ГОТИКА

          В результате хотя и медленного, но непрестанного развития средневековых общественных отношений и искусства возник новый стиль, достоверно отразивший происшедшие перемены.

В результате хотя и медленного, но непрестанного развития средневековых общественных отношений и искусства возник новый стиль, достоверно отразивший происшедшие перемены.

Во Франции новое движение началось с Иль де Франс на севере и продолжалось с 1200 по 1525 годы; оно породило стиль, просуществовавший более 300 лет и вошедший в историю культуры под названием готического (или готики). Термин «готика» появился в эпоху Ренессанса в Италии, как насмешка над дикостью и нецивилизованностью названного стиля. Первоначально во Франции стиль назывался «Style ogivat» (Стиль стрельчатый). Одновременно с Францией готика появилась в Бельгии и в Швейцарии, в Германии этот стиль развился только в XIII веке и достиг полного расцвета в XIV – XV веках. Следовательно, в Германии можно встретить культурные памятники лишь поздней готики. В Италию готика проникла тоже довольно поздно и распространилась благодаря монастырям доминиканского ордена. Со временем готическая архитектура становится универсальным общеевропейским стилем.

По-прежнему единственной крупной задачей архитекторов остается постройка церквей, но как меняется по сравнению с минувшими столетиями их форма! Громоздкие, мрачные, похожие на крепости романские церкви уступают место динамичным, ярким, бесконечно разнообразным строениям готики. Стены перестают быть конструктивным элементом, а потому становятся более легкими; характерными элементами формы являются высокие башни, стройные колонны, сложные формы сводов, ажурные орнаменты, окна в форме розы и стрельчатые своды. Стрельчатый свод устремлен ввысь наподобие копья, в его форме ощущается восточное влияние. Рис. 82-85.

          В результате хотя и медленного, но непрестанного развития средневековых общественных отношений и искусства возник новый стиль, достоверно отразивший происшедшие перемены.-2
          В результате хотя и медленного, но непрестанного развития средневековых общественных отношений и искусства возник новый стиль, достоверно отразивший происшедшие перемены.-3
          В результате хотя и медленного, но непрестанного развития средневековых общественных отношений и искусства возник новый стиль, достоверно отразивший происшедшие перемены.-4
          В результате хотя и медленного, но непрестанного развития средневековых общественных отношений и искусства возник новый стиль, достоверно отразивший происшедшие перемены.-5

Готический свод намного совершеннее, чем массивный и тяжелый романский. В системе свода происходит четкое распределение нагрузки на ребра и полотно – распалубку. Ребро на пересечении поверхности сводов появилось позднее, что в результате полностью изменило сущность сводчатого перекрытия. Преимущество ребристого свода заключается в большей простоте его возведения. Ребра, выложенные с помощью кружал, становились опорными элементами при кладке распалубки.

В готике ребристый свод был усовершенствован настолько, что система несущих ребер образовала упругий каркас, который заполнялся облегченной кладкой. Ребристый свод образуется системой арок, сначала полукруглых, а позднее более совершенных стрельчатых.

Поздняя готика отказывается от трактовки внутреннего пространства, как составного из частей модулей и переходит к пониманию его как единого целого. Этого удалось достигнуть путем усложнения крестового свода введением дополнительных ребер, которые дробили свод на более мелкие части. Рис. 86.

          В результате хотя и медленного, но непрестанного развития средневековых общественных отношений и искусства возник новый стиль, достоверно отразивший происшедшие перемены.-6

Из романского стиля был перенят шести- и восьмичастный свод. Необычный пример пятичастного свода имеется в Праге в Староновой синагоге. Звездчатый свод оставляет по центру основным несущий крест, а в сетчатом своде все формы гранятся на части. Рис. 87.

          В результате хотя и медленного, но непрестанного развития средневековых общественных отношений и искусства возник новый стиль, достоверно отразивший происшедшие перемены.-7

В Англии часто применялся веерный свод: ребра подобно струям фонтана, расходятся от вертикальной опоры. Рис. 88, 89, 90.

          В результате хотя и медленного, но непрестанного развития средневековых общественных отношений и искусства возник новый стиль, достоверно отразивший происшедшие перемены.-8
          В результате хотя и медленного, но непрестанного развития средневековых общественных отношений и искусства возник новый стиль, достоверно отразивший происшедшие перемены.-9
          В результате хотя и медленного, но непрестанного развития средневековых общественных отношений и искусства возник новый стиль, достоверно отразивший происшедшие перемены.-10

В поздней готике очень популярен сотовый свод, иногда называемый алмазным. Рис. 91.

          В результате хотя и медленного, но непрестанного развития средневековых общественных отношений и искусства возник новый стиль, достоверно отразивший происшедшие перемены.-11

Еще одним типом готического свода является крученый свод, ребра которого образуют сложные пространственные кривые. Рис. 92.

          В результате хотя и медленного, но непрестанного развития средневековых общественных отношений и искусства возник новый стиль, достоверно отразивший происшедшие перемены.-12

Своды украшались декоративными розетками и росписью. Рис. 93.

