Стили христианского искусства

158 прочитали

Христианство после своего возникновения очень быстро распространяется на восток и на запад и уже в середине I века проникает в столицу Римской империи. Раннехристианское искусство представляло собой период катакомбной архитектуры и живописи. Рис. 46-50.

        Христианство после своего возникновения очень быстро распространяется на восток и на запад и уже в середине I века проникает в столицу Римской империи.
        Христианство после своего возникновения очень быстро распространяется на восток и на запад и уже в середине I века проникает в столицу Римской империи.-2
        Христианство после своего возникновения очень быстро распространяется на восток и на запад и уже в середине I века проникает в столицу Римской империи.-3
        Христианство после своего возникновения очень быстро распространяется на восток и на запад и уже в середине I века проникает в столицу Римской империи.-4
        Христианство после своего возникновения очень быстро распространяется на восток и на запад и уже в середине I века проникает в столицу Римской империи.-5

После признания христианства свободной религией миланским эдиктом 313 г. в Римской империи возникает раннехристианская архитектура, прежде всего при строительстве церквей. Развитие архитектурных типов церквей в западных и восточных областях идет по одинаковому пути. Различия состояли в использовании свода и купола на востоке и популярности «трансепта» по примеру базилики Св. Петра на западе. Трансепт возник из-за необходимости вместить больше верующих вблизи алтаря церкви и завершал здание в алтарной ее области, образуя в плане букву «Т». Позднее в базиликах трансепт переместился ближе к середине здания, и план храма приобрел форму латинского креста.
Собраниям верующих и проведению служб больше всего соответствовали пространства типа римских базилик. Это имело существенное значение для дальнейшего развития типа храмовой архитектуры. Христианская базилика берет начало от одного из типов гражданских базилик – залов императорских дворцов. В период образования раннехристианской архитектуры ее основными центрами являлись Рим и Равенна. Значительные по масштабности сооружения были так же в Сирии. На рис. 51-54. Показаны примеры архитектурных мотивов данного периода.

        Христианство после своего возникновения очень быстро распространяется на восток и на запад и уже в середине I века проникает в столицу Римской империи.-6
        Христианство после своего возникновения очень быстро распространяется на восток и на запад и уже в середине I века проникает в столицу Римской империи.-7
        Христианство после своего возникновения очень быстро распространяется на восток и на запад и уже в середине I века проникает в столицу Римской империи.-8
        Христианство после своего возникновения очень быстро распространяется на восток и на запад и уже в середине I века проникает в столицу Римской империи.-9

В 325 г. Христианская религия становится официальной религией Римской империи. Великая империя, ослабленная внутренними распрями, гражданской борьбой и набегами варваров, распалась на две части. К концу IV века восточная часть Римской империи преобразуется в Византийскую. В ее состав входили Балканы, Передняя Азия, Сирия и Египет. Столицей являлся Константинополь. Архитектурные формы и декоративные мотивы вначале были верны римским традициям. Однако, скульптурное богатство древнеримской архитектуры во внутреннем убранстве церковных построек Византии было заменено богатством красок и блеском золота, а место фресок заняла мозаика. Рис. 55-59.

        Христианство после своего возникновения очень быстро распространяется на восток и на запад и уже в середине I века проникает в столицу Римской империи.-10
        Христианство после своего возникновения очень быстро распространяется на восток и на запад и уже в середине I века проникает в столицу Римской империи.-11
        Христианство после своего возникновения очень быстро распространяется на восток и на запад и уже в середине I века проникает в столицу Римской империи.-12
        Христианство после своего возникновения очень быстро распространяется на восток и на запад и уже в середине I века проникает в столицу Римской империи.-13
        Христианство после своего возникновения очень быстро распространяется на восток и на запад и уже в середине I века проникает в столицу Римской империи.-14

Византийское раннее мебельное искусство ни чем не отличалось от позднеримского. При ее изготовлении упор делался на ценные материалы – золото, слоновую кость, драгоценные камни. Видимо по этому, до нашего времени не дошло почти никаких ее образцов, сохранились только изображения мебели. На рис. 60 показана реконструкция вида мебели.

        Христианство после своего возникновения очень быстро распространяется на восток и на запад и уже в середине I века проникает в столицу Римской империи.-15

В византийских жилищах были очень распространены ткани. Из узорных шелковых тканей делали занавесы, покрывала, скатерти. Пользовались византийцы и мягкой мебелью восточного типа, такой как низкие диваны, тахты. Византийское искусство распространялось все дальше на запад, многие мастера объездили всю Европу. Это распространение легло в основу создания романского стиля зарождавшегося в начале IХ века.

По сравнению с греко-римским искусством в византийском искусстве ощущается значительное упрощение общих форм. Это проявлялось во всем в архитектуре, декоре и живописи. По внешним формам византийская мебель VI – IX веков была грубой, но с множеством вычурных украшений. В декоративной отделке применялись христианские мотивы: монограммы Христа, голубь, рыба, барашек, павлин; из растений – виноградная лоза с кистью, колос пшеницы, лавровый венок, оливковая ветвь и пальмовый лист. Из греческих мотивов были заимствованы и стилизованы лист аканта и пальметта (украшение в виде пальмового листа) Рис. 61, 62.

        Христианство после своего возникновения очень быстро распространяется на восток и на запад и уже в середине I века проникает в столицу Римской империи.-16
        Христианство после своего возникновения очень быстро распространяется на восток и на запад и уже в середине I века проникает в столицу Римской империи.-17

В декоре широко использовались орнаменты вьющихся растений и ленточных сплетений, а также фантастические «звериные» мотивы.

В первые столетия после рождества Христова влияние восточных форм декора отразилось не только в Византии, но было распространено по всей Европе и даже отчасти в Китае. Всем разновидностям стилей в Европе и Передней Азии в VII – IX веках были присущи одинаковые восточные мотивы, это преимущественно различные мифологические животные. В IX – XII веках восточные мотивы оказали большое влияние на романское искусство всех стран. Византийский стиль оказал большое влияние на Россию и Балканские страны (Сербию, Болгарию, Румынию). Консерватизм Православной Церкви в России способствовал сохранению традиций византийского искусства.

Текст составил: Виктор Юрьевич Трускалов 2004 г.