2.2. Адам Смит и его "Нравственные чувства".

611 прочитали


ПРИМЕРНЫЙ ШОТЛАНДСКИЙ МАЛЬЧИК.
В ОКСФОРДЕ УЧИТЬСЯ НЕЧЕМУ. ВОЗВРАЩЕНИЕ В ГЛАЗГО.
ЗАВ КАФЕДРОЙ НРАВСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ.
ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО?
АВТОР БЕСТСЕЛЛЕРА.

В предыдущем блоке мы разобрали, что Адам Смит появился на свет в нужное время в нужном месте. Но одного этого мало. Надо бы ещё иметь ум, талант, работоспособность и хоть капельку удачи. И вот этого всего у Смита как раз оказалось в достатке.

С детства Адам проявлял способности и даже страсть к обучению. В 14 лет он поступил в университет в Глазго, для того времени это нормальный возраст абитуриента, и в 17 лет его успешно закончил.

Как бы сейчас сказали, «за хорошие показатели в учёбе и примерное поведение» его поощрили стипендией на целых 11 лет и отправили продолжать образование в Англию, в знаменитый Оксфорд, куда позже стали отправлять учиться детей наших чиновников и олигархов.

Оксфорд. Здесь молодому Адаму не понравилось.
Оксфорд. Здесь молодому Адаму не понравилось.

Но в Оксфорде Адаму не понравилось. Как он сам писал, тут «большинство профессоров … отказалось даже от видимости преподавания» (стр.706). Учиться особо было нечему, тусовки ему не нравились, кроме того студенты-лондонцы дразнили его за шотландский акцент, пуританские привычки, ну и вообще, раздолбаи умников не любят. Короче, через шесть лет парню надоело это всё, и он вернулся к себе домой. Стипендия всё ещё сохранялась, плюс небольшой доход от отцовского наследства – это позволяло ему жить не работая. Времени свободного было много, и Адам снова предался своей страсти – чтению. (Кстати, вы сами много читаете?)

К двадцати пяти годам он стал невероятно образованным молодым человеком, ясная речь и хорошие манеры производили впечатление, на него обратили внимание, и вскоре ему поступило предложение читать лекции по английской литературе в Эдинбурге. Смит оказался выдающимся оратором, но тема одной лишь литературы была слишком тесной для такого эрудита. Смит живо интересовался бурными изменениями, которые происходили в обществе после объединения Англии и Шотландии, и по своей инициативе он создал новый авторский курс по общественным наукам. Процесс ему нравился, лекции имели успех, и результат не заставил себя ждать. «Паренька приметили» – в 1751 году в возрасте 28 лет он становится профессором в своей Alma Mater – в Глазго.

Университет Глазго. Здесь Адам Смит учился и преподавал.
Университет Глазго. Здесь Адам Смит учился и преподавал.

В университете он возглавил кафедру логики, а затем (Внимание!) нравственной философии, по-нашему – кафедру общественных наук. Но согласитесь, «Кафедра Нравственной Философии» звучит куда солиднее.
Спустя восемь лет молодой зав кафедрой публикует свою первую большую работу по профильной специальности. Это было

исследование правил поведения людей, которые помогают сохранять в обществе социальную стабильность.

В своей работе Смит задаётся вопросами:

  • как возникают, как формируются этические нормы поведения людей (врождённые или благоприобретённые), и
  • какими должны быть эти нормы, чтобы обеспечить процветание человеческого общества?

Полное название сочинения «ТЕОРИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ, или Опыт исследования законов, управляющих суждениями, естественно составляемыми нами сначала о поступках прочих людей, а затем и о своих собственных».

                      Титульный лист шестого издания "Теории нравственных чувств".
Титульный лист шестого издания "Теории нравственных чувств".

Книга была написана популярным языком (для того времени), и встретили её очень тепло. Только при жизни автора она переиздавалась шесть раз. В дальнейшем «Нравственные чувства» ушли в тень его следующего фундаментального труда, «Богатства народов», и были почти совсем забыты.
Может быть потому, что вторая книга больше по объёму и глубже по содержанию. А может потому, что с годами на рынке «Богатство» стало куда более востребовано, чем «Нравственные чувства».

Тем не менее, на «Нравственных чувствах» нам нужно обязательно остановиться.
Это поможет лучше разобраться в том,

  • что великий мыслитель понимал под рыночными механизмами,
  • как по Смиту должна работать невидимая рука рынка,
  • каким образом стремление человека к собственной выгоде приводит к процветанию общества.

В своей работе Смит анализирует взгляды учёных-обществоведов начиная с античных исследователей и заканчивая его наставником в Глазго, философом Фрэнсисом Хатчесоном, анализирует различные нормы поведения, взаимоотношение людей в различных сообществах (античные полисы, древний Рим, «североамериканские дикари», страны Европы и, конечно, его современники в различных социальных группах) и приходит к следующим выводам.

Фрэнсис Хатчесон (1694 - 1747), профессор нравственной философии Университета в Глазго. Считается одним из родоначальников Шотландского просвещения. 
Оказал большое влияние на формирование взглядов Адама Смита.
Фрэнсис Хатчесон (1694 - 1747), профессор нравственной философии Университета в Глазго. Считается одним из родоначальников Шотландского просвещения. Оказал большое влияние на формирование взглядов Адама Смита.

