Найти тему

Этапы многолетней подготовки в футболе, или как воспитать профессионального футболиста.

«Если ты не собираешься идти до конца, зачем ты вообще это делаешь?». Джо Намат
«Если ты не собираешься идти до конца, зачем ты вообще это делаешь?». Джо Намат

Футбол помолодел — сейчас уже детей приводят в секцию в возрасте 3-4 года, при том что, профессиональный футбол начинается в возрасте 23 года. В современном, быстроменяющимся мире составление плана на 20 лет — сложнейшая задача, над решением которой во многих странах трудятся целые институты, с привлечением специалистов из разных сфер жизнедеятельности.

На протяжении этого периода ребенок проходит через разные этапы собственного формирования и взросления, а помогают ему в этом различные специальносозданные системы (например: детский сад, начальная школа, средняя школа, коледж/университет — на каждом этапе система решает ряд определенных задач, а также задачу по подготовке к слеедующему этапу — в основе лежат принципы приемственности, последовательности и постепеннности. И к ребенку в начальной школе не предъявляются требования из средней школы и тем более университета.)

В футболе многолетняя подготовка делиться на 5 этапов, в каждом из которых организация и содержание учебно-методической работы имеют свои особенности в соответствии с естественной физиологией развития детей (табл.1). И тут важно не торопиться, а дойти до конца, избежав выгорания юного спортсмена, сохранив и укрепив его здоровье, и научив играть в футбол.

По данной теме написанно много книг как в России так и в других футбольных странах, и так как, вместить всю эту информацию в одну статью не представляется возможным, задача данной статьи познакомить читателя со структурой многолетней подготовки. Тем более,что фундаментально структура схожа в программах различных футбольных стран. (Вопрос, конечно, к тому как эта программа реализуется и контролируется ее выполнение на местах — но это тема для отдельной статьи.)

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ.
Эффективность работы футбольной школы зависит от правильного выбора задач каждого этапа и их преемственности.

  • Спортивно-оздоровительнй этап. Дети 3-8 лет. Девиз — Играть и двигаться!

Один из самых важных этапов в перспективе всего пути в 20 лет. Данный этап решает следующие задачи:
— формирование у детей интереса и любви к футболу и спорту;
— всестороннее развитие двигательных качеств, умения владением собственным телом: ловкость, координация;
— укрепление здоровья.
Занятия должны строиться так, чтобы дети получали удовольствие от двигательной активности. На этом этапе юные футболисты изучают подвижные игры, осваивают процесс игры в соответствии с правилами «малого футбола», знакомятся с базовой техникой не только футбола, но и других спортивных и подвижных игр. Дети учатся тренироваться – учатся играть и получать радость от игры и общения. Они не участвуют в официальных соревнованиях « …по причине вреда, который наносит преждевременная интенсификация подготовки юных спортсменов путем раннего подключения их к системе соревнований с установкой на демонстрацию максимальных возможностей и с созданием стабильной команды».

Таблица 1. (таблица взята из типовой УТ прораммы РФС)
Таблица 1. (таблица взята из типовой УТ прораммы РФС)
  • Этап начальной подготовки. Дети 7-11 лет. Девиз — Играть и учиться!

На этом этапе продолжается работа, направленная на укрепление здоровья, на разностороннюю физическую подготовленность, освоение жизненно важных двигательных навыков и качеств. Для перехода на данный этап требуется 1-3 года занятий на предшествующем этапе, даже если ребенок пришел в футбол в 7-9 лет.
Данный этап решает следующие задачи:
– формирование у детей стойкого интереса к футболу и спорту;
– гармоничное и всестороннее развитие двигательных качеств и способностей;
– опережающее воспитание координационных качеств и скоростных способностей, гибкости;
– освоение базовых технических приемов игры;
– обучение умению тренироваться;
— укрепление здоровья.

