35 подписчиков

История психологии

Психология как самостоятельная научная дисциплина возникла сравнительно недавно, примерно в конце XIX века.

Психология как самостоятельная научная дисциплина возникла сравнительно недавно, примерно в конце XIX века. До этого времени вопросы психологии рассматривались в рамках философии, как особой форме познания мира, уходящей корнями в глубокую древность. Однако отделившись от философии, психология продолжает сохранять с ней тесную связь.

В настоящее время существует целый ряд научных проблем, который изучается как психологией, так и философией. К числу таких проблем можно отнести: смысл жизни, моральные ценности, личностную мотивацию, нравственность и многие другие проблемы.

Психология, как научная дисциплина, должна использовать экспериментальные методы для проверки выдвигаемых гипотез. И это было впервые сделано в 1879 году, когда ученик и соратник Гельмгольца, Вундт открыл первую в мире психологическую лабораторию, в которой проводились исследования феноменов сознания человека методом интроспекции (самонаблюдением).

Очевидно, поэтому рождение психологии как научной дисциплины принято считать в 1879 году. Однако существует множество вопросов, которые невозможно решить экспериментальным путём. В таких случаях психологи обращаются к философии.

Одним словом, не существует ни чёткой грани, разделяющей психологию и философию, ни чёткой даты создания психологии, как самостоятельной дисциплины, поскольку философия и психология тесно переплетены.

На этот счёт достаточно хорошо выразился знаменитый отечественный психолог С.Л. Рубинштейн в 1940 году. Он писал: «Психология и очень старая, и совсем ещё молодая наука, — она имеет за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся ещё в будущем.

Её существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями, но её основная проблематика занимает её философскую мысль с тех пор, пока существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания людей — с другой».

Между тем возможность экспериментальным путём изучать психику человека привела к бурному росту нескольких направлений в психологии, давших огромный толчок к познанию человеческой природы. Одним из таких направлений стал #бихевиоризм, основателем которого принято считать американского психолога Дж. Уотсона. Со времени бихевиоризма психология стала бурно развиваться, как экспериментальная наука.

Было сделано гигантское количество открытий, приоткрывающих завесу на многие тайны человеческой психики. Более того, с начала XX века вплоть до конца 1960х годов бихевиоризм был одной из самых распространённых теорий, как в западной психологии, так и в психологии США.

Итак, бихевиоризм, в основу которого был положен экспериментальный подход изучения поведения живых существ, развивался на протяжении многих десятилетий. Причём большую часть экспериментов бихевиористы проводили на животных.

Суть теории бихевиоризма состоит в том, что человек, подобно многим высшим животным рождается с определённым, свойственным человеческому виду инстинктивным поведением, на которое по мере развития индивида накладывается выработанное им поведение в процессе приспособления его к окружающей среде.

Причём вырабатывается оно опытным путём, за счёт метода проб и ошибок, в результате чего организм подбирает такую реакцию, которая является наиболее подходящей для данной ситуации, после чего эта реакция запоминается ЦНС, и в дальнейшем при схожей ситуации возникает автоматически.

Под окружающей средой бихевиористы подразумевают достаточно широкое понятие, включающее в себя не только физическую среду самого организма (температуру, влажность, давление и т.п.), но и психологическую среду, в которой воспитывается данный индивид (родители, родственники, воспитатели, учителя и т.п.).

Врождённые реакции организма на воздействия окружающей среды И.П. Павлов назвал безусловными рефлексами, а приобретённые реакции – условными рефлексами. К безусловным рефлексам человека бихевиористы относят такие врождённые реакции, как умение кричать, умение двигать конечностями тела, умение сосать, умение глотать, умение чувствовать боль и холод, умение чувствовать голод и т.п.

Проводя различные эксперименты над животными, И.П. Павлов показал, что на основе безусловных рефлексов посредством внешних воздействий можно вырабатывать условные рефлексы, создавая, таким образом, новые модели поведения. Например, если собаке давать нюхать еду (внешнее воздействие), то у неё будет выделяться слюна и желудочный сок (безусловный рефлекс).