          В результате хотя и медленного, но непрестанного развития средневековых общественных отношений и искусства возник новый стиль, достоверно отразивший происшедшие перемены.-13

Внешние формы готических сооружений образовали совершенно новые архитектурные элементы. Это вынесенные наружу мощные контрфорсы с аркбутанами (перекидными арками). Рис. 94.

          В результате хотя и медленного, но непрестанного развития средневековых общественных отношений и искусства возник новый стиль, достоверно отразивший происшедшие перемены.-14

Готическая культура унаследовала множество элементов декора предыдущих стилей, при этом переработав их в своеобразном ключе. Особое место занимает витражное искусство. Рис. 95-98.

          В результате хотя и медленного, но непрестанного развития средневековых общественных отношений и искусства возник новый стиль, достоверно отразивший происшедшие перемены.-15
          В результате хотя и медленного, но непрестанного развития средневековых общественных отношений и искусства возник новый стиль, достоверно отразивший происшедшие перемены.-16
          В результате хотя и медленного, но непрестанного развития средневековых общественных отношений и искусства возник новый стиль, достоверно отразивший происшедшие перемены.-17
          В результате хотя и медленного, но непрестанного развития средневековых общественных отношений и искусства возник новый стиль, достоверно отразивший происшедшие перемены.-18

Произведения средневекового изобразительного искусства проникнуты тем же духом, что и архитектура. Живопись и скульптура преследуют ту же цель – выразительность и экспрессивность. Картины больше не имеют ничего общего с византийской стилизованной возвышенной неподвижностью, хотя четко прослеживается преемственность стиля. Рис. 99, 100.

          В результате хотя и медленного, но непрестанного развития средневековых общественных отношений и искусства возник новый стиль, достоверно отразивший происшедшие перемены.-19
          В результате хотя и медленного, но непрестанного развития средневековых общественных отношений и искусства возник новый стиль, достоверно отразивший происшедшие перемены.-20

В большинстве случаев очень жизненно изображаются драматические сцены из Библии, на них мы видим людей этой эпохи в современной одежде. Иконы готического стиля наполнены духом сентиментальности, утонченного экзорцизма. Иконописной технике присуща необыкновенная тонкость письма и некоторая натуралистичность. Рис. 101 – 104.

          В результате хотя и медленного, но непрестанного развития средневековых общественных отношений и искусства возник новый стиль, достоверно отразивший происшедшие перемены.-21
          В результате хотя и медленного, но непрестанного развития средневековых общественных отношений и искусства возник новый стиль, достоверно отразивший происшедшие перемены.-22
          В результате хотя и медленного, но непрестанного развития средневековых общественных отношений и искусства возник новый стиль, достоверно отразивший происшедшие перемены.-23
          В результате хотя и медленного, но непрестанного развития средневековых общественных отношений и искусства возник новый стиль, достоверно отразивший происшедшие перемены.-24

В домах средневековой знати приемные залы и комнаты для гостей богато оформляются в соответствии с архитектурой каменных сооружений. Жилые дома богатых горожан не отстают в роскоши от домов знати, однако сохраняют определенную сдержанность и простоту оформления и обстановки. Для раннеготического интерьера характерны дощатые или кафельные полы, которые позднее застилались коврами. Стены облицовываются деревом или украшаются стенной росписью ярких тонов, и настенными коврами. В XV веке в северной части Европы ковры, подушки, шпалеры (тканные ковры) особенно роскошны. Картины для украшения комнат использовались редко. Потолки обычно деревянные, имеют балочную конструкцию или облицованы досками с декоративной росписью.

Декоративные формы и элементы отделки и мебели повторяют архитектурные формы. Это выглядит не очень привлекательно и мало сообразуется по характеру с материалом дерева. Декоративным изделиям из дерева стала присуща геометрически точная орнаментика, противоречащая самой фактуре дерева. Рис. 105, 106.

          В результате хотя и медленного, но непрестанного развития средневековых общественных отношений и искусства возник новый стиль, достоверно отразивший происшедшие перемены.-25
          В результате хотя и медленного, но непрестанного развития средневековых общественных отношений и искусства возник новый стиль, достоверно отразивший происшедшие перемены.-26

Первое время готические декоративные изделия сохраняют мотивы романского стиля. Своеобразная интерпретация декоративных элементов древнеримского искусства и элементов античной архитектуры в связи с новыми европейскими элементами сформировали готический стиль. Особым коронным приемом мастеров краснодеревщиков была рамочно-филенчатая вязка. Это требовало умения, особых инструментов и механических приспособлений. В каждой европейской стране готическая мебель имела свои декоративные особенности. Рис. 107 – 110.

          В результате хотя и медленного, но непрестанного развития средневековых общественных отношений и искусства возник новый стиль, достоверно отразивший происшедшие перемены.-27
          В результате хотя и медленного, но непрестанного развития средневековых общественных отношений и искусства возник новый стиль, достоверно отразивший происшедшие перемены.-28
          В результате хотя и медленного, но непрестанного развития средневековых общественных отношений и искусства возник новый стиль, достоверно отразивший происшедшие перемены.-29
          В результате хотя и медленного, но непрестанного развития средневековых общественных отношений и искусства возник новый стиль, достоверно отразивший происшедшие перемены.-30

Текст составил: Виктор Юрьевич Трускалов. 2008 г.