18 подписчиков

Асимметрия лица человека

Асимметрия лица актера Брэда Питта
Асимметрия лица актера Брэда Питта

В живой природе не существует абсолютно симметричных или абсолютно асимметричных объектов. В любом организме всегда существует единство симметрии и асимметрии.

Виды симметрии у живых организмов
Виды симметрии у живых организмов

Человеку, как и всем позвоночным животным, свойственна билатеральная симметрия тела в виде парности органов или наличия правых и левых половин одиночных частей и органов. Но биологический принцип билатеральной симметрии организмов не проявляется с математической точностью и выражается в виде преобладания размеров одной из половин.

У человека асимметрии проявляются в виде морфологических (строение, размер, пропорции и др.) и функциональных различий: моторных (движение), сенсорных (зрение, слух, осязание, обоняние) и психических.

Морфологические асимметрии черепа отмечаются уже на этапе внутриутробного развития, функциональные асимметрии (право- и леворукость) – у детей 4-9 месяцев. Этот вид асимметрии связан с функциональной асимметрией полушарий головного мозга и присущ только человеку. У животных процент «право-» и «леволапых» одинаков.

Величина асимметрии зависит от функциональной активности элементов человеческого тела – более активные и подвижные части тела проявляют большую асимметрию. Так, верхние конечности более асимметричны по сравнению с нижними, а нижняя челюсть, как подвижная часть лица, характеризуется большей асимметрией по сравнению с неподвижной верхней челюстью. Эти факты указывают на функциональную направленность асимметрии.

Асимметрия лица Авраама Линкольна
Асимметрия лица Авраама Линкольна

Асимметрия лица человека очень заметна на известном фото Авраама Линкольна. На первом фото видим оригинальную фотографию, на втором – её зеркальное отражение, на третьем – лицо Линкольна, составленное из двух его левых половин, на четвертом – из двух правых. Последние два фото особенно ярко иллюстрируют описываемый эффект.

Люди настолько сильно привыкли к этому явлению, что им даже может показаться слегка противоестественным абсолютно симметричное лицо другого человека, если бы такое им встретилось. В виду такой большой нашей привычки к асимметрии лиц всех наших знакомых и не знакомых людей, мы этой разницы левой и правой сторон человеческих лиц даже не замечаем, а точнее не придаем ей значения.

Но это явление всё же проявляется очень интересным образом. Дело в том, что люди видят себя чаще всего в зеркале, где их лицо отражается слева направо, и привыкают к такому своему «зеркальному» внешнему виду. Но вот все остальные люди и фотоаппараты видят людей по-настоящему, без зеркального отражения.

Ввиду асимметрии лица, та картинка, которую видят люди в зеркале, и то что видят другие люди и фотоаппараты, отличаются. Таким образом, на фотографии человек видит себя настоящим, а в зеркале отраженным слева направо. Внешний вид человека в зеркале ему более привычен, поэтому глядя на свою фотографию почти все люди замечают неосознанно «что-то не то», и воспринимают это как «некрасиво». Поэтому большинству людей не нравятся их изображения на фото.

Многочисленные измерения параметров лица у мужчин и женщин показали, что правая его половина по сравнению с левой, имеет более выраженные поперечные размеры, что придает лицу более грубые, мужественные черты, присущие мужскому полу. Левая половина лица имеет более выраженные продольные размеры, без грубых боковых очертаний, что придает ему мягкость, плавность линий и женственность. Этот факт объясняет преимущественное желание лиц женского пола позировать перед художниками левой стороной лица, а лиц мужского пола – правой.

Факт асимметрии во внешнем строении лица и тела человека был известен еще древним художникам и скульпторам античного мира, и использовался ими для придания выразительности их произведениям.

Однако, не во все времена асимметрия в изобразительном искусстве признавалась правилом. Известно, что греки добивались таких успехов в пропорционировании тела, что одну и ту же скульптуру из двух отдельных половин могли создавать разные мастера. При соединении этих половин, они настолько подходили друг к другу, что казались произведением одного скульптора.

Асимметрия лица статуи Вереры Милосской
Асимметрия лица статуи Вереры Милосской

Асимметрия лица статуи Венеры Милосской, созданной древнегреческим скульптором, выражается смещением носа вправо от средней линии, в более высоком положении левой ушной раковины и левой глазницы и меньшим расстоянием от срединной линии левой глазницы, чем правой. Между тем, сторонники симметрии критиковали несимметричность форм этого общепризнанного эталона женской красоты, полагая, что лицо Венеры было бы гораздо красивее, если бы оно было симметричным.

Неверно считать симметрию лица непременным условием его красоты. Для оценки красоты лица важна совокупность признаков и небольшая асимметрия, присущая представителям всех национальностей и не умаляющая достоинств и красоты лица.