4 Апреля 2022 года, исполнилось 90 лет со Дня Рождения великого Советского режиссера. Андрея Тарковского считают, одного из самых влиятельных авторов мирового кино. Его творчество представляет собой значительное и необычное явление мировой культуры. Его фильмы образуют цикл о страданиях и надеждах человека, взявшего на себя бремя нравственной ответственности за весь мир. Концептуальные и художественные решения Тарковского отличаются оригинальностью и глубиной.
Сам Андрей, является загадочной и непонятной фигурой. Он подарил нам набор навсегда, врезающихся, в память образов и оставил наедине с ними. И теперь несколько поколений кинематографистов и зрителей пытаются разгадать магию историй и визуальных решений творца. Для одних его фильмы высшая точка развития киноискусства, для других скучные и затянутые "опусы" самовлюбленного художника. Но очевидно одно, Тарковский сумел создать свой, ни на что не похожий, киноязык. И во вселенных его фильмов, можно разбираться бесконечно.
Фильмография режиссера поражает жанровым разнообразием, есть в ней и военная драма "Иваново детство", и исторический "Андрей Рублев", и фантастический "Солярис", и роуд-муви "Ностальгия". При этом каждый из жанров, Тарковский подстраивал "под себя", совершая в них небольшую революцию. Все свои внешне непохожие произведения, он объединил стремлением показать то, чего не один зритель своими глазами не видел: материалы, звуки и запахи древности; переживания человека, встречающего конец света; фантазия мальчика, чья душа изуродована войной. Именно поэтому, важная и узнаваемая часть стиля Андрея - прошлое, в самом широком смысле, которое оживает на экране.
Другим важным способом, которым прошлое проникает в фильмы режиссера, становятся воспоминания, терзающие всех его героев. Будь то ностальгия по давно-потерянному дому, мелькающие перед угасающим сознанием образа матери и отца, или счастливое воспоминание детства, которое уже не вернуть. Причем основой для этой, воплощенной тоски по ушедшему времени, становится, чаще всего, личный опыт самого Тарковского.
Определяющая черта, всех картин Андрея Тарковского, их личная, почти исповедальная интонация. Исповедальность эта, создается самым разным инструментарием. Главные герои его картин, по сути один типаж, постепенно взрослеющие "аватары" самого режиссера - нервные рефлексирующие мужчины, которые сталкиваются с неизведанным.
Во всех фильмах Андрей стремился выразить нечто глубоко-личное. Иван из "Иваново детство" мальчик, того же возраста, какого сам был режиссер, когда началась война. В картине "Андрей Рублев" исповедальность сдается рифмой имен главного героя и Тарковского, и самой темой судьбы художника в жестоком мире. В "Ностальгии" он будто предугадал свою биографию, это фильм про эмиграцию снятый будущим изгнанником. Наконец в "Солярисе" режиссер сам незримо присутствует в кадре, здесь звучит его голос. Так же стоит отметить, то что в нескольких его фильмах, звучат стихи его отца, известного поэта - Арсения Тарковского.
Больше всего автобиографических элементов в центральном фильме Андрея - "Зеркало". Изначально фильм задумывался, как портрет одной героини - матери режиссера Марии Вишняковой. Картина напрямую вдохновлена воспоминанием Тарковского, который смешивал реальность и вымысел не только вводя кадры хроники. Мария Вишнякова сама появляется в кадре, но роль ее фигуры одной документальностью не исчерпывается. Маргарита Терехова была выбрана на главную роль, во многом благодаря портретному сходству с матерью режиссера, и на экране буквально превращалась в нее. Так же есть сходства и с самим Андреем у героя- подростка Игната Данильцева.
Андрей Тарковский предельно точно воспроизводит отношения, события и объекты своей жизни. И эта правдивая интонация, позволяет зрителю и сегодня пережить и почувствовать те эмоции, которые режиссер закладывал в свой фильм. Говоря о самом себе, Тарковский одновременно делится болью всего своего поколения, говорит о его коллективном историческом опыте, в том числе о главных событиях эпохи: репрессиях и Великой отечественной войны. Благодаря этому, "Зеркало" дает возможность целому поколению, пережившему катастрофы 20 века избавиться от своей боли, увидев ее воплощение на экране.
Узнаваемый, материальный мир остался важным для Тарковского, даже в фантастическом жанре. "Солярис" стал лентой, которая навсегда перевернула представление о том, как можно показывать на экране мир будущего. Режиссера в фантастическом жанре привлекали не увлекательный сюжет или экшн, а привычные для сай-фая проницаемость границы, между реальностью и фантазией и возможность поговорить о вечных темах. Поэтому в "Солярисе" еще важнее та обстановка, которую зритель находит на самом космическом корабле. Она наполнена, не только потертой футуристической техникой, но и цитатами и отсылками к искусству прошлого.
