Понедельник Страстной Седмицы

Сегодня Великий Понедельник – первый день из шести великих дней, в которые совершается тайна спасение рода человеческого. Кончился основной период Великого поста, умолкли покаянные стихиры и все теперь сосредоточено на Спасительных Страстях Христовых.

Сегодня Великий Понедельник – первый день из шести великих дней, в которые совершается тайна спасение рода человеческого.

В первый день святой седмицы Церковь предлагает для размышления верующему повествование ветхозаветной истории о многострадальном праведнике Иове, которого никакая скорбь не смогла сломить и поколебать в нем веру в Бога: «Челове́к не́кий бя́ше во стране́ Авситиди́йстей, ему́же и́мя И́ов, и бе челове́к он и́стинен, непоро́чен, пра́веден, богочести́в, удаля́яйся от вся́кия лука́выя ве́щи.» (Иов.1.1). Эта библейская история будет продолжаться в чтениях до Великой Среды, тем самым готовя христиан к тому, что даже после Божественного Воскресения люди будут терпеть скорби по слову Господа «в мире скорбны будете», но воспринимающие их как Иов, будут спасены, ибо Господь победил мир.

Господь победил мир, победил скорбь, победил смерть… Впереди радость Воскресения, которой по Его словам, никто не отнимет от нас. Но сегодня, за три дня до предательства Иудой душа каждого христианина скорбит и смятена.

Еще одну линию чтений дня можно провести между ветхозаветной историей Иова и Евангельским чтением Понедельника – сегодня воспоминается иссохшая смоковница – душа, не принесшая плода Господу, когда он того хотел.

Иов – смоковница, которая принесла многоценный плод: тоже было не время собирания смокв – человек жил праведно, никто и подумать не мог, что с ним произойдет. Но когда случилось лишение, когда у Иова было отнято все самое дорогое сердцу, когда скорбь была очень велика, он не отрекся от Бога, он принес драгоценный плод - великую веру и упование на Бога. И был спасен, ибо «в мире скорбны будете, но мужайтесь ибо Я победил мир» (Ин. 16.33).

А бесплодная смоковница засохла без плодов веры.

Именно поэтому начало повествования об Иове совместно с воспоминанием о бесплодной смоковнице открывают Страстную седмицу, предостерегая человека, чтобы не услышал он «да николи́же от тебе́ плода́ бу́дет во ве́ки» (Мф.21.20).