, она заберёт своё семейство и покинет это место. Однако, когда выясняется, что её мальчики высылали ей денег на этот адрес, а новые хозяева клянутся, что ничего не знают, матушка меняет милость на гнев.
Мать отправляет старшего сына Айка на пару с Бет снимать с карточек гостей деньги, а в это время Джордж пытается спасти умирающего Джонни, а среди оставшихся в подвале происходит несколько стычек, и выясняется немало интересных подробностей. Джордж пытается наладить контакт с Лидией, и понимает, что мать - жестокая психопатка, а поведение и выбранная сфера деятельности всех сиблингов - её непосредственное влияние.
Как я уже сказал, фильм снят несколько старомодно, и не лишён хромающей логики поведения персонажей, да и результирующая у фильма довольно слабая. Но триллер Боусмана крепко держит в напряжении, изобилуя выпрыгивающими из шкафов скелетами, непростыми ситуациями морального выбора и жёсткими сценами.