Сейчас уже мало кто помнит времена, когда с трудом приобретенный магнитофон становился украшением домашнего интерьера и гордостью хозяев. Такую технику было модно устанавливать на самом видном месте, не зависимо от дизайна и стиля помещения. В настоящее время акустическая аппаратура несет, прежде всего, функциональную нагрузку, а лишние провода и габаритные корпуса могут легко испортить любой интерьер квартиры или дома. Поэтому в этой статье мы поговорим о домашней встраиваемой акустике и разнообразностью их систем.
Еще недавно считалось, что такие системы или обеспечивают невысокое качество звучания, или стоят непомерно дорого. Однако прогресс идет своим чередом, и теперь встраиваемая акустика не только избавит ваш интерьер от нагромождения некрасивой аппаратуры, но и позволит получить отличное качество аудио.
Для начала немного истории.
Первая встраиваемая техника появилась в наших домах на кухнях. Такое решение позволяло не только закрыть от взора многочисленные бытовые приборы разной формы и цвета, но и экономило пространство. По мере распространения моды на эргономичные интерьеры и желания очистить жилое пространство, такая тенденция в архитектурном планировании распространилась и на акустическое оборудование. Впервые встраиваемые модели массового производства начали выпускать еще в начале восьмидесятых годов двадцатого века американские компании Sonance и Speakercraft. До них такие проекты создавались лишь на индивидуальной основе, прежде всего для автолюбителей. Однако первые попытки преследовали главным образом эстетические задачи, в то время как качество звука оставляло желать лучшего и еще несколько десятилетий совсем не удовлетворяло требования серьезных любителей музыки. Дело было совсем не в том, что встраиваемая техника не может быть высокого качества, а в том, что правильному подбору места монтажа и другим важным деталям не уделялось необходимого внимания.
Эти проблемы постепенно были устранены по мере роста спроса на данный тип аудио систем. И теперь на рынке вы найдете массу предложений как бюджетных встраиваемых систем, например, для торговых центров или непритязательных владельцев небольших домашних кинотеатров, так и более дорогих вариантов самого современного и высокого качества, так называемого High-End. И речь идет не только о возможности встраивания в стены и потолки, но и об эксплуатации в сложных погодных условиях, на открытом воздухе или в помещениях с повышенной влажностью, например, в душевых кабинах и на палубе океанской яхты. Более того, целый ряд известных производителей акустики уровня Hi-Fi и High-End предлагает модели одного качества как в классическом корпусном варианте, так и их встраиваемые аналоги. При этом в обоих случаях используются одни и те же референсные излучатели. Это позволяет избежать компромисса между качеством и удобством встроить даже направленные системы с 3D-звуком или формата мультирум.
Далее мы разберем более детально преимущества и недостатки встраиваемого акустического оборудования.
Начнем с очевидных минусов. Такие системы труднее устанавливать и подключать, чем привычные корпусники. Не зависимо от того, решили ли вы встраивать технику в стену или потолок, вам или вашему дизайнеру придется заранее рассчитать и вырезать нужные ниши, которые будет не так просто переделать в случае ошибок. Облегчает задачу то, что в настоящее время производители уже предлагают удобные кронштейны и фиксаторы, призванные максимально упростить монтаж.
Другая сложность относится к техническим моментам. В некоторых случаях вы можете столкнуться с недостаточно качественной направленностью звука. Но чаще это проблема касается наиболее дешевых вариантов без поворотных излучателей и лишенных коррекции направленности. В основном они используются в качестве фонового озвучивания помещений.
Наконец, если в дальнейшем вы решите частично заменить или провести модернизацию своей аудио системы, для встроенного оборудования такая задача может оказаться более сложной. Вы можете просто не подобрать подходящие новинки к уже имеющимся размерам ниш и креплениям, то есть придется вносить значительные изменения в интерьер.
Все перечисленные недостатки легко устраняются, если обратиться за помощью к профессиональным проектировщикам и экспертам при подборе моделей акустики.
Преимуществ у встраиваемой техники гораздо больше, чем минусов.
Первый и очевидный плюс заключается в эстетическом эффекте скрытого монтажа. Дизайн интерьера сразу избавляется от многих метров проводов и самих корпусов оборудования, экономится место, а воздух становится чище, ведь пластиковые поверхности притягивают пыль.
Однако больший интерес представляют технические преимущества. Среди них – отсутствие дифракции звука на корпусе и естественное усиление нижних частот, в отличие от корпусных систем. При правильной настройке вы можете добиться более ровного звука. Все потому что будет отсутствовать так называемый акустический эффект «Baffle Step», который возникает при интерференции прямого излучения динамиков и звука, отраженного от лицевой стенки громкоговорителя. Дело в том, что при низких частотах звуковая волна имеет длину, сильно превышающую габариты корпуса, поэтому басы идут более равномерно по всем направлениям.
Бороться с «Baffle Step» гораздо проще в случае со встраиваемой аппаратурой, где передняя стенка становится «бесконечным экраном», и рассматриваемая проблема со звучанием исчезает сама собой.
Еще один немаловажный технический плюс – уменьшение эффекта отражения звука от стен. В традиционном случае корпусной техники происходит интерференция прямого и отраженного аудио и появляется эффект гребенчатой фильтрации. В частности, сильное эхо возникает от самой ближней стенки, например, сзади привычных аудио-колонок. Это ухудшает и качество басов, и объем звука. Однако этого можно избежать, если встроить акустику в стенку.
