723 подписчика

Почему я передумал продавать EF 50mm f/1.4 USM

987 прочитали

На данный момент у меня в личной коллекции четыре полтинника от f/1.4 до f/2.8 и ещё один гостил в течение месяца. По всем были сделаны тесты и будет снят огромный и подробный видео-обзор. А сегодня хочу рассказать как я изменил своё мнение о таком старом объективе. Ниже фотографии объектива сделаны на 6D Mark II + EF 35mm f/2 IS USM со Стилем Изображения Chrome из платного набора EOS HD, а также примеры сделанные на сам объектив с тем же фотоаппаратом и стандартным Стилем Изображения при автоматическом балансе белого. Инфо об остальных снимках см. в подписи к ним.

Внешний вид - классический не L-объектив тех времён, среднекачественный пластик, золотое колечко. Зато лёгкий и, при такой светосиле, вполне недорогой.
Внешний вид - классический не L-объектив тех времён, среднекачественный пластик, золотое колечко. Зато лёгкий и, при такой светосиле, вполне недорогой.

Данное устройство ещё из плёночных времён, модель 1993 года и обладает как достоинствами, так и недостатками (в жизни вообще бывает по-другому?). В руках ощущается не намного лучше кита 18-55, самого популярного в мире полтинника 50mm f/1.8 II или какого-нибудь дешёвого Yongnuo. Лучше, но не намного. Явно не в 3 раза, как в цене на вторичке.

Интересна конструкция а-ля "Тессар" с утопленным вглубь корпуса передним элементом. Это до некоторой степени предотвращает его случайное задевание.
Интересна конструкция а-ля "Тессар" с утопленным вглубь корпуса передним элементом. Это до некоторой степени предотвращает его случайное задевание.

Я прикупил его несколько лет назад взамен Yongnuo 50mm f/1.8 первой версии (это был мой второй в жизни объектив после EF-S 18-55 II), который, в свою очередь, покупал новым (!) с Алика за 2700р (!!) в 2017 году. Обошёлся мне EF с рук в абсолютно идеальном состоянии в коробке и с неродной блендой в 13 т.р., что тоже на весну 2022 копейки. Только-только почувствовав вкус боке, я рассчитывал насладиться им в полной мере, ведь f/1.4 это на 2\3 светосильнее, чем f/1.8. И, в целом, ожидания оправдались, зоны нерезкости действительно были более размыты. Но скоро я стал обращать внимание на совсем другие вещи...

Начинающий фотограф\видеограф, как правило, обращает внимание только на пару аспектов: что в фокусе и что не в фокусе. Однако, по мере роста профессионализма и практического опыта, начинаешь приглядываться и к другим оптическим особенностям... Так и я, первое, что заметил после нескольких недель съёмки (когда глаза привыкли к размазне боке), это довольно сильные хроматические аберрации на открытой диафрагме, и даже при прикрытии вплоть до примерно f/2.8-4. Хотя это устраняется программно и самим фотоаппаратом (данная функция появилась в моделях примерно после 2010 года) при формировании внутрикамерного JPEGа и в любом приличном редакторе. Но с этим ещё можно жить. Дальше в глаза начало бросаться иное...

А именно довольно жуткий рисунок боке: кант "шариков" слишком чёткий, не мягкий на открытой диафрагме и форма превращается в "кошачий глаз" по краям изображения. В сложной цвето-контрастной обстановке это приводит к очень "нервному" и жёсткому рисунку боке. А при закрытии диафрагмы появляется сильная "гайка" из-за нескруглённой формы ламелей. Примеры ниже. Но и это можно списать на художественные особенности конкретной оптической схемы. А вот, что меня по настоящему раздражало, так это...

...автофокус! Но как же он может раздражать, если это лучший АФ от Canon под названием USM? Ультразвуковой, то есть. Который всегда ставили и на зеркальные L-ки и теперь на RF (наравне с nanoUSM). А дело в двух вещах. Во-первых, есть два типа USM - Ring USM (кольцевой) и micro-USM (микро) и они, хоть и построены на одном принципе, а отличаются скоростью, наличием\отсутствием постоянной ручной фокусировки и износостойкостью. Например, в моём 70-300mm f/4-5.6 IS USM явно стоит micro-USM, т.к. он не отличается большой скоростью и не имеет постоянного ручного фокуса (хотя в целом неплох). Именно такими является большинство микро-УСМов. Но есть пара официальных исключений: EF 28-135mm f/3.5-5.6 IS USM и наш EF 50mm f/1.4 USM. У меня был первый и до сих пор есть второй, на обоих постоянный ручной фокус и скоростью они, по мне, не отличаются от кольцевого USM. Ну, а если дело не в моторе, то во-вторых...

Диаметр светофильтра - 58мм, такой же как у китов 18-55.
Диаметр светофильтра - 58мм, такой же как у китов 18-55.

... многое зависит от тушки и её системы фокусировки. Дело в том, что я, как и многие, начинал с кропнутой камеры (матрица формата APS-C) и, на момент покупки этого полтинника, всё ещё был на кропе: уже избавился от своей первой зеркалки 600D и обзавёлся 200D и 70D (позже заменил на 80D). После мобильника, я и на фотоаппаратах почти всегда снимал через экран LiveView, что было хоть и медленно, но возможно на 600D и просто великолепно благодаря Dual Pixel AF в 200D\70D\80D. При этом, меня очень смущала резкость на диафрагмах от f/1.4 примерно до f/2.8, которая порой уступала даже киту 18-55 II (!!), не говоря уже о бритвенном Sigma 17-50mm f/2.8 OS HSM, которым я к тому моменту уже обзавёлся! Однако, со временем, набираясь опыта и знаний, я внезапно осознал одну вещь...

