45 подписчиков

Современное ч/б кино. 10 фильмов с оправданной черно-белой картинкой.

665 прочитали

Черно-белое изображение ассоциируется у нас с немым кино или бабушкиным старым телевизором в деревне. Но при этом, фильмы с черно-белой картинкой до сих пор снимаются и номинируются на главные кинонаграды. Мы сделали подборку современных фильмов, где использование монохромного изображения является не только оправданным, но и является основным элементом, раскрывающим замысел режиссера.

1. Город грехов (2005)

Режиссер Роберт Родригес, известный своей специфической любовью к насилию (как и его друг Квентин Тарантино), с первого взгляда влюбился в нуарную, жестокую, черно-белую эстетику романов автора. Родригес считал, что черно-белая картинка в стиле Миллера – это главное в его фильме. Без этого неповторимого стиля самого фильма бы и не было.

Черно-белое изображение ассоциируется у нас с немым кино или бабушкиным старым телевизором в деревне.

Как нам кажется, сложно представить другого режиссера, кроме Родригеса, чей визуальный язык идеально сочетался бы с графическими романами Миллера. А вообще, экранизировать комикс наверняка очень удобно – можно сэкономить на раскадровке.

Черно-белое изображение ассоциируется у нас с немым кино или бабушкиным старым телевизором в деревне.-2

Парочка интересных фактов о фильме:

  • Роберт Родригес 10 лет собирал романы и комиксы Миллера, пока не понял, что он действительно готов снять фильм.
  • В знак уважения Родригес указал Фрэнка Миллера в титрах фильма, как сорежиссера.
  • Роберт Родригес был и режиссером, и оператором фильма.

2. “Ангел-А” (2005)

Комедийная мелодрама “Ангел-А” французского мастера Люка Бессона – это необычная история любви Андре и девушки по имени “Ангел-А” (как она представляется Андре), которые встречают друг друга в самый нужный момент жизни.

«В этом фильме все на контрастах. Она – женщина, он – мужчина. Она –высокая, он – низкий. У него длинная одежда, у нее короткая. Инь и ян, черное – белое, свет – тьма. "Тут много противопоставлений, и черно-белая гамма сюда великолепно вписалась”, объясняет режиссер.

Черно-белое изображение ассоциируется у нас с немым кино или бабушкиным старым телевизором в деревне.-3

Многие критиковали этот фильм за несвойственное Бессону медленное течение истории, с чего бы это режиссер экшн-фильмов решил снять мелодраму.

Лично нам кажется, что это фильм не о сюжете, а скорее фильм-рассуждение о ценностях, взаимоотношениях и любви к себе. Вот вам наш любимый отрывок из фильма, который вы наверняка видели, даже если не смотрели фильм.

3. Малкольм и Мари (2021)

Камерный фильм о любви “Малкольм и Мари” Сэма Левинсона показывает нам один вечер влюбленной пары режиссера Малкольма и его девушки Мари. Этот фильм больше напоминает театральную постановку, ведь все действие фильма происходит в одной локации – дома у главных героев. Абьюзивные отношения, раздевающаяся Зендея и Джон Дэвид Вашингтон, который теперь не просто Протагонист.

Большего здесь как будто и не надо.

Черно-белое изображение ассоциируется у нас с немым кино или бабушкиным старым телевизором в деревне.-4

Левинсона не зря называют режиссером-визионером, ведь он подарил нам шикарный визуальный клиповый аттракцион в сериале “Эйфория”, а теперь удивляет совершенно противоположной камерной атмосферой, черно-белой картинкой и плавной камерой в “Малкольм и Мари”. Кстати, именно паузой в съемках “Эйфории” Левинсон воспользовался, чтобы снять "Малкольм и Мари". Режиссер за 6 дней написал сценарий и за 2 недели фильм был снят в минималистичных декорациях особняка в Калифорнии.