Если же одновременно с едой включать электрический звонок (условный стимул), то собака со временем начнёт ассоциировать звук звонка с пищей, а слюна и желудочный сок начнут выделяться автоматически в ответ на предъявленный звонок, даже в том случае если еда не будет предъявлена.

Психология как самостоятельная научная дисциплина возникла сравнительно недавно, примерно в конце XIX века.-2

Таким образом, у собаки выработается новая модель поведения, которую в простейшем виде можно представить так: звонит звонок – выделяются слюна и желудочный сок. В упрощённом виде эту схему можно выразить формулой S-R, где стимул S вызывает автоматическую реакцию R.

Именно эту формулу для объяснения поведения человека и других живых существ предложил Джон Бродес Уотсон в 1913 году на знаменитой лекции в Нью-Йорке «Психология с точки зрения бихевиориста».

Д.Б. Уотсон настаивал вообще отказаться от внутренних наблюдений за состояниями сознания, утверждая, что состояния сознания практически не нужны психологу.

Более того Уотсон был практически убеждён в том, что если выбросить из психологии сознание, как основной предмет изучения, а на его место поставить поведение, то со временем психология станет такой же точной и объективной наукой, как например физика и математика.

Так зародилась версия, будто, устраняя трудно изучаемое сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику, оставив место только физиологии. Но как и следовало ожидать, этого не произошло, поскольку бихевиоризм не смог решить многих вопросов, которые встали перед учёными того времени.

Классическая схема S-R (стимул-реакция), воплощённая в знаменитой рефлекторной дуге Павлова, не могла объяснить ни человеческих мотивов, ни ставящих человеком перед собой целей, не принимаемых им решений и пр. Предпринимались даже попытки усовершенствовать классическую схему S-R.

Например, один из представителей более позднего бихевиоризма, Э. Толмен, предложил ввести в эту схему существенную поправку, поместив между S и R «промежуточные переменные» - V, в результате чего схема приобретала вид: «S-V-R».

Под «промежуточными переменными» Э. Толмен понимал внутренние процессы, которые невозможно было наблюдать объективными методами, а лишь при помощи всё той же интроспекции (самонаблюдения). К ним относились такие процессы, как «постановка целей», «гипотезы», «мотивация» и пр.

И хотя «промежуточные переменные» по сути, представляли собой функциональные эквиваленты сознания, всё же сам факт существования сознания по-прежнему игнорировался. Но как мы видим, игнорирование сознания означает отрицание существования внутреннего психического мира человека, что само по себе лишено здравого смысла.

С течением времени это стало понятно даже самым ярым представителям бихевиоризма, поэтому примерно с конца 1960-х годов начался постепенный возврат к изучению сознания, как высшей формы психического отражения объективной действительности.

Постепенно бихевиоризм был замещён когнитивной психологией, хотя многие идеи бихевиоризма и по сей день используются в определённых направлениях психологии и психотерапии.

Стоит отметить, что когнитивная психология в сегодняшнем её понимании, это смесь различных научных дисциплин и направлений, таких как неврология, нейробиология, общая психология, философия, практическая психология и т.д. Когнитивная психология разделяется на несколько школ и направлений, между которыми имеются некоторые разногласия по поводу тех или иных положений.

Так в частности когнитивную психологию разделяют на классическую когнитивную психологию и так называемую воплощённую когнитивную науку. Представители воплощённой когнитивной науки считают ошибочным подход к проблеме сознания классической когнитивной науки, который почти полностью игнорирует роль тела в деятельности сознания.

Они предлагают свою модель функционирования сознания, которая отличается от классической когнитивной модели скорее некоторыми её деталями, хотя и детали могут в значительной степени менять суть предлагаемых моделей. Разногласия, обычно относятся к тому, как организованы блоки обработки информации в мозге, и как они взаимодействуют между собой.

Мы не станем вдаваться в подробности этих разногласий, тем более что их так много, что нет возможности рассмотреть их в даже рамках одной книги, не говоря об одной статье.

Главное следует иметь в виду, что говоря о когнитивном подходе или когнитивистах (представителях когнитивного подхода) мы будем понимать эти термины в самом широком смысле, включающем в себя не только классическую когнитивную психологию, а когнитивную психологию в сегодняшнем её понимании.

