Найти тему
Сити21

Искусство быть услышанным: история и правила риторики

Зацепить внимание современной аудитории, погруженной в свои бесконечные задачи, новости и чаты, становится все сложнее. У вас есть не более десяти секунд для того, чтобы расположить к себе слушателей. Как это сделать? Об этом рассказала опытный диктор Наталья Козелкова на лекции «Современная риторика. Практика публичных выступлений», проведенной в рамках проекта «Университет 8 Кленов». Делимся конспектом.

Наталья Козелкова. Диктор Центрального телевидения Гостелерадио СССР. Академик Международной академии телевидения и радио (IATR), автор более 40 программ и рубрик на телевидении и радио. Выпускница Театрального института им. Щепкина. Спикер проекта «Университет 8 Кленов».
Наталья Козелкова. Диктор Центрального телевидения Гостелерадио СССР. Академик Международной академии телевидения и радио (IATR), автор более 40 программ и рубрик на телевидении и радио. Выпускница Театрального института им. Щепкина. Спикер проекта «Университет 8 Кленов».

Краткая история риторики как науки

Становление риторики как науки началось в V веке до н. э. Все политические решения принимались в Афинском государстве на народном собрании. Судебные решения в Греции зависели от того, насколько красноречиво стороны могут доказать свою позицию. По законам афинского правителя Солона в ходе судебного процесса каждый обвиняемый должен был защищаться сам. Института прокуроров не существовало, обвинителем мог выступить кто угодно, а судей могло быть до 500 человек.

Флавицкий Константин Дмитриевич «Суд Соломона».
Флавицкий Константин Дмитриевич «Суд Соломона».

Учителями риторики были крупнейшие греческие философы, такие как Сократ и Платон. Нельзя не упомянуть Аристотеля, который написал знаменитую «Риторику», которая состоит из трех частей: первая — анализ принципов, на основе которых строится речь, вторая — личные свойства и способности, необходимые оратору. Дальнейшее развитие ораторское искусство получило в Древнем Риме. Вспомним Марка Туллия Цицерона, главу римского сената, автора трех трактатов — «Оратор», «Об ораторе», «Брут».

Средневековье — следующий этап развития риторики. Религия как инструмент управления обществом нуждалась в профессиональных проповедниках, которые могли влиять на общество с помощью слова. Следующий этап развития риторики — эпоха Возрождения. В это время создавались труды на национальных языках.

В Россию риторические идеи проникли еще в Средние века. Любое красноречие называлось вещанием. Развивались торжественные (или достохвальные) военные и дипломатические речи. Большое значение имели военные речи.

Становление риторики как научной дисциплины произошло благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову. Он соединил классическую риторику с русской традицией, сделал ее русской наукой. В конце XVIII — начале XIX века сложилась риторическая школа российских академиков, а затем и университетская школа красноречия.

Михаил Васильевич Ломоносов
Михаил Васильевич Ломоносов

В первой половине XIX века под влиянием реформы Карамзина происходило становление новой стилистической конструкции русского языка. Этот период называют «золотым веком» русской риторики. В 1844 году была опубликована книга «Правила высшего красноречия». Она посвящена искусству церковной проповеди. Выдающейся для своего времени следует признать «Риторику» академика Рижского, его опыт риторики вышел в 1796 году и переиздавался еще несколько раз.

Правила эффективных выступлений

Для любого выступления нужно определить пункт Б. То есть то, к чему вы хотите прийти. Что такое пункт Б? Чем по сути является ваше выступление? Самая суть — ключевая позиция, мы ее размещаем обязательно в конце. Нам нужно аудиторию подвести к этой мысли. У каждого слушателя должно создаться впечатление, что он сам эту мысль воспроизвел. Тогда ваше выступление будет крайне лояльно воспринято.

Последняя фраза должна содержать ключевую позицию. В речи необходимо использовать либо один, либо два, либо все три принципа создания эффективных выступлений.

-5
  • Первое — метафора. Это сравнение с каким-то известным явлением, вызывающим стойкую позитивную ассоциацию. Метафорическая речь — это создание убеждающего образа, а потом уже от него делаем мостик к тому выводу, к которому мы собираемся подвести слушателя.
  • Второй принцип — это антитеза, противопоставление. Мы можем начать с представления вариантов, которые имеют некие изъяны, а затем построить мостик к нашему объекту. Слушатель воспринимает его как наиболее предпочтительный вариант.
  • Третий принцип эффективного выступления — это случай из жизни. В этой ситуации слушатели начинают видеть эту ситуацию сквозь свой жизненный опыт.

Ваша основная задача — зацепить собеседника. Сделать это нужно за 4–10 секунд. Три правила первой фразы:

  • Первое — самоирония или ирония. Это поможет вызвать симпатию у аудитории.
  • Второе — цитаты. Если вы с цитаты начали и ею закончили, вы создали стильную форму рондо, которая укладывается на подкорку вашего слушателя.
  • Третье — неожиданное сообщение или неожиданная форма.

Дополнительный совет: перед тем как выдать интересную информацию, подержите 2 секунды паузы. После вопроса, если вы с него начали, сделайте 2 секунды паузы.

Ключевые ошибки ораторов

  • Вялая дикция. Если не прокачаны мышцы языка, у нас каша во рту. И воспринимается такая дикция слушателем как неуважительная. Если у нас верхняя губа не работает, тогда заинтересованность слушателя пропадает. Если нижняя челюсть зажата, тогда пропадает объем голоса.
  • Торопливая речь. Когда мы буквально сбрасываем всю информацию на голову собеседнику, как из мусорного ведра.
  • Звучание в верхнем регистре. Из трех регистров — верхний, средний, нижний — в нашем диапазоне каждый отвечает за определенный спектр коммуникативных ситуаций. Верха — это яркие, но неглубокие эмоции: «Отойди от меня!», «Не надо со мной на повышенных тонах разговаривать!» Средний регистр — это дистанция доверия. Но уж если нам нужно сократить дистанцию, тогда мы опускаем голос еще ниже.
  • Отсутствие структуры в речи.
  • Отсутствие метафоричности, потому что тогда убедить слушателя нам будет сложно.