4. “Маяк” (2019)

Роберт Эггерс – автор, громко заявивший о себе своей дебютной “Ведьмой”, получил от студии возможность не ограничивать себя жанровыми рамками и снял артхаусный психологический фильм ужасов “Маяк”. Главные герои фильма – смотритель маяка (Уиллем Дефо) и его молодой помощник (Роберт Паттинсон). Фильм в свойственной артхаусу манере полон отсылок на философские трактаты, психологические теории и мифы.

Черно-белое изображение ассоциируется у нас с немым кино или бабушкиным старым телевизором в деревне.-5

После просмотра этого фильма не задаешься вопросом почему он черно-белый, потому что цвет идеально работает на ту мрачную атмосферу, которую удачно создает Эггерс и оператор Джарин Блашке, номинированный на Оскар за работу в этом фильме.

5. “Рома” (2018)

Оскароносная драма мексиканского режиссера Альфонсо Куарона, снятая совсем не в привычном для него стиле. После захватывающей антиутопии “Дитя человеческое” и завораживающего технотриллера “Гравитация”, режиссер решил сделать кино для души. История служанки в доме мексиканской семьи среднего звена, происходящая на фоне происходящих в Мехико студенческих беспорядков. Название действительно отражает наполнение фильма, ведь главным героем здесь является скорее действительность жизни в Роме (район Мехико), чем жизнь конкретных людей.

Черно-белое изображение ассоциируется у нас с немым кино или бабушкиным старым телевизором в деревне.-6

Картина снята очень медленно, практически документально, но при этом в фирменном “мексиканском” (по крайней если говорить о Куароне и Иньяритту) стиле с длинными планами, длящимися по несколько минут.

Фильм является для режиссера очень личным, и поэтому Куарон сам выступил и режиссером, и сценаристом и оператором этого фильма. Итог – 10 номинаций и 3 победы на “Оскаре” (лучший фильм на иностранном языке, лучшая операторская работа и лучшая режиссура).

6. Манк (2020)

Многие влиятельные режиссеры современности достигнув высот и всем всё доказав, приходят к тому, что снимают “кино про кино”. Примеров достаточно: Квентин Тарантино и “Однажды в Голливуде”, Гаспар Ноэ и “Вечный свет”, Пол Томас Андерсон и “Лакричная пицца”. Дэвид Финчер не оказался исключением и снял фильм о сценаристе величайшего фильма всех времен “Гражданин Кейн” Германе Манкевиче.

Черно-белое изображение ассоциируется у нас с немым кино или бабушкиным старым телевизором в деревне.-7

Финчер выбрал черно-белую гамму, так как пытался максимально воссоздать атмосферу кинематографа 40-ых годов. Если бы не звездный состав актеров, то можно было поверить, что этот фильм был снят в это время. Но не потому, что он выглядит устаревшим, а потому как Финчер погружает нас в эту атмосферу. Отдадим должное и оператору Эрику Мессершмидту, который получил “Оскар” за лучшую операторскую работу в этом фильме.

7. Артист (2011)

Режиссер Мишель Хазанавичус несколько лет мечтал снять немой фильм, но студии не воспринимали его всерьез до выхода успешных фильмов о французской версии Джеймса Бонда – Агенте 117.

“Артист” – блестящая современная стилизация под немое кино 1920-30-х годов. Причем французская стилизация под немое голливудское кино. Плавно переходящая из романтической комедии в экзистенциальную трагикомедию история падения звезды немого кино.

Черно-белое изображение ассоциируется у нас с немым кино или бабушкиным старым телевизором в деревне.-8

До кульминационной сцены (оставим вам затравочку) даже не верится, что это стилизация, фильм выглядит подлинным хорошо сохранившимся фильмом “немой эпохи”. Итог – премия “Оскар” в 5 номинациях, в том числе “лучший фильм” и “лучшая режиссерская работа”.

8. Небраска (2011)

Этот трагикомедийный чёрно-белый фильм режиссёра Александра Пэйна, снятый по сценарию Боба Нельсона является необычным роуд-муви. Хотя бы даже потому, что главный герой (старик-алкоголик с синдромом Альцгеймера) решает отправиться в путешествие пешком. “Небраска” – тихое и скромное кино о том, что родителей не выбирают, как и родители не могут выбрать своих детей. Что семейные отношения, это, в первую очередь про готовность идти на уступки в попытке сделать своих родных хоть чуточку, но счастливее.

