Появились предпосылки для положительных изменений на авторынке, считают эксперты РГС Банка и банка «Открытие», которые проанализировали динамику продаж новых автомобилей в марте и первом квартале 2022 года.
Остановка заводов и новых поставок машин в первый весенний месяц заставили дилеров кратно сокращать продажи и делать акцент на выживании бизнеса.
В марте в России было продано 55 129 новых автомобилей (на 63% меньше, чем в марте 2021 года) – это самый низкий результат для первого месяца весны за все время наблюдения за современным авторитейлом России.
В марте текущего года бизнес, по сути, не работал, а выживал благодаря запасам складов. Единственный положительный момент марта текущего года – возврат официального курса рубля к близким до спецоперации значениям. При этом ни дистрибьюторы, ни дилеры не спешат понижать резко выросшие цены.
Стоимость многих машин по-прежнему превышает возможности большинства покупателей.
Все это негативно отразилось на рынке: снижение продаж зафиксировано у 39 из 45 представленных в России брендов.
В более-менее выгодной ситуации оказались китайцы. Хотя и здесь бизнес в марте сжимался, разве что не такими резкими темпами, как у брендов из других стран. Но проблем много и у них: логистика брендов из Поднебесной часто завязана на западные компании, приостановившие сотрудничество с Россией.
Материалы по теме
Как автопром будет жить под санкциями? Эксперт объяснил
Известно, на сколько хватит запаса шин в России
Но в целом китайцы дали понять, что не имеют политических предпосылок против продолжения бизнеса в России и находятся сейчас едва ли не в самой выгодной ситуации среди всех представленных у нас брендов.
Апрель 2022 года может оказаться близок к антирекорду продаж, который был установлен в 2020 году из-за пандемии COVID-19 и локдауна. Тогда было продано всего 38 922 новых автомобиля.
Предпосылки к этому есть: в апреле как минимум три недели не будет собирать машины АВТОВАЗ, у Kia и Hyundai остаются острые проблемы логистики, российские заводы Renault, Nissan и Toyota пока тоже не объявляли, что готовы возобновить сборку.
По мнению экспертов, рост продаж относительно последних месяцев, скорее всего, начнется в мае, когда удастся адаптироваться к ситуации. Будут налажены поставки ряда марок, прежде всего, китайских брендов, найдено решение по импортозамещению комплектующих для локализованных производств и снижены ставки по автокредитам (ЦБ уже понизил ключевую ставку до 17%). Возможно, удастся наладить поставки комплектующих окольными путями.
Важным фактором для стабилизации авторынка по-прежнему остается относительная нормализация внешнеполитического фона. Есть шанс, что это отогреет «замороженные» каналы поставок комплектующих, вследствие чего будут запущены остановленные заводы. Однако пока о сроках окончания напряженности говорить сложно.
Автор: Елена Алексеева
Фото: depositphotos.com
Понравилась публикация? Ставьте лайки и делитесь с друзьями в соцсетях!