Первый навык грамотности и культуры, который осваивают все еще в начальной школе, – прочесть текст, понять прочитанное и выразить понятое. И это же – прочесть, понять, выразить – есть наивысшая духовная потребность, которая может стать главным содержанием жизни и смыслом ее на весь отпущенный человеку земной срок, как «просто работа», профессиональная деятельность литературного критика.
Эталоном такой работы можно считать все, без исключения, публикации Ирины Бенционовны Роднянской: ее размышления о современной прозе, исследования в области классической литературы или той, что называют сейчас «возвращенной», а также ее малоформатные рецензии. Например, те, которые она писала для «Нового мира» – десять циклов, раз в год, с 2000 по 2009 гг. Писала «с непосредственным удовольствием, хотя, казалось бы, дело хлопотное: отобрать и представить десяток чем-то задевших тебя книг в надежде, что рассказ о них заденет и читателя». Пусть тот временной отрезок уже отодвинулся от нас: дело не в том, сколь горяча новинка, и не в том, сколь известно или малоизвестно имя рецензируемого автора. А в степени проявленного внимания и понимания рецензента, и в его реакции, высказанной от души, живым человеческим языком, с личными эмоциями, но без навязывания их. Вот бы каждому дано было так читать и понимать! – неожиданное чувство белой зависти становится прекрасным бонусом к удовлетворению насущного информационного запроса.
В сборник этих «новомирских» рецензий вошли также ближайшие по времени работы автора в области критики и филологии: на тему поэзии конца XX – начала XXIвека, современного романа, наследия Андрея Битова, романов-антиутопий Виктора Пелевина, жанра энциклопедической персоналии Алексея Константиновича Толстого. А также выступления ведущих современных литературоведов на церемонии вручения Ирине Бенционовне Литературной премии Александра Солженицына 2014 года и ее ответное слово, в котором она, в частности, сказала:
«У меня как у читателя с отрочества возникла по сию пору необъяснимая потребность, оказавшись наедине с художественным текстом, выразить словесно, вербализировать то, что я из него какими-то рецепторами своими извлекла. В этом нуждалась я сама, а публичность высказывания представлялась вторым делом. Мне, этакому читателю-первооткрывателю, текст виделся сверкающей белизной, снежным полем, где я впервые оставляю свой извилистый след…» Эта цитата, возможно, не заключает в себе главное кредо автора, но раскрывает идеальную форму общения с художественным текстом, которая может быть доступна не только профессионалам высокого полета, но и каждому читателю.
Роднянская И.Б. Книжная сотня: Малоформатная литературная критика с приложением «Четырех векторов внимания». – Москва: "Русскiй мiръ", 2021. – 400 с. (Серия «Литературная премия Александра Солженицына»)
Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него .
Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.
Оставайтесь с нами.