Черно-белое изображение ассоциируется у нас с немым кино или бабушкиным старым телевизором в деревне.-9

Александр Пэйн принял совместное решение с оператором Фидоном Папамайклом снимать фильм в подобной специфике оттенков и текстур, так как по мнению режиссёра это позволяло пейзажам Небраски (это, кстати, родной штат Александра Пэйна) выглядеть серьёзнее и куда более поэтично. Да и просто Пэйн хотел сделать хоть один чёрно-белый фильм в своей карьере. На почве выбора цветовой палитры картины он чуть было не рассорился с руководством студии Paramount. Однако ему удалось доказать свою правоту, и это того стоило. Отдельно хочется отметить актерскую игру Брюса Дёрна, сыгравшего главную роль.

9. Трагедия Макбета (2021)

Версия знаменитой шекспировской пьесы “Макбет” от Джоэла Коэна (да, он работал над фильмом без своего брата Итана). Изначально слабо верится, что это “коэновский” фильм, связь между Шекспиром и Коэном уловить сложно. Но если покопаться глубже, то по сути Макбет — это ведь типичный “коэновский” персонаж: такой честный работяга-семьянин, которому судьба подкинула шанс улучшить положение — нужно просто разок переступить закон и замарать руки. Разница лишь в том, что живет он не в США XX века, а в средневековой Шотландии.

Черно-белое изображение ассоциируется у нас с немым кино или бабушкиным старым телевизором в деревне.-10

Было бы ошибкой назвать «Трагедию Макбета» обычным фильмом — это скорее кинематографическая пьеса, постоянно напоминающая зрителю, что он наблюдает за специфичным сплавом кино и театра. Все здесь работает именно на это, и монохромное изображение с безупречной операторской работой Брюно Дельбоннеля, и герметичное и безжизненное сценическое пространство с минимумом реквизита и по-театральному неестественная актерская игра (с ней лучше всего справляется вечно спокойный Дензел Вашингтон), которая у исполнительницы роли ведьмы Кэтрин Хантер и вовсе переходит в категорию перформанса.

10. Милая Фрэнсис (2012)

Фильм Ноа Баумбаха – это обаятельная и отчасти сумбурная артхаусная женская трагикомедия о том, как хорошо с друзьями и как трудно без них. 27-летняя танцовщица прозябает во втором составе труппы современного танца, у нее не ладятся отношения с бойфрендом, она с трудом находит деньги на оплату комнаты в Нью-Йорке, и для молодой женщины она слишком много пьет. Ее единственная отдушина в жизни – соседка по квартире и лучшая подруга Софи.

Черно-белое изображение ассоциируется у нас с немым кино или бабушкиным старым телевизором в деревне.-11

Черно-белое изображение напоминает ленты французской «новой волны» и картины Вуди Аллена и Джима Джармуша, на которые ориентировался Баумбах при создании «Фрэнсис».

Отдельные баллы этот фильм получает за обаяние принцессы американского артхауса Греты Гервиг, за юмор и ехидство некоторых сцен и за нетипичную для лент Ноя Баумбаха теплоту (это заслуга Гервиг, она была соавтором сценария).

Многие киноэксперты считают, что в современном кино монохромное изображение должно быть оправдано режиссерской идеей и атмосферой, которую автор хочет создать. В ином случае, если фильм не много приобрел от того, что снят в черно-белых тонах, это покажется пижонским приемом, а нередко и впустую потраченным бюджетом (если фильм снят на плёнку, так как черно-белая плёнка требует больших затрат).

Такие фильмы продолжают сниматься, а значит мы еще обязательно увидим новые шедевры с этой выразительной контрастной визуальной эстетикой, которая наполняет сюжет особым настроением или чувственностью.

Автор: Линар Замалутдинов, копирайтер агентства "Громкие рыбы"

#киноподборкарыб