Под богослужебными облачениями понимаются те одежды православных церковнослужителей и священнослужителей, которые надеваются только для совершения священнодействий. Каждому церковному чину соответствует свой ряд риз, каждый из которых несет в себе символический смысл.
Откуда произошли богослужебные облачения
Ношение богослужебных облачений для ветхозаветного священства было установлено Богом еще во времена Исхода из Египта (см.Исх. 28, 4–39). В новозаветное время возникла своя система чинов церковного клира, а вместе с ней – и риз. И хотя многие из них произошли от повседневных предметов, их духовный символизм всегда был призван напоминать служителю о высоком достоинстве и благодатности его служения.
Виды богослужебных облачений
Все богослужебные облачения можно поделить на 4 вида: облачения церковнослужителей (чтецов, пономарей, иподиаконов), диаконские, пресвитерские и архиерейские.
Отдельные облачения носятся сразу несколькими церковными чинами. Например, стихарь – атрибут и церковнослужителя, и диакона. В то же время, несколько облачений фактически могут являться разновидностями одного и того же облачения. В древней Церкви когда диакон становился священником, орарь начинал носить не на плече, а на шее. С этого момента орарь назывался уже епитрахилью.
Что носят церковнослужители (пономари, чтецы, иподиаконы)
Облачения пономаря и чтеца состоят только из одного элемента – стихаря, рубахи с длинными рукавами, низ которой приходится примерно на уровень лодыжек. По бокам стихаря — разрезы от подмышек до низа, скрепляемые пуговицами. Обычно стихарь украшается вышитыми крестами.
Стихарь надевается служителем перед каждой службой только после благословения предстоящего пресвитера или епископа. Алтарник, держа в руках сложенный стихарь, дважды крестится на горнее место. Затем он подходит к предстоящему священнику за благословением. Получив благословение, алтарник целует руку священнику и вышитый на стихаре крест, крестится в третий раз и кланяется предстоятелю. Только после совершения этих действий (порядок может варьироваться) церковнослужителю положено облачаться.
Заказать стихарь в Свято-Елисаветинском монастыре
Стихарь символизирует чистоту и непорочность жизни, к которой призван носящий его служитель. В знак этого в древности он шился только из белой ткани. Пришитые на стихаре галуны (специальная плотная декоративная тесьма разной ширины) символизирует те узы, которыми был связан Христос на суде, а разрезы по бокам стихаря – Его прободенные ребра.
Иподиаконы поверх стихаря крестообразно надевают орарь – длинную украшенную ленту. Об ораре будет написано в следующем разделе, поскольку он в первую очередь является атрибутом диакона.
ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Что носит диакон
Диаконское облачение состоит из стихаря, поручей и ораря. За выслугу лет диакон награждается двойным орарем и фиолетовой камилавкой (монашествующие диаконы носят черную с момента хиротонии и иной не награждаются).
Поручи – нарукавники из плотной ткани с продольным разрезом. Носятся на предплечье сразу за запястьем. На разрезе поручей есть шнур, которым они стягиваются. Украшаются поручи нашитым крестом.
Поручи имеют несколько символических значений. Во-первых, они обозначают путы, которые надели на Христа. Во-вторых, то, что священнослужитель поручает себя Господу Христу. Пресвитер и епископ собой символизируют Самого Иисуса Христа, а поручи только подчеркивают, что таинства совершаются не человеком, а Богом.
Орарь является наиболее знаковым элементом диаконского облачения. Сейчас этот диаконский атрибут представляет собой ленту из ткани, но изначально орарь произошел от лентиона, которым Христос отирал ноги своим ученикам (см. Ин. 13:4-5). Орарь посередине закрепляется на плече, а его концы остаются свободно висящими.
В ранней Церкви диаконат следил за общей трапезой. Поэтому орарь использовался как полотенце. Сейчас он используется только во время богослужения для призыва к молитве. Диакон, поднимая его вверх, произносит ектении.
Орарь символизирует ангельские крылья и пояса (см. Откр. 15:6). Концы ораря развеваются при ходьбе, что изображает полет ангелов. А подобная перьям бахрома на нем указывает, что это образ ангельской ризы.
Помимо обычного ораря, существует еще два его вида: иподиаконский и двойной. Иподиаконский не отличается от диаконского ничем, кроме образа ношения. В некоторых случаях иподиаконский орарь удлиняется, чтобы сделать ношение более комфортным.
Двойной орарь в Русской Церкви является наградой после пяти лет служения, но в некоторых поместных Церквях может носиться диаконами с момента хиротонии. Задний конец двойного ораря спускается с левого плеча на спину. Передний конец тянется с плеча под правую руку, затем огибает спину, с ее стороны поднимается на левое плечо, а с плеча спускается вперед.
Камилавка – головной убор в виде усеченного конуса или цилиндра. Греческая камилавка отличается от русской наличием полей на вершине цилиндра. Практически камилавка использовалась на востоке для защиты головы от солнца, а символически она изображает терновый венец Христа.
Камилавка – ознакомиться подробнее
Что носит священник
Священническое облачение состоит из подризника, поручей, епитрахили, пояса и фелони. Священник может быть награжден правом ношения набедренника, палицы, камилавки и митры.
