В результате хотя и медленного, но непрестанного развития средневековых общественных отношений и искусства возник новый стиль, достоверно отразивший происшедшие перемены.
Во Франции новое движение началось с Иль де Франс на севере и продолжалось с 1200 по 1525 годы; оно породило стиль, просуществовавший более 300 лет и вошедший в историю культуры под названием готического (или готики). Термин «готика» появился в эпоху Ренессанса в Италии, как насмешка над дикостью и нецивилизованностью названного стиля. Первоначально во Франции стиль назывался «Style ogivat» (Стиль стрельчатый). Одновременно с Францией готика появилась в Бельгии и в Швейцарии, в Германии этот стиль развился только в XIII веке и достиг полного расцвета в XIV – XV веках. Следовательно, в Германии можно встретить культурные памятники лишь поздней готики. В Италию готика проникла тоже довольно поздно и распространилась благодаря монастырям доминиканского ордена. Со временем готическая архитектура становится универсальным общеевропейским стилем.
По-прежнему единственной крупной задачей архитекторов остается постройка церквей, но как меняется по сравнению с минувшими столетиями их форма! Громоздкие, мрачные, похожие на крепости романские церкви уступают место динамичным, ярким, бесконечно разнообразным строениям готики. Стены перестают быть конструктивным элементом, а потому становятся более легкими; характерными элементами формы являются высокие башни, стройные колонны, сложные формы сводов, ажурные орнаменты, окна в форме розы и стрельчатые своды. Стрельчатый свод устремлен ввысь наподобие копья, в его форме ощущается восточное влияние. Рис. 82-85.
Готический свод намного совершеннее, чем массивный и тяжелый романский. В системе свода происходит четкое распределение нагрузки на ребра и полотно – распалубку. Ребро на пересечении поверхности сводов появилось позднее, что в результате полностью изменило сущность сводчатого перекрытия. Преимущество ребристого свода заключается в большей простоте его возведения. Ребра, выложенные с помощью кружал, становились опорными элементами при кладке распалубки.
В готике ребристый свод был усовершенствован настолько, что система несущих ребер образовала упругий каркас, который заполнялся облегченной кладкой. Ребристый свод образуется системой арок, сначала полукруглых, а позднее более совершенных стрельчатых.
Поздняя готика отказывается от трактовки внутреннего пространства, как составного из частей модулей и переходит к пониманию его как единого целого. Этого удалось достигнуть путем усложнения крестового свода введением дополнительных ребер, которые дробили свод на более мелкие части. Рис. 86.
Из романского стиля был перенят шести- и восьмичастный свод. Необычный пример пятичастного свода имеется в Праге в Староновой синагоге. Звездчатый свод оставляет по центру основным несущий крест, а в сетчатом своде все формы гранятся на части. Рис. 87.
В Англии часто применялся веерный свод: ребра подобно струям фонтана, расходятся от вертикальной опоры. Рис. 88, 89, 90.
В поздней готике очень популярен сотовый свод, иногда называемый алмазным. Рис. 91.
Еще одним типом готического свода является крученый свод, ребра которого образуют сложные пространственные кривые. Рис. 92.
Своды украшались декоративными розетками и росписью. Рис. 93.
Внешние формы готических сооружений образовали совершенно новые архитектурные элементы. Это вынесенные наружу мощные контрфорсы с аркбутанами (перекидными арками). Рис. 94.
Готическая культура унаследовала множество элементов декора предыдущих стилей, при этом переработав их в своеобразном ключе. Особое место занимает витражное искусство. Рис. 95-98.
Произведения средневекового изобразительного искусства проникнуты тем же духом, что и архитектура. Живопись и скульптура преследуют ту же цель – выразительность и экспрессивность. Картины больше не имеют ничего общего с византийской стилизованной возвышенной неподвижностью, хотя четко прослеживается преемственность стиля. Рис. 99, 100.
В большинстве случаев очень жизненно изображаются драматические сцены из Библии, на них мы видим людей этой эпохи в современной одежде. Иконы готического стиля наполнены духом сентиментальности, утонченного экзорцизма. Иконописной технике присуща необыкновенная тонкость письма и некоторая натуралистичность. Рис. 101 – 104.
В домах средневековой знати приемные залы и комнаты для гостей богато оформляются в соответствии с архитектурой каменных сооружений. Жилые дома богатых горожан не отстают в роскоши от домов знати, однако сохраняют определенную сдержанность и простоту оформления и обстановки. Для раннеготического интерьера характерны дощатые или кафельные полы, которые позднее застилались коврами. Стены облицовываются деревом или украшаются стенной росписью ярких тонов, и настенными коврами. В XV веке в северной части Европы ковры, подушки, шпалеры (тканные ковры) особенно роскошны. Картины для украшения комнат использовались редко. Потолки обычно деревянные, имеют балочную конструкцию или облицованы досками с декоративной росписью.
Декоративные формы и элементы отделки и мебели повторяют архитектурные формы. Это выглядит не очень привлекательно и мало сообразуется по характеру с материалом дерева. Декоративным изделиям из дерева стала присуща геометрически точная орнаментика, противоречащая самой фактуре дерева. Рис. 105, 106.
Первое время готические декоративные изделия сохраняют мотивы романского стиля. Своеобразная интерпретация декоративных элементов древнеримского искусства и элементов античной архитектуры в связи с новыми европейскими элементами сформировали готический стиль. Особым коронным приемом мастеров краснодеревщиков была рамочно-филенчатая вязка. Это требовало умения, особых инструментов и механических приспособлений. В каждой европейской стране готическая мебель имела свои декоративные особенности. Рис. 107 – 110.
Текст составил: Виктор Юрьевич Трускалов. 2008 г.