Далее мы поговорим о ключевых моментах монтажа встраиваемых аудио систем, которые помогут сохранить перечисленные выше преимущества и предотвратить возможные недостатки.
Начинать планирование монтажа следует с глубины установки. Это значит, задача будет более сложной в комнатах с тонкими стенами. На помощь приходят инновационные динамики плоского типа, которые появились менее двадцати лет назад. За счет мощных неодимовых магнитов производители научились создавать достаточно тонкие динамики, дающие высокое качество звука, поэтому монтаж возможен даже в неглубокие стены шириной не более 10 сантиметров. А самые последние модели можно встроить даже в стену глубиной несколько сантиметров.
Следующий пункт плана – выбор размера басовика. Современные технологии позволяют добиться мощных и глубоких басов без крупного диаметра динамиков. Это достигается за счет более высокого числа низкочастотных излучателей и большого хода диффузора. Эти задачи проще реализуются в случае традиционных корпусных систем, но и для встраиваемых вариантов профессионал может подобрать оптимальное решение.
Когда мы имеем дело с традиционными аудио системами, такой элемент как сабвуфер относится к опциональным дополнениям. Ведь даже обычная корпусная техника будет крупнее самых габаритных встраиваемых моделей. У первых вы получаете больше драйверов, и от НЧ-громкоговорителя можно отказаться. Однако для компактных встраиваемых систем такие громкоговорители, чаще именуемые сабвуферами, абсолютно необходимы. При этом совсем необязательно выбирать крупные варианты. Благодаря ненаправленности звука низких частот, подойдет небольшой стандартный сабвуфер или современный встраиваемый вариант.
Под такие цели в продаже представлены различные НЧ-громкоговорители, которые можно монтировать в потолок и стены, отличающиеся калибрами самих вуферов, имеющие пассивные излучатели и больше одного драйвера. Оптимальным вариантом могут стать встраиваемые модели на основе технологии PowerPipe. С ними вы можете получить даже инфранизкие частоты (менее 20 Гц).
Разобрав основные плюсы и минусы встраиваемой акустики, мы может более подробно остановиться на сферах ее использования и основных разновидностях.
По месту монтажа все такие системы можно разделить на два класса: для встраивания в стены или для монтажа в потолке. Во втором случае производители предлагают компактные модели круглой формы, а для внутристенного расположения обычно выпускаются прямоугольные варианты.
На каком же из этих двух классов остановиться? Выбор будет зависеть от более конкретного предназначения системы. Например, если вы хотите создать аудио комплекс высокого уровня с хорошей мощностью и нужной нацеленностью излучения, то нужно учесть, где будет находиться слушатель относительно источника звука. Именно поэтому при создании домашнего кинотеатра не подходит монтаж аудио в потолке. Ведь тогда слушателям пришлось бы задирать головы и испытывать неудобства. Лучше выбрать монтаж в стене, причем важно увязать источники звука и видео. На практике это значит, что следует располагать колонки ближе к экрану.
Другие приемы корректировки направленности включают излучатели СЧ/ВЧ и независимые поворотные модули для более тонкой регулировки, акустические линзы и целые массивы излучателей, в зависимости от производителей. Так, популярный производитель Speakercraft использует ряд твитеров в качестве линейных массивов, а компания James Loudspeaker применяет встройки из четырех твитеров, вставленных в прямоугольный рупор. Другое интересное решение задействует KEF. Эта компания разработала снабженную мотором встройку, которая скрыта в потолке, когда система не используется, а затем выдвигается и поворачивается к слушателям.
Но есть области применения, где направленный звук наоборот не требуется и нужно сформировать более равномерное распределение аудио. В таких случаях рекомендуется акустика с диффузным, то есть ненаправленным звуком. Например, можно расположить динамик в потолке в стороне от слушателя и добиться рассеянного звука, или приобрести особые аудио системы с биполярной или дипольной конфигурацией излучателей.
Другая распространенная проблема связана с отсутствием в помещении места для встраивания достаточного количества динамиков и создания полноценного стерео. Например, в душевой кабине. Тогда можно выйти из положения за счет специальных систем «стерео в одной колонке», которые имеют две пары акустических клемм и два разнонаправленных твитера, но лишь один бас-динамик, который суммирует низкочастотный сигнал от двух каналов.
Благодаря таким инновационным решениям встраиваемая акустика используется в банях и аквапарках, на открытых верандах под дождем и не только. Эти модели еще называют всепогодными. Помимо влаги они защищены от других погодных явлений, в том числе морской соли и солнечного излучения, и выносят значительные перепады температур.
Еще одна большая сфера применения встраиваемых акустических систем – коммерческие помещения, такие как гостинцы и рестораны, аэропорты и вокзалы. В таких случаях мы имеем дело с большим количеством оборудования и требуется решить вопрос с потерей мощности при передаче сигнала в связи с тем, что динамики располагаются далеко от усилителей. Здесь применяются высоковольтные линии (распространенный 70-вольтовый коммерческий стандарт), особые усилители и понижающие трансформаторы. Это позволяет преобразовать высоковольтный и слаботочный сигнал в звук с низким напряжением и высоким током. Аудио системы на базе такого стандарта также можно встретить в менее крупных проектах, в случае установки мультирумных систем или в зонах отдыха на открытом воздухе.