Во время посещения космодрома «Восточный» Владимиром Путиным один из сотрудников обратился к Президенту России с пожеланием, чтобы спецоперация была доведена до ранее заявленных целей. Путин в ответ четко высказал позицию, что СВО, безусловно, будет завершена так, как и планировалось. О том, почему этот сигнал был крайне необходим и почему вариант демонтажа российской власти с помощью антивоенного движения провалился — пишет Андрей Лазуткин.
Надо сказать, что сам факт переговорного процесса в Турции был очень болезненно воспринят российским обществом. Причина в том, что накануне украинской стороной были опубликованы записи пыток российских военнопленных, где солдатам простреливали ноги, убивали выстрелом в голову и ударом ножа в глазницу. Все это сопровождалось выкриками, что это месть и так будет с каждым русским. То есть тональность пропаганды была полностью в стилистике ИГИЛ.
Не только в патриотических кругах, но и в ранее аполитичных социальных слоях это вызвало ярость, и на момент встречи с Турцией общественное мнение уже выступало резко против любых переговоров с Украиной. Одновременно украинская делегация начала хаотично менять условия соглашений, например, по статусу Крыма и проведению военных учений, то есть сознательно затягивать переговорный процесс. Таким образом, по всем доступным каналам отрабатывалась линия на срыв переговоров и на продолжение военных действий.
Спустя три недели стало понятно, что цена этого вопроса — оружейные поставки, которых могло и не быть, если бы переговоры в Турции прошли успешно. А сейчас, с одной стороны, европейские члены НАТО продают Украине списанную и законсервированную технику, освобождая место для новых закупок у США. А, с другой, США и Британия напрямую продают Украине оружие в счет ранее полученных ею кредитов. По таким схемам ВСУ получит вооружения примерно на 2 миллиарда долларов. Конечно, ради этой цели украинская тероборона и харьковский «Азов» цинично замучили и убили нескольких российских пленных.
Что такое «гуманитарный протест»
Но, выиграв на короткой дистанции, они тут же проиграли на длинной. Если ранее в российском обществе искусственно насаждались антивоенные настроения, то теперь такая пропаганда полностью потеряла целевые группы.
Как и ранее в Беларуси, антивоенное направление получило общее название «гуманитарный протест». То есть это были не выступления в пользу конкретных фигур, типа Навального, Ходорковского, Соболь, Собчак, которые не являются популярными у населения, а чисто эмоциональный протест за размытые общечеловеческие ценности. Это специальная технология, которая позволяет значительно расширить социальную базу оппозиции. То есть вас призывают поддерживать не конкретного политика со всеми его минусами, а просто выступать «против войны» или «против насилия», как было у нас.
Однако это «гуманитарное» направление было полностью перекрыто записями пыток и убийств российских военнопленных. Соответственно, во всех социальных группах выросла поддержка армии и правительства, причем рост рейтинга Путина вообще оказался беспрецедентным за последние 20 лет.
Спустя два месяца после начала операции рейтинг российского президента составляет порядка 82%, и это в условиях, когда против РФ введены самые масштабные санкции за всю историю, которые должны были ввергнуть Россию «в каменный век», как заявляли в США. Парадокс объясняется просто — реально санкции ударили как раз по тем слоям населения, которые и так были настроены оппозиционно. Это часть жителей Москвы и Санкт-Петербурга с высокими доходами, олигархические группы и компании, которые держали капиталы на Западе и мало связывали себя с РФ, а также непосредственно активисты оппозиции, которым оказалось сложно выехать из России и которые оказались под жестким давлением за рубежом, просто потому что они из РФ.
Видимо, в политическом плане был некий расчет на то, что Россия рухнет или развалится на регионы, что режим свалят «цветной революцией» сторонники Навального или какие-то олигархи, которых лишили собственности. Но этот вариант оказался полностью провальным, потому что ни одна из этих групп не имела выхода на силовые структуры, а главное — антивоенные настроения на фоне пыток и убийств потеряли всякую поддержку.
Кому выгоден разрыв России и Германии
Однако недостижение целей не означает, что противоборство остановлено или заморожено. Сейчас более важный для США момент — разрыв экономических связей России с Германией, которые Путин успешно установил при Меркель. Ранее США работали на срыв Северного потока-2, но им очень не хватало красивой политической обертки для маскировки своих интересов. Сейчас таковой выступает информационная война за спасение Украины. Причем она ведется не только против России, но и против руководства ФРГ, которое американцы зажимают между двух огней.
