В сегодняшнем выпуске Люди PRO речь пойдет о том, как Китай пол руководством Мао Цзэдуна заполучил ядерное оружие, став при этом великой державой, способной составлять конкуренцию западным оппонентам.
Китайское чудо
Началось все в декабре 1949 года, когда Мао Цзэдун впервые прибыл в Москву на празднование 70-летия Иосифа Сталина. Руководитель СССР тогда показал китайскому вождю документальный фильм об испытаниях атомной бомбы, что очень сильно заинтересовало Мао. Он понял, что его страна может стать великой и получить независимость от кремля только в том случае, если у Китая будет ядерное оружие. В эти моменты китайский вождь остро ощущал свою зависимость от СССР.
При жизни Сталина Мао Цзэдун не осмеливался просить СССР о содействии в получении атомной бомбы, потому что Иосиф Виссарионович ни за что бы на это не согласился. После смерти Сталина в 1953 году китайский лидер пошел в активное наступление. Во время первого визита Хрущева в Китай, он прямо сказал руководителю СССР, что хотел бы заполучить атомную бомбу. Никита Сергеевич сказал, что Китай может не волноваться, потому что Советский Союз гарантирует защиту всем странам Социалистического лагеря. Он подчеркнул, что ее производство – дорогостоящий процесс, непосильный для слаборазвитой страны.
Мао не отступал и начал тонко шантажировать СССР, развязав в 1954 году кризис в Тайваньском проливе. Мир оказался под угрозой ядерной войны, потому что СССР не мог оставить своего союзника одного. В апреле 1956 было подписано первое соглашение, которое предусматривало помощь со стороны Советского Союза. В том же году осложнилось внешнеполитическое положение СССР. После разоблачений культа личности в Венгрии и Польше вспыхнули волнения, и Кремлю приходилось опираться на поддержку Пекина. Мао публично одобрил действия Москвы и намекнул, что за такое следует рассчитаться.
Хрущеву деваться было некуда, и уже в 1957 году было подписано соглашение о передаче КНР образца атомной бомбы и технологии ее производства. Но руководство СССР стало тянуть резину. Москва действительно отправила три группы военных и ученых в Китай. Работа шла со взаимным недоверием. Завод по обогащению урана строился по устаревшим технологиям, а оборудование поступило Б/У. Вместо обещанной бомбы в Китай доставили макет, который сильно отличался от настоящей бомбы.
В июне 1959 года Москва официально уведомила КНР, что передача ядерной технологии не может состояться, потому что это помешало бы договориться с Западом о частичном запрете на атомное оружие. Произошел раскол между СССР и Китаем. Однако, у Мао был козырь, который Хрущев не учел. Из Западных стран домой возвращались ученые и инженеры. Было решено самостоятельно закончить работу над атомным оружием в течение восьми лет. Проект получил наименование «596». Первые две цифры – год, а третья цифра – месяц, когда Хрущев отказался от ядерных договоренностей.
Душой проекта стали китайские ученые, вернувшиеся домой по призыва премьера госсовета. Патриотично настроенные физики бросали работу в уютных научных центрах США, Англии и Франции. К осени 1964 года у атомщиков все было готово. Вечером 16 октября 1964 года премьер госсовета КНР объявил об успешном ядерном испытании. Мощность бомбы составляла 22 килотонны, что сравнимо с первой атомной бомбой Советского Союза и американской бомбы, сброшенной на Нагасаки в 1945 году.
Китай потратил всего $3,6 млрд, а не $11 млрд, которые были затрачены СССР на свою первую бомбу. Такая экономия стала возможной только благодаря двум факторам: использование советской помощи и масштабной кампании по возвращению на родину китайских ученых. Обретя ядерное оружие, Мао начал играть в собственную геополитическую игру.