Ещё одним серьёзным направлением в психологии конца XIX — начала XX века, по мнению многих исследователей, давшим учёным возможность изучать тайные явления человеческой природы, стала психологическая теория, разработанная австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, названная им психоанализом. На основе этой теории З. Фрейд разработал чрезвычайно эффективный для того времени метод лечения психических расстройств – #метод свободных ассоциаций.

Психология как самостоятельная научная дисциплина возникла сравнительно недавно, примерно в конце XIX века.-3

Основные положения психоанализа З. Фрейда можно сформулировать следующим образом. Человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями, которые по своей природе преимущественно бессознательны. Эти влечения можно сравнить с инстинктами животных.

Человеку хочется чего-то, но он не знает почему. В результате воспитания и прививания моральных норм, включающих в себя множество запретов, эти бессознательные влечения подавляются. Однако они остаются в бессознательном, периодически проявляясь в сознании в виде эмоциональных порывов и/или тайных желаний, в которых человек, как правило, не хочет признаваться даже самому себе.

Он скорее подавляет их, вытесняя из своего сознания. В результате этого возникают конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом, которые в конечном итоге приводят к психо-эмоциональным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия и т.д.

Освобождение же от влияния бессознательных влечений и желаний может быть достигнуто, по мнению З. Фрейда, через его осознание. Однако попытки осознания этих влечений, как правило, приводят к психологическому сопротивлению, из-за встроенных в человеческую психику защитных механизмов, которые можно преодолеть при соответствующей профессиональной поддержке.

Из наиболее сильных бессознательных влечений, которые подавляются в сознании, З. Фрейд выделял сексуальное влечение, диктуемое инстинктом размножения. Вероятно, поэтому З. Фрейд стал считать основной и в какой-то степени единственной причиной возникновения психоэмоциональных нарушений подавленное сексуальное влечение.

Особенно ярко это проявлялось в его методе свободных ассоциаций, предложенным учёным в качестве лечения невротических болезней.

Метод свободных ассоциаций состоял в том, чтобы пациент, страдающий психо-эмоциональным расстройством, удобно устроившись на кушетке в присутствии врача, говорил всё, что ему придёт в голову, причём неважно на какую тему, а врач должен был записывать его высказывания.

Затем врач анализировал высказывания, пытаясь найти в них связь с подавленными и вытесненными из сознания тайными влечениями, которую, конечно же, он в итоге находил, причём, как правило, в подавленном сексуальном влечении, внушая пациенту, что это и есть причина его невротической болезни.

З. Фрейд был уверен в том, что случайные высказывания пациента, вовсе не являются случайными, а связаны (ассоциированы) с причиной возникновения его невротической болезни. Находясь в бессознательном пациента, подавленные желания возникают в его сознании в виде случайных мыслей, причём возникают в символической форме, которую врачу предстояло раскрыть.

Разумеется, врач раскрывал символическую форму, сводя её к вытесненным сексуальным влечениям, которые пациент «осознавал». Таким образом, было совсем неважно, что именно говорили пациенты на таких сеансах, ведь символы можно было трактовать как угодно.

В итоге за такой «жульнический» подход Фрейд был подвергнут жёсткой критике преимущественно со стороны своих же коллег. Так его коллега швейцарский психиатр и основоположник одного из направлений глубинной психологии, Карл Густав Юнг говорил, что пациенту вовсе не обязательно высказывать приходящие ему на ум любые мысли, а ему можно просто прочитать любой наугад выбранный абзац из газеты, который врач преподнесёт ему как подавленные сексуальные влечения.

По мнению некоторых видных учёных (Эрих Фромм, Карл Поппер, Питер Медавар и др.) изучающих труды З. Фрейда, З. Фрейд не столько указал путь исследования проблемы бессознательного, а сколько создал псевдонаучное учение и подготовил почву для создания множества подобных псевдонаучных учений, которые и по сей день продолжают плодиться.

Так современный психоанализ на данный момент насчитывает свыше 20 различных концепций. Причём подходы к психоаналитическому терапевтическому лечению различаются столь же сильно, как и эти концепции.

