Многие врачи хотя бы раз задумывались о том, чтобы открыть свою клинику. Сегодня мы расскажем об основных шагах, подводных камнях, и лайфхаках для того, чтобы открыть своё дело без задержек и проблем.
Работа врачом и управление клиникой – не одно и то же
Самый первый совет, который мы можем дать – это необходимость осознания того, что работать врачом и отвечать за все бизнес процессы в клинике, это совсем разные виды деятельности.
Чтобы быть успешным врачом нужно иметь обширные медицинские познания, наработанную практику и развитое чувство эмпатии.
Для руководства медцентром важно уметь работать с людьми с позиции начальника, следить за бюджетом и тратами, разбираться в маркетинге и продажах, помнить о закупках и ещё тысяче мелочей.
Конечно никто не требует от владельца бизнеса детально разбираться во всех сферах сразу, но нужно иметь хотя бы базовое понимание основных процессов, чтобы нанимать хороших специалистов и уметь справедливо оценить их труд. Также планировать стратегию так, чтобы клиника оставалась прибыльной, развивалась и продолжала работать.
- Определите как вы будете привлекать пациентов и создавать свой бренд. Какое у вас конкурентное преимущество? А уникальная особенность?
- Доверяйте специалистам. Если вы наняли бухгалтера или маркетолога, то не бойтесь отдать им бразды правления в их зоне ответственности. Поставьте себя на место сотрудников: как бы вы реагировали, если бы медицинское учреждение, в котором вы сейчас работаете, сомневалось в вашей компетентности как врача и советовала бы переназначить другое лечение пациентам, которых вы ведёте? Уверены, что уважающий себя специалист долго бы с таким мириться не стал.
- Облегчите работу себе и команде внедрив программное обеспечение, которое возьмёт на себя часть работы и поможет избежать ошибок. МИС – информационная система для медицинского сектора, например, помогает автоматизировать складской учёт и объединяет работу администраторов и отдела маркетинга, помогая эффективнее взаимодействовать с пациентами.
Плюсы открытия собственной клиники
Открытие своей клиники сулит множество преимуществ.
Вот основные из них:
- Независимость в принятии решений и выборе куда двигаться.
- Профессиональный рост и получение новых навыков.
- Опыт управления командой и бизнесом.
- Изменения в мышлении и расширение картины мира.
Любому врачу полезно уметь видеть точку зрения предпринимателя и смотреть на рабочие процессы клиники не только под углом медицинского специалиста.
Открытие собственного медцентра даёт беспрецедентную возможность попробовать себя в новой роли и получить новые знания. Ни один курс или книга не смогут дать столько прикладных навыков, как работа над своим делом.
В плане личного и карьерного роста, даже не самая успешная клиника позволяет врачу резко прокачать свои знания, умения и способность реагировать на стресс и изменения. Такой опыт однозначно пригодится всем.
Потенциальные риски открытия своей клиники
Риски присутствуют в нашей жизни всегда, вне зависимости от того, что мы делаем. Однако сами по себе риски не страшны, если мы умеем вовремя их определять и нивелировать.
Ниже приведены распространённые риски, с которыми сталкиваются идущие в бизнес врачи:
- Сложности с мышлением: управленец продолжает мыслить как наёмный работник.
- Недостаток знаний и понимания работы процессов в сфере управления клиникой.
- Отсутствие чётких задач и стратегий развития клиники.
- Недостаток финансовых средств для запуска и/или поддержания клиники на плаву.
- Непредсказуемая экономическая и политическая ситуация, требующая быстрой перестройки процессов и адаптации.
- Высокий риск выгорания в связи с переработками и ненормированным рабочим днём (особенно вначале).
- Дорогостоящие ошибки из-за неопытности. Так, например, многие клиники, покупая ПО, пропускают сравнение МИС и выбирают первый продукт, о котором они услышали, получая в результате неоптимальное решение, которое не работает для их организации.
Как последний риск хотим отметить романтизацию идеи открытия клиники. В целом, специалисты, планирующие открывать свой бизнес, часто представляют его как комбинацию интересных стратегических задач и придумывания креативных решений.
Реальность же выглядит немного иначе. Своё дело – это в первую очередь рутинные задачи, бумажная работа, борьба со сложностями. Надо понимать и принимать это, и быть готовым к тому, что на действительно интересные задачи будет уходить очень мало времени. Если вы не готове к скучной рутине и проблемам, возможно следует отложить открытие клиники на какое-то время.
Как открыть свою клинику: первые шаги
- Определитесь с профилем клиники. Медицинский бизнес требует обширной экспертизы и инвестиций. При отсутствии крупного финансирования, лучше начать с более узкой специализации и расширяться по мере развития.
- Составьте бизнес план. Посчитайте расходы и потенциальные доходы. Составьте портрет вашего пациента, план продвижения услуг и список необходимых действий. Бизнес план нужен не только для поиска партнёров и инвесторов, но и для вас лично, чтобы продумать все моменты, учесть риски, и иметь представление о том, что нужно будет сделать. План станет дополнительной поддержкой и ориентиром.
- Изучите требования регулятора и начните процесс получения разрешений, лицензий, и прочих бумаг.
- Начните поиск помещения, подходящее под медицинскую деятельность. Это может оказаться сложнее, чем вам кажется и занять долгое время. Некоторые разрешения получаются под конкретное пространство, поэтому лучше не тянуть с поисками, чтобы избежать дополнительного простоя.
- Составьте список необходимого оборудования и начните изучать рыночные предложения. Некоторое оборудование может ехать к вам в течение 3-6 месяцев после заказа, поэтому здесь тоже важно просчитать логистику.
- Автоматизация медицинских центров помогает им здорово экономить ресурсы, поэтому советуем вам присмотреться к этому вопросу на начальных этапах. Автоматизацию проще внедрить изначально, чем перестраивать под неё процессы спустя годы. Подключение МИС позволит разом объединить и упростить работу всех отделов и повысить прозрачность, а CRM система ведения пациентов поднимет уровень оказываемых услуг и повысит лояльность клиентов, что особенно важно в начале работы.
- Ближе к открытию стоит запланировать рекламу для прогрева потенциальных пациентов. Без этого первые дни работы клиники вы можете провести наедине с коллегами.
Как избежать основных проблем при открытии клиники читайте в нашем блоге на сайте Medesk.