С одной стороны, Германии приходится своими руками топить собственный бизнес, который не сможет работать без российских энергоносителей. И одновременно ФРГ принуждают к поставкам танков и артиллерии на Украину, что является красной линией для России и гарантированно похоронит любое экономическое сотрудничество.
Тем самым администрация Байдена решает ключевую для себя задачу в Европе. Можно, конечно, издеваться над тем, как он машет рукой в пустоту, смотрит мимо камеры или что-то бормочет, но администрация Белого дома, тем не менее, пока извлекает максимум прибыли и из военной кампании на Украине, и из экономического кризиса в ЕС.
Но, как можно догадаться, все эти долгоиграющие цели могут быть реализованы только при длительной многомесячной войне. И, как было озвучено госсекретарем Блинкеном, боевые действия на Украине будут продолжаться как минимум до конца года. По сути, это такой политический сигнал, который довели до всех союзников. То есть на протяжении этого периода украинскую армию нужно будет накачивать оружием себе в ущерб, либо принимать на себя нагрузку в виде беженцев, либо увеличивать собственные оборонные расходы. По сути, каждую из стран ЕС перед этим выбором уже поставили, и сейчас происходит медленная милитаризация Европы, которая пока в самом начале.
А вот против России все возможные экономические санкции уже введены, поэтому стоит задача изматывать ее военным путем, уничтожать наиболее боеспособные части, провоцировать рост оборонных расходов и при этом подавлять информационно. Что характерно, примерно раз в неделю Украина поставляет крупные инфоповоды, которые искусственно разгоняются по центральным западным СМИ. То есть идет информационное сопровождение боевых действий, примерно по типу войны в Чечне или Югославии, когда любые действия США подаются как соразмерный ответ на действия России.
Зеленский играет ва-банк
Что при этом будет внутри РФ, американцев не особо волнует. Масштабная война с Россией вряд ли возможна и пока им не нужна. США полностью устраивает локальный затяжной конфликт, при котором восточные и центральные районы Украины будут уничтожены, а победа РФ не принесет никаких политических и экономических выгод.
Сам же Зеленский заявил, что Киев готов сражаться с Россией «хоть десять лет». То есть Зеленского вариант затяжной войны тоже вполне устраивает, потому что физически уничтожается социальная база для «сепаратизма» и олигархическая собственность на востоке. А тем самым укрепляются центральные структуры власти в Киеве, потому что в довоенный период главной головной болью Зеленского была вовсе не Россия, а борьба с олигархическими группами, которые не отдавали ему власть в регионах.
Сегодня Зеленский, с одной стороны, замкнул на себя всю западную помощь и военную поддержку, а с другой — подставил под огонь собственность Ахметова, Коломойского и других крупных игроков. Это значит, что они либо пойдут на поклон к Зеленскому, либо будут уничтожены российской армией. И оба варианта Зеленского вполне устроят. Сложно сказать, что у него в голове, но, если человек идет к власти, где с самого начала о нем говорят как о марионетке, о несамостоятельной фигуре, — он будет пытаться всеми силами и средствами доказать обратное.
Поэтому и Зеленский, и силовые структуры сегодня играют ва-банк. Да, они фактически потеряют часть страны, но зато на остальной территории организуют единоличную военную диктатуру, уже без всякой олигархической власти. Либо же последняя будет полностью подчинена Зеленскому, и произойдет передел собственности. И надо сказать, что пока у Зеленского вполне получается — под предлогом военного положения он уже поставил вне закона любую оппозицию, закрыл СМИ, в том числе принадлежащие главному конкуренту — Порошенко, а также избавился от альтернативных партий.
Кстати, из этой же серии и мероприятия, которые развернулись вокруг задержания Виктора Медведчука. Это не просто депутат Верховной Рады, это руководитель пророссийской партии, которая имела свой основной электорат на юго-востоке Украины. Независимо от того, обменяют его или нет, всем послан сигнал: вы теперь вне закона, и ваша единственная функция — выступать живым щитом для российских войск или быть обменянными на пленных.
Может ли государство долго существовать в таком режиме? Опыт Ирака, Афганистана, Косово и других проблемных территорий, где были установлены марионеточные правительства, показывает, что вполне. При американской поддержке может произойти консервация любого, даже самого хрупкого и уродливого режима, в который будут просто вливать деньги и оружие. Причем деньги эти будут по факту ЕС-овскими, так как американцы уже сейчас активно собирают с Альянса дань на «российскую угрозу». Возможное вступление в НАТО Швеции и Финляндии является огромной победой для США, так как 2% ВВП этих стран будет перетекать в американский оборонный комплекс, а значит, оплачивать дальнейшую войну на Украине.
Текст: Андрей Лазуткин
Фото: из открытых источников