Многие учёные называют З. Фрейда великим шарлатаном за такой «жульнический» подход. Так биолог и нобелевский лауреат Питер Медавар охарактеризовал психоанализ как «самое грандиозное интеллектуальное мошенничество двадцатого века».

Согласно исследованиям Американской ассоциации психоаналитиков, несмотря на то, что во многих гуманитарных науках психоанализ широко распространён, факультеты психологии (по крайней мере, на территории США) относятся к нему лишь как к историческому артефакту. Как бы то ни было спор о вкладе З. Фрейда в науку далеко неоднозначен.

Между тем психологические идеи З.Фрейда оказали огромное влияние на развитие исследований высших психических функций, а психоанализ З. Фрейда в различных его модификациях и по сей день продолжает использоваться в психотерапии.

Ещё одним важным направлением в психологии, давшим большой толчок к её развитию, является #гештальтпсихология. Эта школа психологии возникла в начале ХХ века в Германии в связи с исследованиями восприятия человека. Её основателями принято считать трёх великих учёных психологов – Макса Вертгеймера, Курта Коффку и Вольфганга Кёлера.

В её основе лежит характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии фигур с «дырами» (недостающими частями) сознание заполняет недостающие элементы, и мы узнаём целую фигуру.

Основатели-отцы гештальтпсихологии выступили против выдвигаемых другими психологическими школами принципов расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, предложив идею целостности воспринимаемых образов.

По их мнению, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются органами чувств не как отдельные объекты, а как организованные целостные формы. В рамках этой школы было открыто много феноменов восприятия и сознания.

Более того гештальтпсихология к 20-м годам XX столетия заняла достаточно прочные позиции в Германии. Однако её дальнейшему развитию помешала политика Адольфа Гитлера. Макс Вертгеймер и Курт Коффка были по национальности евреями, вынужденными эмигрировать в США вместе с остальными ведущими гештальтпсихологами.

Но в США в те времена ведущее положение занимал бихевиоризм, придерживавшийся совершенно иных взглядов, поэтому гештальтпсихология не смогла занять в этой стране столь же видное место, какое она занимала в Германии.

Конец XIX и начало XX века порождает образование огромного количества психологических школ, одни из которых изживут себя, другие превратятся в религиозные течения, а третьи найдут своё развитие в науке.

Вместе с открытием новых школ психологии начинают образовываться и развиваться прикладные дисциплины психологии, в частности психодиагностика и социальная психология. Их развитие стимулирует

Первая мировая война, поскольку армии требуется, как средства оценки возможностей солдат, так и знание закономерностей поведения и деятельности индивидов, включённых в социальные группы. Вторая мировая война лишь усилит развитие прикладных дисциплин психологии.

По мнению многих исследователей, эпохой расцвета психологической науки во множестве её направлениях является период с 1950 по 1970 годы. По их мнению, в современных учебниках большая часть материала, посвящённая экспериментам и исследованиям, взята именно за эти два десятилетия.

Этот период знаменателен ещё и тем, что психология практически отказывается от идей бихевиоризма, который не может дать ответы, не только на чисто философские проблемы, такие как постановка целей, мотивация и т.п., но и на многие вопросы, стоящие перед наукой, в связи с развивающейся промышленностью и военными технологиями.

Задачи, которые стоят перед наукой того времени требуют активного изучения не только простых реакций на стимулы, а сложных механизмов обработки информации, лежащих в основе восприятия. В связи с этим запросом начинает развиваться новая область психологии, которую позднее назовут когнитивной психологией, объединяющей в себе всё лучшее из достигнутого на тот момент психологами в различных областях психологии.

В этот период проводит свои исследования механизмов внимания английский психолог Дональд Эрик Бродбент. На основании этих исследований он выдвигает теорию внимания, получившую название «#модель с фильтрацией» или «модель ранней селекции».

Согласно этой теории, существует определённый механизм ввода сенсорной информации с большой пропускной способностью, который сохраняет её в буфере на доли секунды, а затем посредством селективного фильтра происходит дальнейшее оперирование этой информацией как, например, её запоминание в долговременной памяти.

