Найти тему

«Jazz & Джаз: 100 лет российского джаза»

Медиапроект отдела литературы по искусству ЧОУНБ познакомит читателей с историей и современной жизнью отечественного джаза в течение юбилейного 2022 года.

Лица джаза: Олег Лундстрем

Следующий этап в развитии и становлении российского джаза так или иначе связан с именем Олега Лундстрема.

Российский бэнд-лидер Олег Лундстрем представляет целую эпоху в мире джаза. Его творческая судьба – счастливая судьба, если брать в расчёт все перипетии и преграды бурной истории XX в. Олег Лундстрем фактически олицетворяет собой этот век, являясь почти его ровесником. Он прожил долгую жизнь. Родился в 1916 г. в Чите, затем волею судьбы оказался за пределами России. После окончания Второй мировой войны вернулся на любимую Родину. Прошёл через гонения и безвестность, стал знаменитым благодаря таланту и профессионализму. Объездил весь мир с концертами, воспитал целую плеяду известных музыкантов. Уже пожилым человеком Олег Леонидович оставался на своём посту и иногда появлялся с оркестром на сцене. Это означает, что Лундстрем был руководителем джазового оркестра более 70 лет.

Олег Лундстрем
Олег Лундстрем

Двухтомник К. Мошкова и А. Филипьевой «Российский джаз» (СПб., 2013) предлагает исчерпывающие материалы по истории джаза в России, там есть исторические справки, воспоминания участников событий, очерки о лучших джазовых музыкантах. Есть там и глава, посвящённая Олегу Лундстрему. Если рассказывать по порядку, то молодость музыканта проходила в нелёгкое время. Грянула революция и Гражданская война, в ходе которой Забайкальский край был отрезан от Советской России, но вскоре в Забайкалье был установлен просоветский режим – так называемая Дальневосточная Республика. В 1921 г. семья Лундстремов переехала в Харбин, в Маньчжурию (ныне – северо-восточный Китай).

Олег Лундстрем принадлежал к числу тех, кто не выбирал эмиграцию сознательно, но был поставлен в условия жизни за пределами родной страны неумолимой логикой истории. В 1932 г. Олег окончил коммерческое училище и поступил в основанный русскими в Харбине Политехнический институт, а параллельно – в музыкальный техникум, который окончил по классу скрипки в 1935 г.

Русский Харбин
Русский Харбин

Начало 30-х годов в европейских «сеттльментах» на Дальнем Востоке было ознаменовано поголовным увлечением новым танцем – фокстротом, и, соответственно, новой музыкой – джазом. Первое время эта весёлая ритмичная музыка не привлекала особого внимания Олега, пока он случайно, подбирая в 1933 г. пластинки для очередной вечеринки, не наткнулся на пластинку совершенно неизвестного в то время за пределами США и Западной Европы оркестра Дюка Эллингтона. Пьеса эта называлась «Дорогой старый Юг» (Dear Old Southland) (ноты этой пьесы можно получить на музыкально-нотном абонементе библиотеки). Олег Леонидович впоследствии вспоминал: «Эта пластинка сыграла роль детонатора. Она буквально перевернула всю мою жизнь. Я открыл для себя незнакомую ранее музыкальную вселенную». Американский музыковед Дж. Л. Колиер в своей книге «Становление джаза» (Москва, 1984) профессионально пишет об американской джазовой музыке. Среди великих имён, таких как Скотт Джоплин, Луи Армстронг достойное место занимает Эдвард Кеннеди Эллингтон (настоящее имя Дюка).

Дюк Эллингтон
Дюк Эллингтон

Пластинка Дюка ошеломила Олега: он сразу понял, что творческая эллингтоновская ветвь джаза – не только музыка для ног, но нечто большее. Такое же впечатление пластинка произвела и на его друзей, молодых музыкантов, начавших уже приобщаться к современной музыке. Автор книги «Рождение джаза» (Москва, 1990) В. Конен ставит в своём исследовании вопрос о том, почему музыка, возникшая в замкнутой негритянской среде, заняла столь видное место в музыке и в жизни всего мира.

В 1934 г. молодые русские музыканты решили собрать в Харбине свой джаз-оркестр и, демократично проголосовав, выбрали руководителем Олега Лундстрема. В 1936 г. оркестр переехал на юго-восток Китая, в Шанхай – огромный международный портовый центр, где существовала крупнейшая на Дальнем Востоке европейская община. В шанхайском «сеттльменте» Шанхая в тот год жило больше 35000 европейцев и американцев; большинство этой общины (до 25000) составляли русские.

