Какой была идеология советского общества: человеконенавистнической иди гуманистическойИдеологии учений Христа и Маркса непримири

333 прочитали

Год столетия СССР

Коммунистическая идеология в её современном виде – том, который в ЕС официаильно признан «человеконенавистническим» – основывается на учении Маркса-Энгельса.

Среди тех, кто придерживается христианской религии, многие убеждены, что марксисткая идеология непримирима с теми ценностями и принципами жизни (а именно это, напомню, основа идеологии), которые проповедует учение Христа. Немалое число членов и сторонников КПРФ полагают так же.

Год столетия СССР Коммунистическая идеология в её современном виде – том, который в ЕС официаильно признан «человеконенавистническим» – основывается на учении Маркса-Энгельса.

Но это нетрудно проверить самим, сопотавив основополагающие установки идеологий этих двух учений.

Ориентация жизни на принципы и приоритеты учения Христа создаёт условия, благоприятствующие духовному совершенствованию людей. А именно в этом Маркс и Энгельс видели главную цель коммунистических преобразований. Коммунизм в их понимании – система, которая «производит как свою постоянную действительность человека со всем богатством его существа», в которой бы каждый человек «мог совершенно свободно развивать и применять свои способности и силы». Даже в «Капитале» - работе, посвящённой экономическим вопросам, Маркс говорит о том, что основным принципом нового общества «является полное и свободное развитие каждого человека».

Заметим, что сам термин «новый человек», которым впоследствии оперировали коммунистические идеологи, ввёл в обиход апостол Павел. Суть приобщения к учению Христа он, напомню, видел в том, чтобы «отложить прежний образ жизни ветхого человека, а обновиться духом ума вашего, и облечься в нового человека». Так ли уж это отличается по сути от цели «воспитания нового человека, гармонично сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство», выдвинутую Программой КПСС?

Знаменитый принцип распределения «каждому по потребностям» Маркс не считал главной целью коммунистического преобразования общества. Он прямо предостерегал: «Было бы вообще ошибкой видеть существо дела в распределении и ставить на нём главное ударение». Этот принцип вовсе не подразумевает, что коммунизм – бездонная кормушка. Нет, смысл его совсем в ином: в освобождении человека от сковывающих духовный мир материальных забот. Можно сказать, что это – реализация принципа учения Христа «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что вам пить… ни во что одеться».

По сути, адекватно христианскому и марксистское отношение к собственности. Ликвидацию частной собственности только ради экономического и социального равенства Маркс именовал «грубым коммунизмом» и относился к нему критически. В «положительном упразднении частной собственности» он видел, прежде всего, необходимое условие для «подлинного присвоения человеческой сущности человеком». Такой подход к вопросу о собственности вполне соответствует христианской идее отказа от собственности как условия «обретения сокровищ на небесах».

Очень важный момент марксистского коммунистического учения – отношение к труду. Труд – чисто человеческая функция. Однако, как показал Маркс, когда главным стимулом труда становится зарабатывание денег, он не даёт возможности раскрыться человеческому потенциалу людей. «В результате получается положение, - писал Маркс, - что человек чувствует себя свободно действующим только при выполнении своих животных функций – при еде, питье, в половом акте, в лучшем случае, украшая себя, - а в своих человеческих функциях он чувствует себя лишь животным». В таком труде человек не развивает, а разрушает свои духовные силы. Стимулирование такого труда повышением зарплаты только усиливает разрушительное воздействие на духовный мир человека, «заставляя его рабски трудиться на службе у алчности». Всё это прямо перекликается с основополагающим принципом учения Христа «Не можете служить и Богу и маммоне».

Соответствует духу учения Христа и положение Маркса о «возвращении человека к себе как к человеку общественному» - т.е. преодоление выработанного западной цивилизацией индивидуализма…

Одно из наиболее существенных отличий христианской и марксистской коммунистической идеологий – мотивация следования предложенным принципам. В христианстве, принято считать, - это надежда на жизнь вечную и страх перед возможным воздаянием в мире Ином. Коммунистическая же идеология предполагает, что у человека, достигшего достаточно высокого уровня духовного развития, появится и закрепится внутренняя потребность жить по таким принципам.

Но ведь ещё апостол Павел пришёл к аналогичному пониманию учения Христа. Он считал: «Если вы духом водитесь, вы не под законом». Ещё более определённо высказался христианский философ Эразм Роттердамский: «Основная забота христиан должна быть в том, чтобы дети уже с колыбели в руках образованных людей питались убеждениями, достойными Христа… да так их укоренить, чтобы вырвать их было невозможно. Кто сделает это, тот безо всяких усилий сам воспоследует за добродетелью и решит, что поступающие по-другому достойны сожаления, а не подражания».

Виктор ВАСИЛЕНКО,

Белгород