#Джордж Армитаж Миллер, американский психолог, на основании проведённых исследований публикует в 1956 году свою знаменитую работу – «Магическое число семь плюс-минус два», которую позднее назовут «кошельком Миллера». В этой работе учёный описывает закономерность, согласно которой кратковременная человеческая память, как правило, не может запомнить и повторить более 7 ± 2 элементов.

Таким образом, кратковременная память человека представляет собой некий «кошелёк», в который можно одновременно «положить» семь «монет». Причём мозг не пытается анализировать смысл информации, для него важны лишь внешние, физические характеристики, то есть не важно, какие «монеты» находятся в «кошельке», главное чтобы их было семь.

Если количество элементов больше семи (в крайнем случае, девяти), то мозг разбивает элементы на группы таким образом, чтобы количество запоминаемых элементов было от 5 до 9.

Таким образом, психологи постепенно начинают понимать, что человеческая психика устроена намного сложнее, чем это представляли себе бихевиористы. Человек для психологов представляется теперь не просто автоматом, реагирующим на определённые стимулы, а сложной системой, способной не только воспринимать, хранить и обрабатывать огромное количество информации, но и на фоне её переработки принимать сложные решения.

Конечно, те модели устройства отдельных аспектов человеческой психики, которые учёные строили в период с 1950 по 1970 годы были сильно упрощёнными. Например, когнитивные психологи рассматривали человеческую психику, как систему переработки информации с ограниченной пропускной способностью.

Позже выяснилось, что человеческая психика устроена куда более сложно. Но даже и эти упрощённые модели позволяли учёным создавать более сложные механизмы, включающие в себя вычислительные устройства, которые требовали промышленность и военная техника.

Среди учёных бытует мнение, что развитие информационной техники началось именно в этот период, причём оно неразрывно было связано с развитием психологии. Более того, некоторые исследователи проводят аналогию между функционированием человеческой психики и функционированием компьютера, считая, что компьютер был создан по образу и подобию человеческой психики.

Психология как самостоятельная научная дисциплина возникла сравнительно недавно, примерно в конце XIX века.-4

Например, «модель с фильтрацией» Д. Бродбента и «кошелёк Миллера» использовались при создании компьютера. Однако противники этой идеи высмеивают такой подход, утверждая, что компьютер не может идти ни в какое сравнение с устройством человеческой психики.

В качестве наглядного примера они сравнивают статическую (постоянную) память компьютера с долговременной памятью человека, указывая на существенные различия.

Так в памяти компьютера могут храниться данные в течение долгого времени, практически не изменяясь, т.е. то, что было записано на жёсткий диск, то и остаётся. Человек же с течением времени если и будет помнить какие-то события, происходившие в его жизни, то будет помнить только то, что они были.

Детали же этих событий могут до такой степени исказиться с течением времени, что первоначальное событие не будет иметь ничего общего с тем, что осталось в памяти. Поэтому если учёные и допускают проведение аналогии между функционированием человеческой психики и компьютера, то только в очень грубом приближении.

Как бы то ни было, изучение отдельных аспектов человеческой психики при помощи экспериментов, конечно же, подталкивали учёных ко многим изобретениям вычислительной техники, которая впоследствии превратит индустриальный век в век информационный.

Однако следует отметить, что развитие информационных технологий стало возможным не только благодаря бурному развитию психологии, но и развитию математики, физики, химии, биологии и пр. наук, которые в совокупности привели человечество на новую ступень развития.

Поэтому период с 1950 по 1970 годы правильнее было бы назвать пиком развития науки вообще, поскольку он породил множество инновационных изобретений и достижений человечества. Вспомнить хотя бы первый полёт человека в космос в 1961 году.

В этот же период, примерно в начале 60х годов появляется гуманистическая психология, как протест против бихевиоризма и фрейдизма, имевших в то время огромную популярность. К её основным представителям можно отнести двух американских психологов – Абрахама Харольда Маслоу и Карла Рэнсома Роджерса.

