60 подписчиков

ДВА ЛАЗАРЯ

В шестую неделю Великого поста вспоминается преподобная Мария Египетская, но первый канон Триоди посвящен притче о богаче и Лазаре. Я писал уже неделю назад, что тематика этих великопостных канонов восходит к евангельским чтениям, которые читались за Литургией в великопостные воскресения тысячу лет назад. Вот такой интересный богослужебный реликт. В современной практике притча о богаче и Лазаре читается в другой день.

Притча о богаче и Лазаре. Миниатюра из «Золотого кодекса» из аббатства Эхтернах. 1030-1050 гг.
Притча о богаче и Лазаре. Миниатюра из «Золотого кодекса» из аббатства Эхтернах. 1030-1050 гг.

Сегодняшний канон излагает тематику этой притчи очень просто и безыскусно. Подражай, душа, Лазарю, избегай подражать богатому и немилосердному. Господи, избавь участи второго, сподоби участи первого. Из интересного, пожалуй – уподобление Лазаря многострадальному Иову: «И‌ов я‌коже дре‌вле во гно‌ищи черве‌й и ка‌ле лежа‌ше, та‌коже и пред враты‌ бога‌таго Ла‌зарь седя‌ше, вопия‌: оте‌ц Бо‌же благослове‌н еси‌».

Но тематика притчи о богаче и Лазаре продолжится и в каноне следующего дня. А там имя вымышленного персонажа Христовой притчи тесно переплетется с именем реального человека – Лазаря, друга Христова. Например, эти два тропаря в каноне понедельника шестой седмицы идут подряд: «Умерщвле‌н бы‌в мно‌гими прегреше‌ньми, небреже‌ния во гро‌бе одержи‌мь е‌смь, ка‌мень отча‌яния име‌яй надлежа‌щий: его‌же расто‌рг Христе‌ Твое‌ю ми‌лостию, я‌коже Ла‌заря дре‌вле, ны‌не воскреси‌ мя.

Бога‌таго убежи‌м подража‌ния, осужде‌ннаго в пла‌мень неугаси‌мый: и Ла‌зарево возлю‌бим в боле‌знех терпе‌ние, я‌ко да отсю‌ду на‌с отше‌дших Авраа‌м в не‌дро восприи‌мет».

В связи с этим напрашивается предположение, что Господь недаром дает Своему персонажу имя Своего друга. Да, имя это говорящее: Лазарь – это краткая форма имени Елеазар, что значит «Бог мой помощник». Человек, не надеющийся в этом мире ни на богатство, ни на поддержку других людей, может уповать только на помощь Божию, и за это получает свою награду. Но параллель с четверодневным Лазарем у персонажа притчи тоже есть. Богач убеждает Авраама, что тот послал Лазаря на землю к его братьям, чтобы пробудить в них покаяние. Богач уверяет, что «если кто из мертвых придёт к ним, покаются». Но Авраам говорит горькие слова: «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят».

Дуччо ди Буонинсенья. Воскрешение Лазаря. 1308-1311 гг.
Дуччо ди Буонинсенья. Воскрешение Лазаря. 1308-1311 гг.

Лазарь воскрес, и о его воскресении стало известно множеству людей. Именно известие об этом потрясающем чуде приводит к тому, что множество народа, собравшегося в Иерусалим на праздник, встречают Иисуса как Помазанника Божия. Но покаяния (изменения ума) у этих людей нет. Пройдёт пять дней, и крики «Осанна» сменяют вопли «Распни Его».

---------------------------------

Дорогие друзья! Если Вам понравилась эта статья, я приглашаю Вас подписываться на мой канал телеграме: https://t.me/a_gumer

И на ютубе: https://www.youtube.com/channel/UCy81sTnM_MXKAO2_Cb5EEPg