С точки зрения Смита основой, главным чувством, которое изначально присуще человеку и которое позволяет человеческому сообществу существовать, является чувство симпатии. Это слово Смит использует в более широком, нежели сейчас, исконном, древне-греческом значении – сочувствие, взаимовлечение. (Он свободно читал древне-греческие тексты, латынь, французский).

Симпа́тия (греч. συμπάθεια «сочувствие; взаимовлечение» от др.-греч. συμ «вместе» + греч. πάθος «чувство, страсть; влечение»)

Симпатия по Смиту – умение и желание поставить себя на место другого, понимание того, что чувствует этот другой, а также способность сопереживать этим чувствам.

На основе такого чувства симпатии, умении и желании поставить себя на место другого, а также исходя из обычаев, семейных традиций, религии и даже моды в каждом обществе в разные эпохи формируются свои понятия, что нравственно, что безнравственно.

«Итак, для одобрения чьего бы то ни было поведения необходима как полная симпатия к действующему лицу, так и совершенное согласие между его чувствованиями и нашими чувствованиями. Напротив того, когда я узнаю о благодеянии, оказанном человеку, то, какие бы чувства оно ни вызвало в нем, если, вообразив себя на его месте, я ощущаю благодарность к его благодетелю, я необходимо должен одобрить поступок последнего и считать его достойным уважения и справедливой награды. Окажется ли благодарным или нет обязанный человек, это, очевидно, не может изменить моего доброго мнения о человеке, оказавшем ему услугу. Для этого вовсе не необходимо согласие между его и моими чувствами: для этого достаточно нашего мнения, что поступок заслуживает благодарности. Наше чувство одобрения хорошего поступка основано на той воображаемой симпатии, которая часто сильнее волнует нас, чем человека, действительно обязанного, когда мы представим себя на его месте. Такое же различие существует между неодобрением дурного поступка и ощущением его неприличия».
стр. 93 «Нравственные чувства»


Человек наблюдает чужие поступки, сверяет свою реакцию на них (насколько эти поступки ему симпатичны или нет) с реакцией других людей, следит за тем, как общество относится к его собственным поступкам, и постепенно вырабатывает свод нравственных правил: «Что такое хорошо, и что такое плохо».

«Постоянные наблюдения над чужими поступками открывают нам некоторые общие правила того, что должно и прилично делать, и того, чего следует избегать. Некоторые поступки постоянно оскорбляют наши естественные чувства, мы замечаем, что все люди выражают гнев и отвращение, вызываемые подобными поступками, и такое всеобщее мнение подтверждает и усиливает нашу внутреннюю уверенность в противоестественности подобных поступков. Нам приятно, что другие судят о них так, как судим мы, и что взгляд наш на них основателен; мы проникаемся решимостью не быть виновными в них и даже стараться не навлечь на себя ни в коем случае всеобщего неодобрения. Мы признаем, таким образом, за общее правило, что следует избегать таких-то поступков, потому что мы можем возбудить к себе презрение, отвращение, негодование — словом, все чувствования, которых мы более всего боимся. Другие поступки, напротив, называют наше одобрение: все выражают за них похвалу, спешат наградить за них; они возбуждают чувства, которые нам естественно, хотелось бы обратить на себя: любовь, признательность, восхищение.
Вот каким образом установились сами собою общие правила нравственности. В основание их легло то, что постоянно одобрялось или порицалось в целом ряде частных случаев способностями нашего рассудка и нашим естественным чувством добра и зла».
стр. 160 «Нравственные чувства»


Таким образом «установились сами собою общие правила нравственности».

Смиту явно нравится это «сами собою», спустя много лет он такие же «сами собой» устанавливаемые «естественные цены» выведет и для экономики.

Эти «правила нравственности» и формируют соответствующие нормы поведения: так поступай, а вот так – не поступай. Групповые нормы, как их сейчас называют психологи.

«Наше уважение к общим правилам нравственности и есть собственно так называемое чувство долга. Это весьма важный закон для жизни человеческой: только он один и может управлять действиями всей массы людей. Большинство людей поступают прилично и в продолжение всей жизни не совершают ни одного поступка, заслуживающего порицания, вовсе не испытывая при этом чувства, которое заставляет нас одобрять такой образ действий. Они поступают единственно на основании общепринятых правил».
стр. 163 «Нравственные чувства»

Причем Смит отмечает, что впоследствии
человек даже не сильно задумывается о том, насколько его поступки будут одобрены, кто и как его оценит. Групповые нормы сложились.

Человек поступает так или иначе просто потому, что он так привык, так принято, и всё.

«Теория нравственных чувств» довольно толстая книга. В ней Смит ещё написал про «Свойства добродетели», «В каком порядке внушаются нам природой чувства привязанности к обществу», «Определение принципа одобрения», довольно резко критиковал нашумевшее произведение Мандевиля «Басня о пчёлах, или Частные пороки – Общественные выгоды». Но для темы нашего исследования материала уже хватит. Двинемся дальше.

«Нравственные чувства» разлетались как горячие пирожки. Адам Смит становится известен далеко за пределами Шотландии.

Эта книга, вернее, успех этой книги – распахнул для Смита окно возможностей.
Об этом – в следующем блоке.

<<Ранее | Далее>>

Оглавление

#адам смит #история экономики #нравственность #николай жуков #отчуждённость