#Гуманистическая психология предлагает рассматривать человека как существо, наделённое свободой выбора и стремлением к самоактуализации. Люди постоянно ищут новые способы вырасти и стать лучше, узнать что-то новое и реализовать свои возможности. Эта потребность в самоактуализации и личностном росте представляет собой ключевой, с точки зрения психологов-гуманистов, фактор мотивации поведения.

Однако за упор на самоактуализации гуманистическую психологию многие исследователи считают слишком эгоистичной, указывая на то, что стремление к самоактуализации индивида может вступить в конфликт с интересами других и с соображениями общей пользы. По их мнению теории самоактуализации не учитывают возможности столкновения интересов одного индивида с интересами окружающих его людей.

Кроме этого психологи-гуманисты отдают наибольшее значение субъективному опыту человека. А это с точки зрения научной психологии представляет самую серьёзную проблему, поскольку субъективный опыт не доступен для прямого наблюдения и проверки. Поэтому гуманистическую психологию многие учёные не относят к научной дисциплине, считая её слишком субъективной.

Но, не смотря на критику, гуманистическая психология оказала огромное влияние на развитие психологии в целом, породив новые подходы к работе с психическим здоровьем человека.

Также в период с 1950 по 1970 годы происходит бурное развитие социальной психологии в США. Проводят свои знаменитые эксперименты Соломон Аш (исследование конформизма в группах), Стэнли Милгрэм (исследование в области подчинения авторитету), Леон Фестингер (создание теории когнитивного диссонанса) и многие другие психологи.

В этот же период (1950-1970 годы) когнитивная психология устанавливает активные связи с лингвистикой, что приводит к возникновению новой дисциплины – психолингвистики. Правда, сам термин «психолингвистика», по мнению некоторых исследователей, впервые был употреблён в 1946 году Николаем Пронко.

А активное развитие этой дисциплины, по мнению некоторых историков, обязано американскому лингвисту Бенджамину Ли Уорфу, автору так называемой гипотезы «лингвистической относительности», известной также как «гипотеза Сепира — Уорфа», постулирующей прямую зависимость категорий мышления от категорий языка.

Однако основное развитие этой научной дисциплины, пришедшееся на период 1950-1970 годов, связано с так называемой «хомскианской революцией» в лингвистике, которая исходя из её названия, связана с именем известного американского лингвиста, политического публициста, философа и теоретика, профессора лингвистики Массачусетского технологического института – Авраама Ноама Хомского.

Психология как самостоятельная научная дисциплина возникла сравнительно недавно, примерно в конце XIX века.-5

Наиболее известная работа это учёного вышла в свет в 1957 году под названием #«Синтаксические структуры». Она оказала огромное влияние на развитие науки о языке во всём мире. По мнению многих исследователей, идеи этого учёного ощущаются даже в тех направлениях лингвистики, которые не принимают её основных положений и выступают с резкой критикой данной теории.

Её фундаментальное положение, из которого, по мнению создателя, выводится всё прочее — это врождённая способность говорить на языке. Хомский отмечает тот факт, что бесконечное количество предложений, которые может строить человек, является веским основанием отвергать бихевиористкую концепцию обучения языку посредством подкрепления (закрепления) условного рефлекса.

Дети младшего возраста могут складывать новые предложения, которые не были подкреплены прошлым поведенческим опытом. Понимание языка обусловлено не столько прошлым опытом поведения, сколько так называемым механизмом усвоения языка, являющимся внутренней структурой психики человека. По версии многих учёных такой подход ускорил отказ психологии от первоначальных идей бихевиоризма.

В этот же период (1950-1970 годы) отмечается бурное развитие психологии в СССР. В 1966 году при содействии Алексея Николаевича Леонтьева создаётся факультет психологии в МГУ. В этом же году открывается кафедра психологии в ЛГУ и кафедра психиатрии и медицинской психологии в РУДН (российский университет дружбы народов).

Также в СССР начинает активно развиваться инженерная психология. Однако в силу объективных причин отечественная психология остаётся крайне идеологизированной в связи с марксистско-ленинскими учениями. Например, многие исследователи развития отечественной психологии отмечают тот факт, что А.Н. Леонтьев участвовал в типичных для своего времени дискуссиях об идеологических основаниях советской психологии, в которых учёный отстаивал точку зрения о том, что психика формируется в основном внешними факторами.

