Футбол помолодел — сейчас уже детей приводят в секцию в возрасте 3-4 года, при том что, профессиональный футбол начинается в возрасте 23 года. В современном, быстроменяющимся мире составление плана на 20 лет — сложнейшая задача, над решением которой во многих странах трудятся целые институты, с привлечением специалистов из разных сфер жизнедеятельности.
На протяжении этого периода ребенок проходит через разные этапы собственного формирования и взросления, а помогают ему в этом различные специальносозданные системы (например: детский сад, начальная школа, средняя школа, коледж/университет — на каждом этапе система решает ряд определенных задач, а также задачу по подготовке к слеедующему этапу — в основе лежат принципы приемственности, последовательности и постепеннности. И к ребенку в начальной школе не предъявляются требования из средней школы и тем более университета.)
В футболе многолетняя подготовка делиться на 5 этапов, в каждом из которых организация и содержание учебно-методической работы имеют свои особенности в соответствии с естественной физиологией развития детей (табл.1). И тут важно не торопиться, а дойти до конца, избежав выгорания юного спортсмена, сохранив и укрепив его здоровье, и научив играть в футбол.
По данной теме написанно много книг как в России так и в других футбольных странах, и так как, вместить всю эту информацию в одну статью не представляется возможным, задача данной статьи познакомить читателя со структурой многолетней подготовки. Тем более,что фундаментально структура схожа в программах различных футбольных стран. (Вопрос, конечно, к тому как эта программа реализуется и контролируется ее выполнение на местах — но это тема для отдельной статьи.)
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ.
Эффективность работы футбольной школы зависит от правильного выбора задач каждого этапа и их преемственности.
- Спортивно-оздоровительнй этап. Дети 3-8 лет. Девиз — Играть и двигаться!
Один из самых важных этапов в перспективе всего пути в 20 лет. Данный этап решает следующие задачи:
— формирование у детей интереса и любви к футболу и спорту;
— всестороннее развитие двигательных качеств, умения владением собственным телом: ловкость, координация;
— укрепление здоровья.
Занятия должны строиться так, чтобы дети получали удовольствие от двигательной активности. На этом этапе юные футболисты изучают подвижные игры, осваивают процесс игры в соответствии с правилами «малого футбола», знакомятся с базовой техникой не только футбола, но и других спортивных и подвижных игр. Дети учатся тренироваться – учатся играть и получать радость от игры и общения. Они не участвуют в официальных соревнованиях « …по причине вреда, который наносит преждевременная интенсификация подготовки юных спортсменов путем раннего подключения их к системе соревнований с установкой на демонстрацию максимальных возможностей и с созданием стабильной команды».
- Этап начальной подготовки. Дети 7-11 лет. Девиз — Играть и учиться!
На этом этапе продолжается работа, направленная на укрепление здоровья, на разностороннюю физическую подготовленность, освоение жизненно важных двигательных навыков и качеств. Для перехода на данный этап требуется 1-3 года занятий на предшествующем этапе, даже если ребенок пришел в футбол в 7-9 лет.
Данный этап решает следующие задачи:
– формирование у детей стойкого интереса к футболу и спорту;
– гармоничное и всестороннее развитие двигательных качеств и способностей;
– опережающее воспитание координационных качеств и скоростных способностей, гибкости;
– освоение базовых технических приемов игры;
– обучение умению тренироваться;
— укрепление здоровья.
Футбол – командная игра, но на начальных этапах многолетней подготовки командные задачи вторичны. На первый план выходит индивидуальное обучение технике игровых действий и развитие координационных способностей юных футболистов. В футболе будущего особенно востребованными окажутся игроки, индивидуальное техническое мастерство которых позволит им эффективно контролировать мяч в насыщенных соперниками зонах поля.
(Футбол : типовая учебно-тренировочная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва | РФС)
- Учебно-тренировочный этап. Дети 11-16 лет. Девиз — Учиться и тренероваться!
На данный этап допускаются дети имеющие за спиной 3 и более лет тренировок на предыдущих этапах. Учебно-тренировочный этап делится на 2 периода:
— Период начальной специализации.(11-14лет);
— Период углубленной специализации.(14-16 лет).
Задачи учебно-тренировочного этапа, периода начальной специализации:
— сохранение у детей стойкого интереса к футболу и спорту, выявление детей, талантливых по отношению к футболу;
— гармоничное и всестороннее развитие двигательных качеств и способностей, укрепление здоровья;
— опережающее воспитание координационных качеств и скоростных способностей, скоростных проявлений взрывной силы, гибкости;
— освоение технических приемов игры и их применение в играх;
— овладение индивидуальной тактикой игры.
Задачи учебно-тренировочного этапа -углубленная специализация:
— обучение умениям выполнять технические приемы на высокой скорости и в условиях активного противоборства соперников;
— воспитание специальных физических качеств: скоростных, координационных, выносливости, силовых;
— укрепление здоровья;
— расширение объема, разносторонности тактико-технических действий в обороне и атаке;
— воспитание устойчивости психики к сбивающим факторам игры;
— совершенствование соревновательной деятельности юных футболистов с учетом их индивидуальных особенностей;
— формирование умений готовиться к играм, эффективно проявлять свои качества в них и восстанавливаться после игр.
- Этап спортивного совершенствования. Юноши 16-18 лет. Этап спортивного мастерства. Юноши 19-22 года.
Девиз — Углубленная специализация, и подготовка к максимальной производительности для достижения результатов игры команды!
На данный этап допускаются юноши на конкурсной основе здоровые и практически здоровые, успешно завершившие учебно-тренировочный этап, выполнившие нормативы тестов по специальной подготовленности.
Задачи этапов спортивного совершенствования и спортивного мастерства:
— воспитание футбольного интеллекта и умения применять нестандартные ходы в играх;
— воспитание умений контратаковать и противодействовать контратакам соперников;
— воспитание умений гибко менять тактическую схему игры.
Только на этих этапах «Результат игры команды» становиться одним из критериев эфективности и оценки, так как только тут происходит детальное обучение командной тактике, стабилизация тактического поведения команды и обучение специфическим позиционным требованиям — интеграция из Я в МЫ-думаем!
В соответствии с этими задачами должен быть адекватный подбор тренировочных средств и методов. Тренер должен знать величину и направленность тренировочных и соревновательных нагрузок и на этой основе – разработать рациональные и эффективные программы подготовки для каждого этапа, периода, цикла.
Когда он выходит, нападающий, против достаточно сильного защитника, и ему там 16–17 лет, 18, 19, он не может показать свои лучшие качества. Он должен выходить играть среди своих сверстников. Конечно, есть всякие Мбаппе-образные здоровые ребята, которые могут сразу играть с детского сада. Такие есть, но их меньшинство.
(Сергей Николаевич Галицкий)
PS: В будующих статьях мы детально разберем первый и второй этапы , с точки зрения: объема тренировочных и соревновательных нагрузок, целей и принципов обучения, методов и ключевых направленностей.