Подризник – тонкое легкое нижнее облачение, разновидность стихаря. В отличие от диаконских и пономарских стихарей, подризник до сих пор чаще всего шьется белым.
Подризники из швейной мастерской Свято-Елисаветинского монастыря
Поручи священника ничем не отличаются от поручей диакона. Но священнику поручи стягивают широкие рукава подризника, что делает его ношение более комфортным.
Епитрахиль дословно с греческого переводится как “нашейник”. Епитрахиль, как уже было сказано, происходит от ораря. Это длинная и широкая лента из плотной материи. Однако, в отличие от ораря, носится не на плече, а на шее, а оба конца епитрахили спускаются на грудь. Ради удобства ношения две части епитрахили в Средние века стали сшивать или скреплять пуговицами, чтобы она не спадала из-за ветра или во время движения. Епитрахиль – символ Божественной благодати, изливаемой на священника.
Пояс обычно представляет собой длинный кусок ткани с завязками сзади и вышитым крестом спереди, хотя его вид строго не регламентирован. Пояс служит для того, чтобы стягивать свободные подризник и рясу, удерживать епитрахиль.
Пояс произошел от кожаного шнура, которым в древности опоясывались монахи. Этот шнур носился ими постоянно, даже во время сна, и должен был напоминать о необходимости умерщвления плоти.
Фелонь – древнейшее облачение, упоминается еще у апостола Павла (см. 2 Тим. 4:13). Это – большая накидка без рукавов, надеваемая поверх всех остальных риз. Древняя фелонь полностью покрывала священника от шеи до ног, сейчас же передняя часть фелони находится на уровне груди. Фелонь символизирует багряницу, в которую римские воины облачили Христа, а также власяницу и хламиду, которую Он носил при жизни.
Фелонь в русском стиле. Заказать русское иерейское облачение
Греческая фелонь облегает плечи и шею священника, а у русской фелони сзади высокий ворот в форме трапеции. Такое отличие обусловлено русским климатом: ворот призван защищать шею священника от ветра.
Фелонь в греческом стиле. Выбрать греческое иерейское облачение
Набедренник – небольшой прямоугольный плат, носимый у бедра. Используется только в Русской Церкви, является первой наградой для иерея и обычно дается спустя три года после хиротонии. Символически набедренник являет “меч духовный, который есть Слово Божие” (см. Еф. 6:17).
Палица – схожий во всем с набедренником плат, но в форме ромба. Священникам дается в качестве награды, но изначально палица носилась только епископами. Имеет тот же духовный смысл, что и набедренник, но также символизирует край полотенца, которым Христос отирал ноги ученикам.
Также наградой для женатого пресвитера служит камилавка фиолетового (темно-синего) цвета. Иеромонахи и архимандриты камилавку не носят.
Митра дается протоиерею или архимандриту за особые достижение. Но изначально митра – принадлежность архиерея. Митра – большой украшенный головной убор, сделанный по образу царской короны. По ее бокам располагаются иконы Господа Иисуса Христа, Божией Матери, Крестителя Иоанна, какого-либо святого или праздника. Сверху митры могут изображаться ангелы.
Выбрать митру в каталоге монастырских изделий
Так как священник и архиерей во время богослужения символизирует собой Царя Христа, то митра – знак царского достоинства Господа.
Что носит архиерей
Облачение архиерея составляют подсаккосник, саккос, омофор, митра, палица, посох.
Палица архиерея ничем не отличается от священнической, а епископскую митру от священнической отличает наличие небольшого креста на ее вершине.
Подсаккосник – фактически то же самое, что стихарь и подризник. Внешне ничем не отличается от подризника, а называется так потому, что надевается под саккос.
Саккос – просторное облачение наподобие фелони, но с рукавами. Саккос происходит от древнееврейского שַׂק (sak), что означает мешок. Этим словом также обозначалась одежда из мешковины, надеваемая в знак скорби. Как и фелонь, символизирует багряницу Христа.
Заказать архиерейское облачение в Свято-Елисаветинском монастыре
Омофор бывает двух видов: великий и малый. Омофор – длинная широкая лента, наподобие ораря и епитрахили, имеет с ними общее происхождение. Малый омофор практически полностью повторяет вид епитрахили, но часто его концы не сшиваются и не скрепляются вместе. Великий омофор огибает шею владыки, один из его концов спускается на спину, а другой – на грудь.
Носящий омофор символизирует Доброго Пастыря, носящего на своих плечах заблудшую овцу.
Посох – символ власти епископа над вверенной ему паствой и церковью. Древнейшие епископские посохи были выполнены в форме пастушьего посоха, но позднее появились и новые формы. Например, в виде перевернутого якоря или двух змей, обращенных друг к другу. На рукояти посоха русского архиерея может находиться сулок – небольшой платок, который должен не давать замерзнуть рукам епископа зимой.
Формально посох не является облачением, но это обязательный атрибут архиерея во время совершения богослужения.
Создание богослужебных облачений – это особый процесс, который требует молитвенной обстановки, сосредоточенности, а также любви к Богу и к своему делу. О том, как создаются облачения для храма и священнослужителей, смотрите в видео из швейной мастерской нашего монастыря:
Ознакомиться с облачениями, выполненными в швейной мастерской Свято-Елисаветинского монастыря, можно в разделе нашего каталога "Швейная продукция".