Вместе с тем психология в этот плодотворный период (1950-1970 годы) начинает испытывать сильное влияние со стороны мистики; на волне успеха исследований и возникновения новых взглядов на психологию человека возникает целый ряд школ тренингов личностного роста и духовного развития, многие из которых превращаются в религиозные культы, например, саентология и лайфспринг.

Пройдя этот знаменательный период с 1950 по 1970 годы, психология продолжает развиваться. Причём её развитие в основном происходит в когнитивной области, которая рассматривает сущность человеческой психики как систему переработки информации.

Учёные предполагают, что человеческий мозг обрабатывает информацию поэтапно, причём на каждом этапе обработки информация находится в определённом месте мозга определённое время и представлена в различной форме.

Её обработка осуществляется при помощи встроенных в мозг механизмов, например, таких как распознавание образов, сравнение, анализ, запоминание и т.д. Когнитивисты начинают предлагать различные модели «блочной» переработки информации, которые становятся достаточно распространённым явлением в когнитивной науке.

Наглядные изображения блоков в виде прямоугольников или квадратиков с надписями внутри них, обычно соединённых стрелками, указывающих направление «течения» информации – вот типичный пример представления когнитивистами обработки информации мозгом. Причём такого рода блок-схемы изначально были очень просты и даже в каком-то смысле примитивны.

Но под влиянием всё новых результатов экспериментов, они становились настолько сложными и громоздкими, что многие авторы были вынуждены отказаться от «линейных цепочек» из жёстко связанных друг с другом блоков. Но такова, очевидно, судьба всех гипотетических моделей, выдвигаемых учёными при изучении сложных феноменов.

Постоянное уточнение и совершенствование предлагаемых моделей — это процесс, происходящий практически непрерывно не только в когнитивной психологии, но и в науке вообще, поскольку постоянно появляются новые результаты исследований, не укладывающиеся в прежние модели.

На основе множества экспериментальных данных появляются также и математические модели функционирования мозга, как единой информационной системы. Например, появляются модели нейронных сетей Хопфилда (1982 год) и Хемминга (1987 год), которые, кстати, и в настоящее время достаточно популярны в когнитивной науке.

Психология как самостоятельная научная дисциплина возникла сравнительно недавно, примерно в конце XIX века.-6

Также появляются новые методы изучения психики человека, базирующиеся на различных видах томографии мозга, которые в последнее время набирают всё большую популярность. Применение томографии мозга позволяет учёным определять структуру функционирования нейронных сетей.

Так для изучения связей функционирования психики для различных видов психической деятельности при различных условиях томография позволяет определять активацию различных областей головного мозга в ходе его функционирования. Наиболее популярной в настоящее время является так называемая компьютерная томография (КТ).

Следует отметить, что томография – это общее название большого количества различных видов исследования внутреннего строения какого-либо объекта (причём необязательно живого объекта), при помощи различных видов излучения и последующей обработки полученной информации. Это значит, что томография не только имеет свою классификацию видов, количество которых только растёт с течением времени, но и имеет свою историю развития, углубляться в которую мы не станем.

Однако я позволю себе указать на сравнительно новое достижение в этой области. В 2010 году учёные из Калифорнийского технологического института создали 4D-томографию, добавив в обычную томографию четвёртое измерение — время. Такая томография позволяет наблюдать в реальном времени за поведением различных трёхмерных объектов нанометрового (10-9 м) размера, таких как элементарная ячейка кристаллического вещества, биологическая клетка (например, нейрон) или вирус.

Для сравнения: толщина обычного человеческого волоса составляет около 50 000 нанометров. Такая технология позволяет учёным не просто говорить о нейронах, генах, вирусах и пр. миниатюрных объектах, как о чём-то абстрактном, существующем в организме живых существ, но и наблюдать за ними в реальном времени.

Иными словами, учёные при помощи современных технологий достаточно хорошо изучили строение мозга человека, выявив многие механизмы его работы, хотя конечно многие вопросы остались нерешёнными. Например, учёным не удалось обнаружить в отдельных элементах или клетках нервной сети какую-либо специфическую психологическую функцию, такую как самосознание, память или разум.