Во многих фильмах режиссера, прослеживаются множество живописных произведений старых мастеров. С одной стороны, введение живописных полотен поднимало кино до уровня классического искусства, с другой, важно что во всех случаях, цитаты нарочно введены максимально ясными и узнаваемыми. На экране появляются и звучат только хрестоматийные произведения. Классическое искусство, в поэтики Тарковского выступает в роли памяти, как общечеловеческой культурной, так и семейной частной.
В случае с Тарковским, роль тех, с кем он работал, особенно велика. В первую очередь, потому что режиссер именно, благодаря своей команде, смог стать голосом целого поколения. Они помогали ему говорить со зрителем одновременно на интимном, личном и универсальном языке. Без всех операторов, художников, монтажеров, сценаристов, кинематографа Андрея Тарковского, не существовало бы. Именно отношения с ними сыграли и в жизни, и в творчестве режиссера, исключительную роль.
Первым соавтором Андрея визионера стал оператор, Вадим Юсов, с которым режиссер снял "Иваново детство", "Андрей Рублев" и "Солярис". Юсов демонстрировал, удивительное умение создавать "волшебство" из самых простых бытовых предметов. Именно из союза с Юсовым, выросла любовь Тарковского к использованию отражающих поверхностей. И в совместных работах, с первым соавтором, и в фильмах которые он снимал с другими операторами. Текущая вода, зеркала, окна, деформируют оптику через которую зритель смотрит на события. Текущая вода во всех лентах Андрея Тарковского задает всему действию меланхоличный, монотонный ритм, превращает повествования в отстраненный разговор о чем-то большем. И одновременно вода, это хроника текущего времени, физическое воплощение абстрактного понятия, то самое время, которое Андрей пытался запечатлеть, сохранить в своих фильмах. Этот эффект заложен в поэтике фильмов Тарковского, который требует от зрителей совершить внутреннюю работу, отстраниться от привычной массовой кинопродукции с бодрым ритмом и ощутить течение времени.
В дебютной ленте "Иваново детство" в соавторстве с Вадимом Юсовым, появился второй фирменный прием Тарковского - "Панорама". Как и вода, панорама задает действию отстраненно-созерцательный ритм, позволяет зрителю оторваться от бытового восприятия, происходящего на экране и помогает лучше ощутить ход времени. В ранних картинах Тарковский, не забывал использовать и ручную камеру, что бы передать состояние героев.
Другой соавтор Тарковского, Георгий Рерберг, уже к началу 70-х, имел репутацию мастера выстраивания освещения. Рерберг, был мастером панорамы и одним из немногих операторов, кто с одинаковой легкостью работал и в черно-белой и цветной гамме. Тарковский всегда тяготел к столкновению цвета и монохрома. Смена цветовой гаммы обозначало границу между разными пространствами, прошлым и настоящим, творчеством и бытом, реальностью и фантазией. Мастерство Рерберга, позволило эти отчетливые границы превратить в плавные переходы.
Начиная с картины "Сталкер", еще одним важнейшим выразительным средством в арсенале Тарковского, становятся мизансцены. В ранних фильмах режиссер увлекался глубинными кадрами, но к концу карьеры он часто превращает действие в череду отстраненных оживших барельефов. Все больше места начинают занимать статичные планы симметричной композиции. В поздних фильмах режиссер начал постепенно избавляться от многих средств художественной выразительности, от драматургии, которая редуцировалась до притчевой условности и пренебрегала жанровой увлекательностью, до музыкального сопровождения. Панорама, которая прежде позволяла погрузиться в мир героя, теперь служила методом отстранения, точкой зрения на события со стороны, меланхоличным взглядом, утомленного и обреченного наблюдателя.
Сняв всего 7 фильмов, относительно немного, Андрей Тарковский, прошел долгий путь от натурализма и романтики до радикального реализма и магической фантастики. Меняя стили и пробуя, разные форматы высказывания, он из каждого этапа своего творческого пути, складывал собственный узнаваемый стиль. Вместе с соавторами, режиссер разрабатывал новаторские приемы, с помощью которых, учил кино показывать фантастические миры, сновидения и глубины подсознания. Он оставил каждого зрителя наедине с этой странной и притягательной вселенной, населенной духами прошлого, воспоминаниями, мрачными предсказаниями и тоской по навсегда потерянному дому...
За все это, мы продолжаем любить и ценить, столь гениального режиссера, любимого режиссера... Именно сейчас, есть возможность, снова увидеть шедевры на экране кинотеатров. Бегом в кино, дорогие друзья.