В Мятный институт пришла весна! Расслабленная, наивная, певучая, звонко-грязная (а как же в деревне, на земле, весной без этого?), полная надежд на все хорошее, подвижная, текучая… Как глина… или гипс, ставший основным материалом для мартовского занятия в Сепском доме культуры, которое состоялось в последнюю субботу марта.
А между тем юные студенты и оглянуться не успели, как позади уже пять месяцев обучения в Мятном институте. Но преподаватели, педагоги Школы дизайна «Точка», фиксируют все тонкости образовательного процесса. Это для сепских и пермских детей учеба, благодаря умелому преподаванию, превращается в увлекательно-познавательную игру. А педагоги незаметно ведут эту игру в нужном им направлении. И не нужно забывать, что наш Мятный институт – что-то вроде академии вольнослушателей, в Сепе уж точно: сепские дети всех возрастов, от семи и до 16 лет, на занятия приходят не по «обязаловке», а потому, что очень хочется. Научиться чему-то новому и необычному, встретиться с друзьями, в том числе и молодыми пермскими преподавателями, художниками и дизайнерами, которые раз в месяц приезжают в Сеп.
– Я могу сказать, что я уже свой в этой юной тусовке, – улыбается один из кураторов Мятного института пермский художник Илья Гришаев. – В последний раз, когда мы приехали в Сеп, первым делом я зашел в Сепский дом культуры, где, как обычно по вечерам, куча молодого народа сидела в гардеробе – любят они там собираться. И они меня зазвали к себе, дали горсть семечек. Я сидел с ними, щелкал семечки и обсуждал их текущие дела и занятия. А они меня расспрашивали обо всем. Так что какого-то барьера не было и вначале, но сейчас дистанции совсем нет. Хотя на первых порах мы не знали этих ребят и «конструировали» их, исходя из какого-то своего опыта. Оказалось, что они очень живые и очень щедрые, когда с ними работаешь.
– На каком этапе Мятный институт сегодня?
– Подходит к концу второй образовательный модуль программы. Первый был посвящен знакомству, когда мы прощупывали друг друга, разглядывали, расспрашивали. А то, что мы делаем сейчас, это история, больше ориентированная на процесс работы с различными материалами. Каждая наша встреча посвящены какому-то материалу или медиуму, средству познания мира. Материалы тоже были взяты неспроста: мы ориентируемся на те, что условно имеются на этой территории. Дерево, звук (студия звукозаписи в Сепе), гончарная мастерская… И мы пробуем материалы и «околоматериалы». Когда мы работали с деревом, то брали просто дерево, обработанное, распиленное, бумагу. Так же мы делали и с керамикой – прогулки с черепками, глиняными шариками… А сейчас мы попробовали пластику. Глина и гипс – они же чуть-чуть «родственники». И дети рассказывали о гипсовых созданиях… В этот раз у нас были организмы. Мы придумали такую историю, что сейчас мы сидим не в культурном центре деревни Сеп, а внутри большого организма. И какие еще организмы существуют? То есть мы такие организмы, размером поменьше, находимся внутри большого организма и будем делать организмы еще меньше нас. Через организмы и какую-то новую существенность мы пытались рассказывать о себе, о том, что видим вокруг. И, готовясь к созданию образов для Секретной карты, мы вводили такую географию или мифическую топологию, когда эти персонажи и существа обретают какое-то место. Но почему они обретают именно это место? Так появляется дополнительный миф о месте…
И мы продолжаем переписку – но не в общем чате, а в виде художественного высказывания. На предыдущем занятии ребята из Сепа и ребята из Перми сняли друг для друга фильмы. Получился такой немой кинематограф. Сепские дети сняли фильм о том, как они будто бы оказались в Перми – каждый из них срежиссировал по одной сцене, а пермские о том, как они приехали в Сеп. То есть мы словно предвосхищаем наши поездки, разыгрываем будущую встречу, которую все очень ждут.
– Про динамику какого-то супертворческого роста пока еще сложно говорить, – считает второй куратор Мятного института, дизайнер и преподаватель Школы дизайна «Точка» Александра Бубнова. – Все проявится в первую очередь на «долгоиграющих» практиках, когда мы что-то будем делать в течение нескольких дней. Скорее всего, это случится летом. Но в эмоциональном плане сепские дети открылись. Они стали нас ждать, они приходят на онлайн-занятия в Zoom. Хотя Zoom – не самая веселая площадка, там сильно не разгуляешься. Но сепские ребята «зумы» не пропускают. И мы видим, как выстраивается их коммуникация с пермскими детьми – они ждут друг друга. И очень хотят поехать: пермские – в Сеп, сепские – в Пермь. Надеемся, что в мае состоится поездка пермских ребят в Сеп.
– Саша, что вам дают занятия с сепскими школьниками? Преподаватель с большим опытом, вряд ли вы обнаруживаете что-то кардинально новое для себя…
– Здесь, конечно, очень сильно работает то, что сам Сеп – это какое-то сокровище, волшебство в целом. И люди, которые в нем живут, и проект… И ты едешь туда не по долгу службы, скажем так. У меня нет мысли о том, зачем ехать куда-то в Сеп, если у меня есть «Точка», которую я и так могу развивать. Наоборот, я думаю о том, что Сеп надо развивать больше, чтобы там стало еще лучше.
…В весеннем месяце апреле в Мятном институте будут изучать волшебный и «нематериальный» творческий инструмент – свет. В Сеп вместе с Ильей и Александрой приедет художник и дизайнер Петр Стабровский. Для тех, кто не знает или подзабыл: именно Петр Стабровский – автор световой инсталляции выставки-мастерской «Земля Музъем» в Музее современного искусства PERMM. Той самой выставки, куратором которой была Микротерритория «Город Устинов» и в которой участвовало местное сообщество деревни Сеп. А еще выставка «Земля Музъем» стала лауреатом премии в области современного искусства «Инновация-2020»… Вот так все переплетено крепкими творческими нитями в нашем Мятном институте!
Текст – Светлана Мальцева.
Фото – Екатерина Романова.
Проект SEP COMMUNITY реализуется АНО KAMA records, победителем конкурса на поддержку Центров социальных инноваций в сфере культуры программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Проект "Секретная карта деревни Сеп" реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
#KAMArecords #Удмуртия #СделаноВУдмуртии #КультураУдмуртии #ИгринскийРайон #Эграёрос #ФондПотанина #НКО #фондкультурныхинициатив #грантдлякреативныхкоманд