Оркестр Олега Лундстрема в Шанхае
Оркестр Олега Лундстрема в Шанхае

В оркестре в это время работало уже 11 человек. Помимо американского джаза, Лундстрем начал в этот период исполнять в джазовой обработке и русские песни. Он сделал аранжировки «Песни о капитане» Дунаевского, песни «Чужие города» Александра Вертинского, советского мегахита «Катюша» Матвея Блантера и др. У русской части слушателей они пользовались большим успехом и выгодно выделяли оркестр Лундстрема среди других шанхайских русских коллективов. Именно тогда русская пресса Китая назвала Олега Лундстрема «Королём джаза Дальнего Востока».

По окончании Второй мировой войны, когда японские войска осенью 1945 г. были выведены из Китая, оркестр опять пережил творческий подъём, хотя большая часть европейского населения к этому моменту уже покинула Шанхай. В оркестре после войны было уже 19 человек, полный состав биг-бэнда. К концерту, посвящённому окончанию Второй мировой войны, Олег Лундстрем написал своё первое самостоятельное произведение «Интерлюдия» (эти ноты тоже можно взять на дом), используя интонации музыки Сергея Рахманинова.

К этому моменту все участники оркестра имели советское гражданство, и в полный рост встал вопрос о переезде в СССР. Работники советских государственных органов мягко намекали музыкантам, что джазменов в стране победившего социализма могут ждать неприятности. И тем не менее в 1947 г. оркестр в полном составе, вместе с семьями, переехал в СССР.

Первоначально оркестр было решено сделать государственным джазовым коллективом Татарской АССР. Но Постановление ЦК КПСС «Об опере “Великая Дружба” Вано Мурадели», вышедшее в 1948 г., надолго затормозило (да что там, практически полностью остановило на семь–восемь лет) развитие советского джаза. Музыкантов оркестра распределили в оперный театр, в оркестры кинотеатров. Олег Лундстрем поступил в Казанский театр оперы и балета в качестве скрипача, а осенью 1948 г., вместе с большой группой приехавших музыкантов, стал учиться в консерватории. Но деятельность джаз-оркестра прекратилась не полностью, Олег Лундстрем начал делать обработки татарских песен и наиболее популярных советских произведений (как в вокальных, так и в инструментальных вариантах) и из них составлять программы концертов. Так прошли годы учёбы, и в 1953 г. Олег Лундстрем окончил Казанскую государственную консерваторию по классу композиции и факультативно – по симфоническому дирижированию, оставшись там преподавать теоретические дисциплины и вести студенческий симфонический оркестр.

На «Голубом огоньке»
На «Голубом огоньке»

Начиналась хрущёвская оттепель. 1 октября 1956 г. приказом министра культуры РСФСР на базе приехавшего из Китая коллектива в системе Всероссийской государственной концертной организации (позже Росконцерта) был создан Концертный эстрадный оркестр под управлением Олега Лундстрема.

Таллинский фестиваль джаза
Таллинский фестиваль джаза

Естественно, в стране, пережившей десятилетия «борьбы с формализмом в музыке», «разгибания саксофонов» и тому подобных извивов культурной политики правящей партии, единодушного одобрения джазового оркестра быть не могло. В июле 1960 г. редакция газеты «Комсомольская правда» передала во Всесоюзное гастрольно-концертное объединение обширное «письмо зрителей», пришедшее из дальневосточного Уссурийска и подписанное подполковником – начальником отделения пропаганды воинской части, ещё одним подполковником – начальником уссурийского Дома офицеров, и ещё рядом товарищей, включая преподавателя культпросветучилища, члена бюро горкома комсомола, директора вечерней школы и инструктора отдела культуры Уссурийского края. В этом письме местные руководители «клеймили» буржуазный джаз и вместе с ним музыкантов, которые не имели «политической зоркости» и насаждали искусство чуждое строителям коммунизма. По счастью, многочисленные «подписанты» этого и подобных писем опоздали: в 1960-е подобные доносы вряд ли уже могли вызвать немедленные негативные перемены в жизни оркестра. Да и в любом случае репутацию коллектива у советских слушателей подпитывали не доносы, а выступления прессы. Пресса тоже писала разное, но в основном статус оркестра Олега Лундстрема как авторитетнейшего в стране джазового коллектива уже не подвергался сомнению. Так, после выступления оркестра на легендарном Таллинском джаз-фестивале 1967 г. писатель Василий Аксёнов писал в журнале «Юность» (1967, № 8 «Простак в мире джаза, или Баллада о тридцати бегемотах»): «Лундстремовцы группами играли на танцах в Доме офицеров, в кинотеатрах и ресторанах, а мы ходили их слушать… вся моя юность была слегка озарена этими “шанхайцами”, как огнями далёкого ночного мира».

