Почему, если человек начинает жить праведно, на него наваливается череда искушений, рассказал православный богослов, заслуженный профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов.
Алексей Ильич Осипов, ученый-богослов:
Апостол Павел пишет, что все, желающие жить благочестиво во Христе, будут гонимы.
Кажется, что если человек хочет жить по правде, по истине, по святыни, то почему он должен быть гоним? Странно, казалось бы. Но это духовный закон.
Что имел в виду под этими словами апостол Павел? Наша брань относится не к плоти и крови. Что под плотью и кровью разумеется? Наша брань, то есть наша вoйна идёт не мечами, щитами и пушками, а против начальств и против властей, против мироправителей мира века сего, против духов злобы поднебесной.
В мире человеческом постоянно идёт конфликт, о котором очень хорошо сказал Фёдор Михайлович Достоевский светским языком: дьявол с Богом борется. И поле битвы — сердца людей.
И, действительно, если вы обратите внимание на Евангелие, то увидите, каково было отношение ко Христу, как относились к подвижникам и святым? Как их, действительно, гнали. Не только подчас из зависти. И не только потому, что не совпадали взгляды.
Сам дух противления и неприязни не может принять то, что связано с духом Божьим. А хотящие жить благочестиво, во Христе, какое-то время причащаются этому духу Божьему и вызывают против себя озлобленность духа противления.
Итак, это закон. Закон, который подтверждается множеством примеров в истории Церкви.
Но, как бы это парадоксально ни звучало, есть здесь и польза. Потому что тот, кто искренне хочет жить по Христу, всегда может впасть в искушение возомнить о себе. Это же постоянное испытание. Наши души сплошь и рядом заражены такими страстями, как тщеславие и самомнение.
И вот милостью Божьей посылаются нам гонения — наговоры, оскорбления и прочее-прочее. Этим самым Господь помогает человеку оставаться в нужном русле. Оказывается, это очень полезное дело — когда человека, хотящего жить благочестно, гонят и поносят.
Нам нужно твёрдо знать, что люди, которые нас оскорбляют, это есть не кто иные, как наши бесплатные драгоценные учителя. Ой как хорошо сказал игумен Никон (Воробьёв). Но почему те, которые нас поносят на все корки — это наши учителя?
Потому что когда нас ругают, то мы можем увидеть особенно хорошо, насколько мы больны. Ведь как нам при этом становится нехорошо. Как нам при этом становится неприятно. Мы даже можем понаблюдать, какие чувства у нас могут возникать в ответ по отношению к этим людям?
Когда нас хвалят, мы это меньше замечаем. А когда нас ругают, то у нас есть больше возможности ощутить, насколько мы больны. Видите, что требует духовная жизнь? Наблюдения за собой.
Существует ещё одна закономерность: в какой степени нам нравится, когда нас хвалят, в такой же степени мы будем страдать, когда нас будут ругать.
Поэтому нужно стараться изо всех сил не принимать внутренне похвал, всячески избегать мыслей и мечтаний о похвале. Если хочешь себе добра. Если не хочешь страдать от того, когда начнут ругать и гнать.
Если мы научимся избегать похвалы, то значит мы научимся не переживать от всяческих поношений.
Хотящие благочестно жить во Христе Иисусе, будут гонимы, повторю слова говорит апостола. Святые отцы утверждают, что бесы, которые в данном случае руководят людьми, в какой-то степени служат хорошую службу. Святые отцы прямо так и говорят: не было бы бесов — не было бы святых. Правда, здорово сказано?
Мы-то бесов ругаем, а, оказывается, они нам бесценную услугу оказывают. Может, не будем их ругать?
А как ещё можно воспитать человека? У многих народов проводилась инициация (или посвящение). Когда мальчик достигал определенного возраста — двенадцать-пятнадцать лет — его забирали из семьи и помещали в определённую среду, где подвергали серьёзным, если не сказать страшным, испытаниям. Чтобы он не боялся ни усталости, ни темноты, ни угроз, ни боли... Чтобы мог всё выдержать.
Пройдя все эти испытания, юноша в итоге становился мужчиной по духу. И был способен без страха переживать жизненные трудности.
Не было бы бесов — не было бы святых.
Преподобный Исаак Сирин говорит, что ни один бес не может прикоснуться к нам, если мы сами не протянем ему свою руку.
Ибо власть бесов уничтожена крестом Христовым. Нет у них теперь абсолютной власти над человеком.
Поддаваясь на те вещи, с которыми человек мог бы справиться, он добровольно отдаёт себя бесам. И тогда, соответственно, получает по делам своим.
Ещё статья: Как мы можем победить бесов? Объясняет священник.
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.
православие христианство веравбога религия евангелие молитва
молитвабогу господьбог промыслбожий