166K подписчиков

Битва за образованность юных особ, которую профессор проиграл

328 прочитали

Вторая половина XIX века дала развитие женского образовательного движения в Российской империи. Еще 10 мая 1860 года было утверждено "Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения". Открывались классы, курсы, институты...

Источник: Pinterest
Источник: Pinterest

Первые педагогические курсы для женщин были основаны Вышнеградским в 1863 году. А вскоре юные особы получали педагогическое образование в пепиньерских классах и педагогических классах женских институтов. Кроме того, педагогические классы открывались при министерских Мариинских частных гимназиях и епархиальных училищах.

Смольный институт благородных девиц был учрежден Екатериной II 5 мая 1764 года. Аларчинские высшие женские курсы (Санкт-Петербург) и Лубянские курсы (Москва) были открыты в 1869 году. А еще были курсы Герье, Бестужевские курсы...

Источник: citifox.ru
Источник: citifox.ru

Создавались женские школы и семинарии земствами и частными лицами. В 1897 году в Санкт-Петербурге был открыт женский медицинский институт.

Но в Казани дело упорно не шло. Несмотря на то, что Казань в XIX веке считалась прогрессивным, передовым городом. Но с женским образованием вышел затык. И дело вовсе не в том, что основу Казанской губернии составляло мусульманское население. Казань являлась русским городом, как и киргизо-кайсацкий Семиреченск, как и Киев, как и Баку, как прочие большие города на окраинах империи.

Несмотря на то, что такие высшие женские курсы продавил профессор Казанского университета Н.В. Сорокин в 1876 году и на них отучились 575 женщин и двести из них закончили курс с дипломом. Но в 1886 году высшие Казанские курсы были закрыты. Местное общество равнодушно отнеслось к проблеме женского образование, над учеными женщинами насмехались, в газетах печатали едкие карикатуры.

Источник: fotostrana.ru
Источник: fotostrana.ru

В 1895 году профессор Николай Алексеевич Осокин, собрав подписи преподавательского состава университета, обратился к Попечителю Казанского учебного округа В.А. Попову с просьбой восстановить высшие Казанские женские курсы. Но Его превосходительство не ответил на эту бумагу, был занят ревизией чувашских школ в Симбирской губернии.

Тогда профессор Н.Осокин опубликовал в газете "Волжский вестник" статью с размышлениями по этому поводу и осознанием необходимости немедленно открывать такие курсы в Казани. И обратился напрямую к Его сиятельству Министру Народного образования Российской Империи графу И.Д. Делянову, минуя Его превосходительство В.А. Попова.

Граф Иван Давыдович Делянов
Граф Иван Давыдович Делянов

Попечителю учебного округа сие не понравилось и он вызвал Осокина на частный разговор. В котором объяснил, что для подобных высших курсов нет в Казани достойного материала. И гимназистки и институтки не сумеют выслушать даже слабенький, щадящий курс Университета, а следовательно — идея Осокина провальна и не следует ей докучать высоким особам, тем более прыгать через голову Попечителя.

Ведь Его превосходительству пришлось объяснять Его сиятельству поспешность начинаний профессора Осокина и полную бесперспективность этой идеи в Казани. Ведь уже в 1884 году не набралось и половины искомых слушательниц, о чем вообще может идти речь?

А кто будет финансировать проект? Городское купечество отказывается, дворяне тоже, государство тоже не особо горит желанием спонсировать проект после всех этих стихийных студенческих волнений. Не хватало еще, чтобы девицы втянулись в революционное движение!

Н.А. Осокин
Н.А. Осокин

Но Осокин не сдался. 2 ноября 1895 года он пишет Министру новую записку. Но Делянов 9 ноября 1895 года отвечает следующее:

"Высшие женские курсы, как известно, уже существовали в некоторых городах России, в том числе и в Казани, но дали отрицательный результат развития... В виду изложенного я не признаю возможным удовлетворить упомянутое выше ходатайство профессора Осокина."

Отказывают Осокину и в организации публичных лекций для женщин. Тем не менее, граф Делянов попросил выразить губернатора Казанской губернии свое мнение по этому поводу. 29 ноября 1895 года губернатор П.А. Полторацкий в своем письме Министру поддержку начинанию не выказал.

Профессор Осокин продолжал добиваться хода делу и в декабре 1895 года случайно обнаружил, что его вычеркнули из наградных списков по выслуге лет.

25 декабря 1895 года он пишет Делянову возмущенное письмо. Ведь Осокин знаком с графом лично, Иван Давыдович Делянов преподавал ему науки с отрочества (и были намеки, что Николай Осокин является незаконнорожденным сыном графа Делянова). И тут такой денежный и репутационный удар.

Осокин оскорблен, в письме он обещает подать в отставку. А тут еще профессора обвинили в растрате общественных средств, собранных для женской гимназии. Осокин ответа Его сиятельства не дождался. 29 декабря 1895 года он взял револьвер, заперся в комнате, и свел счеты с жизнью.

Лишь в октябре 1906 года казанским профессорам разрешили открыть высшие женские Казанские курсы по усеченной программе историко-философского факультета.