Надо понимать, что вплоть до 1980-х гг. оркестр Лундстрема не был чисто джазовым биг-бэндом: он фигурировал на афишах как «концертный эстрадный оркестр». В его концертных программах были выступления эстрадных вокалистов (именно в этом оркестре начинались карьеры Валерия Ободзинского, Аллы Пугачёвой, Ирины Понаровской и др.), вокальных ансамблей, был непременный конферансье, а удельная доля джаза как такового – особенно инструментального джаза – была невелика. Однако мастера джазовой импровизации, работавшие в оркестре, никогда не давали слушателю слишком далеко уходить от смыслового ядра оркестрового репертуара. И репертуар этот состоял не почти исключительно из джазовых стандартов и сам Олег Леонидович, и многие оркестранты писали много яркой авторской музыки, значительная часть которой, по счастью, оказалась записана на пластинки.

Оркестр Олега Лундстрема был настоящей кузницей советских джазовых кадров. Через оркестр прошли известные музыканты: Георгий Гаранян, Алексей Зубов, Станислав Григорьев, Роман Кунсман, Геннадий Гольштейн, Константин Носов, Виктор Гуссейнов, Александр Фишер, Константин Бахолдин, Аркадий Шабашов, Вячеслав Назаров, Николай Капустин, Вагиф Садыхов, Михаил Окунь, Николай Панов, Валерий Киселёв, Игорь Бутман, Александр Беренсон, Дмитрий Мосьпан, Виталий Головнёв и многие другие. «Эстрадный» репертуар лундстремовского оркестра исполняли работавшие в нём вокалисты Майя Кристалинская, Алла Пугачёва, Ирина Понаровская, Ирина Отиева, Дмитрий Ромашков, Валерий Ободзинский и др. В книге С. С. Коробейникова «История музыкальной эстрады и джаза» (СПб., 2018) много внимания уделено персоналиям российских-советских музыкантов, так или иначе связанных судьбой с оркестром Лундстрема.

Олег Леонидович Лундстрем в 1973 г. был удостоен звания «Заслуженный артист РСФСР», в 1984 г. – «Народный артист РСФСР». В 1998 г. он стал лауреатом Государственной премии РФ.

Статус Государственного оркестра джазовой музыки помог коллективу пережить экономические трудности 90-х. В 1998 г. оркестр во второй раз в своей истории (после поездки на Эллингтоновский фестиваль в Вашингтоне, 1991) успешно выступал в США, после чего в его деятельности началась новая глава – увы, связанная с постепенным отходом от дел лидера оркестра. В 2003 г. Олег Лундстрем, сил которого стало не хватать на полноценную концертную деятельность, одобрил назначение главным дирижёром оркестра Георгия Гараняна (он занимал этот пост до конца 2006 г.). Тогда же оркестр гастролировал по Китаю, выступив, в том числе, в тех же залах, где за 70 лет до этого начиналась его история.

Олег Лундстрем скончался в ночь на 14 октября 2005 г. в своём подмосковном доме. Ему было 89 лет. К этому времени он уже несколько лет почти не выходил на сцену, а дирижёром оркестра был Георгий Гаранян. Похороны Олега Лундстрема состоялись 18 октября 2005 г.: согласно завещанию, музыкант был похоронен рядом со своими родными на скромном кладбище церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Образцово Щёлковского района Московской области.

Концертный джазовый оркестр Олега Лундстрема
Концертный джазовый оркестр Олега Лундстрема

С 2007 г. во главе оркестра стоит известный российский джазовый пианист, народный артист РФ Борис Фрумкин. Под его руководством Государственный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема продолжает успешно работать и сейчас.

Лариса Соколова, главный библиотекарь отдела литературы по искусству