Это даёт основания полагать, что такие свойства присущи не отдельным элементам или участкам мозга, а связаны с организацией и функционированием нервной сети в целом.

Однако если по данному вопросу мнения учёных в основном сходятся, то они существенно расходятся в вопросе о том, насколько методы хранения, отыскания и обработки информации в мозге человека соответствуют методам, используемым в современной вычислительной технике, которая создавалась по подобию работы мозга.

Таким образом, вопрос о том, работает ли мозг по заранее заданным алгоритмам, близким к алгоритмам, применяемым в вычислительной технике или его функционирование мало сходно с работой этих алгоритмов, до сих пор остаётся открытым.

Мы привели краткий обзор развития психологии, затронув лишь самые важные и переломные, на мой взгляд, моменты в её развитии, указав лишь на небольшое, даже скорее ничтожно мизерное количество учёных, способствовавших развитию психологии в целом.

Например, мы не упомянули о таких крупных представителях эмпирической социальной психологии в Европе, как французский юрист и социолог Габриэль Тард, французский социолог Густав Лебон, английский психолог Уильям Мак-Дугалл и др., которые также внесли свой вклад в развитии психологии.

Мы не упомянули о Льве Выгодском и Жане Пиаже и их вкладе в развитие детской психологии; Александре Романовиче Лурия, создателе нейропсихологии и многих и многих других выдающихся учёных, чьи труды сложно переоценить.

Поэтому история развития психологии в работах других исследователей может и даже будет сильно отличаться от моей работы хотя бы потому, что я очень сильно сократил описание истории развития психологии, вычеркнув из него огромное количество известных учёных, внёсших свой вклад в развитие этой науки.

А если учесть тот факт, что в работе любого автора, исследующего историю развития чего-либо, будь то психология, химия, физика или государство всегда присутствует определённая доля субъективности (личного взгляда), то легко понять, почему у каждого автора существуют свои переломные моменты в истории развития того, что они рассматривают.

Хотя, конечно же, можно выделить определённые исторические моменты в развитии чего-либо, с которыми согласны большинство исследователей. Например, в нашем случае большинство исследователей сходятся во мнении о том, что период с 1950 по 1970 годы был одним из самых плодотворных в истории развития психологии.

Многие исследователи даже считают, что этот период был более плодотворным не только в развитии психологии, но и науки вообще. Правда, стоит заметить, что субъективные оценки скорее относятся к гуманитарным наукам, таким как история, психология, социология и т.п., и практически не касаются точных наук: математики, физики, химии, информатики и некоторых разделов биологии, в которых законы строго определены и между учёными по большинству вопросов практически не существует разногласий.

В настоящее время психология представляет собой скопление различных фактов, теорий, предположений и методологий. Причём многие теории, относящиеся к одному и тому же вопросу, могут сильно различаться между собой. Связано это с тем, что по многим вопросам невозможно поставить эксперименты, которые дали бы возможность ответить на них однозначно.

Такое положение делает психологию, вернее некоторые её области очень уязвимыми для различного рода мошенников и шарлатанов, пытающихся обосновать свои вероучения с научных позиций. В связи с этим в настоящее время в научных кругах ведётся обширная дискуссия по поводу научного статуса психологии.

По мнению одних психологов, психологию, хотя и принято считать научной дисциплиной, всё же считать таковой в полном смысле слова не следует, поскольку её методы исследования чересчур субъективны.

По мнению оппонентов – психологию можно вполне заслуженно считать научной дисциплиной, поскольку многие из её методов исследования вполне объективны.

На самом деле этот спор в определённом смысле безоснователен. Дело в том, что психология во многих своих областях тесно переплетена с другими научными дисциплинами, даже с точными науками, например, с некоторыми разделами биологии.

Поэтому когда речь заходит о том, что психология в принципе не может быть научной, то автору следовало бы уточнить, какую именно область психологии он подразумевает. В каких-то областях психологию можно назвать даже точной наукой, например, нейропсихологию.

С уважением, Долгоновский Александр!