80D + EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM
80D + EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM

... т.к. все эти полтинники, так популярные у любителей на кропе... на самом деле полнокадровые и пятно изображения (а значит все оптические свойства, включая резкость) рассчитаны на полнокадровый сенсор (24х36мм), то неудивительно что с ними столько проблем. Примечательно, что Кэнон никогда не делал полтинников для зеркального кропа. Совсем. 50мм проскакивали только в зум объективах, а светосильных фиксов 50мм не было. Казалось бы простая истина, но она изменила мой взгляд на форматы и фокусные расстояния. Я приобрёл самый дешёвый в мире полнокадровый фотоаппарат Canon 5D и увидел как раскрывается не только обсуждаемый объектив (выше резкость, меньше аберраций, правда и больше виньетки, что логично), но и другие полнокадровые, что были у меня (например, Yongnuo 35mm f/2 и тот же EF 28-135). С тех пор я не сторонник вешать полнокадровые объективы на кроп вообще. При этом, серьёзно увлёкшись использованием фотоаппарата, я всё больше и больше стал снимать через оптический видоискатель, а не Live View (тем более в 5D его просто нет). И тут встала ещё одна, самая главная проблема, из-за которой я и пишу всю эту статью.

Canon 6D Mark II + EF 50mm f/1.4 USM. 1/160s, f/1.4, ISO 1600. Съёмка одной рукой.
Canon 6D Mark II + EF 50mm f/1.4 USM. 1/160s, f/1.4, ISO 1600. Съёмка одной рукой.

А проблема в том, что в 5D (как и 200D) всего 9 точек АФ, из которых лишь центральная крестовая, т.е. максимально чувствительная и точная при автофокусировке. В 70D точек 19, а в 80D - 45, но это кропнутые тушки, их, как уже сказал, для полнокадровой оптики я больше не рассматривал. Со временем я купил гораздо более продвинутую 5D Mark II, но там система АФ такая же, как в первопятаке. В чём же загвоздка системы? А в том, что при одной центральной реальной рабочей точке, АФ ещё и... недостаточно точный! И не просто потому, что зеркальные системы фазового автофокуса сами по себе склонны к бэк\фронт фокусу, а потому ещё, что объектив достаточно светосильный и глубина резкости настолько мала, что малейшие промахи очень заметны. Таким образом, я был очень недоволен фокусировкой через ОВИ, а LiveView в 5DII оснащён только очень медленной (хотя и точной) контрастной системой АФ (такой же, как в моём первом 600D). Ещё позже я взял себе EF 50mm f/1.8 STM ради маленького размера и мотора STM, тихого и плавного для видео + меньшей МДФ (35см против 45см у f/1.4). Оказалось, что и на фото он, хоть и нетороплив, зато достаточно точен даже при f/1.8. Таким образом, мой f/1.4 практически лежал без дела долгое время, и я уже было решился его продавать за ненадобностью, пока не...

Canon 6D Mark II + EF 50mm f/1.4 USM. 1/125s, f/1.4, ISO 3200.
Canon 6D Mark II + EF 50mm f/1.4 USM. 1/125s, f/1.4, ISO 3200.

... приобрёл 6D Mark II! Наконец-то, у меня появился полнокадровый фотоаппарат с DPAF в LiveVIew! И, о чудо! Мой светосильный полтос во второй раз заиграл новыми красками! Ведь DPAF всегда показывала себя намного более точной системой, чем старая "зеркальная". А в скорости она если и уступает, то совсем незначительно. При этом в 6DII (в отличие от полнокадровых 5DIV и 1DXII\III, где тоже имеется DPAF) есть поворотный экран! В добавок режим Servo в Live View с отслеживанием объектов\лиц, что в совокупности с быстрым USM-мотором позволяет снимать даже динамичные сцены, не говоря уже о видео! И только теперь я увидел максимально возможную полнокадровую резкость этого стекла, оказалось, она не так уж и плоха. Даже на f/1.4 вполне юзабельно (на кропе, напомню, нет, мылит). И от f/2 уже шикарно.

Таким образом, я вернулся к съёмке через экран, но уже на полном кадре (с менее светосильными стёклами и через ОВИ норм) и передумал избавляться от этого древнего, объектива. Да, он не идеален (хроматика и жуткое боке никуда не делись), но такая светосила + т.н. "нормальное" фокусное расстояние - это мощь. Стоит отметить, что в 2021 Canon объявил о прекращении выпуска зеркалок и объективов к ним. А современные беззеркальные системы, собственно, теперь имеют только одну систему автофокуса - Dual Pixel (в моделях R5, R6, R3 даже вторая, ещё улучшенная версия), что при съёмке через электронный видоискатель, что через поворотный экран. Т.е. все обладатели камер серии R могут наслаждаться этим объективом в беззеркальном мире через переходник EF-RF. Учитывая, что в линейке объективов RF на весну 2022 есть только простенький 50mm f/1.8 или дорогущий 50mm f/1.2, зеркальный f/1.4 ещё послужит свою службу. Да прибудет с вами светосила! На последок селфи с вытянутой руки 😎

Благодарю за внимание! Подписка, лайк, коммент приветствуется!

6D Mark II + EF 50mm f/1.4 USM. 1/160s, f/1.4, ISO 1600.
6D Mark II + EF 50mm f/1.4 USM. 1/160s, f/1.4, ISO 1600.

P.S. Вот теперь сижу и думаю, может я зря уже во второй раз продал Tamron 28-75mm f/2.8? LOL