Футбол – командная игра, но на начальных этапах многолетней подготовки командные задачи вторичны. На первый план выходит индивидуальное обучение технике игровых действий и развитие координационных способностей юных футболистов. В футболе будущего особенно востребованными окажутся игроки, индивидуальное техническое мастерство которых позволит им эффективно контролировать мяч в насыщенных соперниками зонах поля.
(Футбол : типовая учебно-тренировочная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва | РФС)
Крайне важно не только формировать базовую технику приемов, но сохранять и приумножать любовь детей к игре, с которой они пришли в футбольную школу! (С.А. Фурсенко)
Крайне важно не только формировать базовую технику приемов, но сохранять и приумножать любовь детей к игре, с которой они пришли в футбольную школу! (С.А. Фурсенко)
  • Учебно-тренировочный этап. Дети 11-16 лет. Девиз — Учиться и тренероваться!

На данный этап допускаются дети имеющие за спиной 3 и более лет тренировок на предыдущих этапах. Учебно-тренировочный этап делится на 2 периода:
Период начальной специализации.(11-14лет);
— Период углубленной специализации.(14-16 лет).

Задачи учебно-тренировочного этапа, периода начальной специализации:
— сохранение у детей стойкого интереса к футболу и спорту, выявление детей, талантливых по отношению к футболу;
— гармоничное и всестороннее развитие двигательных качеств и способностей, укрепление здоровья;
— опережающее воспитание координационных качеств и скоростных способностей, скоростных проявлений взрывной силы, гибкости;
— освоение технических приемов игры и их применение в играх;
— овладение индивидуальной тактикой игры.

Задачи учебно-тренировочного этапа -углубленная специализация:
— обучение умениям выполнять технические приемы на высокой скорости и в условиях активного противоборства соперников;
— воспитание специальных физических качеств: скоростных, координационных, выносливости, силовых;
— укрепление здоровья;
— расширение объема, разносторонности тактико-технических действий в обороне и атаке;
— воспитание устойчивости психики к сбивающим факторам игры;
— совершенствование соревновательной деятельности юных футболистов с учетом их индивидуальных особенностей;
— формирование умений готовиться к играм, эффективно проявлять свои качества в них и восстанавливаться после игр.

  • Этап спортивного совершенствования. Юноши 16-18 лет. Этап спортивного мастерства. Юноши 19-22 года.
    Девиз —
    Углубленная специализация, и подготовка к максимальной производительности для достижения результатов игры команды!

На данный этап допускаются юноши на конкурсной основе здоровые и практически здоровые, успешно завершившие учебно-тренировочный этап, выполнившие нормативы тестов по специальной подготовленности.

Задачи этапов спортивного совершенствования и спортивного мастерства:
воспитание футбольного интеллекта и умения применять нестандартные ходы в играх;
— воспитание умений контратаковать и противодействовать контратакам соперников;
— воспитание умений гибко менять тактическую схему игры.

Только на этих этапах «Результат игры команды» становиться одним из критериев эфективности и оценки, так как только тут происходит детальное обучение командной тактике, стабилизация тактического поведения команды и обучение специфическим позиционным требованиям — интеграция из Я в МЫ-думаем!

В соответствии с этими задачами должен быть адекватный подбор тренировочных средств и методов. Тренер должен знать величину и направленность тренировочных и соревновательных нагрузок и на этой основе – разработать рациональные и эффективные программы подготовки для каждого этапа, периода, цикла.

Когда он выходит, нападающий, против достаточно сильного защитника, и ему там 16–17 лет, 18, 19, он не может показать свои лучшие качества. Он должен выходить играть среди своих сверстников. Конечно, есть всякие Мбаппе-образные здоровые ребята, которые могут сразу играть с детского сада. Такие есть, но их меньшинство.
(Сергей Николаевич Галицкий)

PS: В будующих статьях мы детально разберем первый и второй этапы , с точки зрения: объема тренировочных и соревновательных нагрузок, целей и принципов обучения, методов и ключевых направленностей.