117 подписчиков

Золотой век живописи: как художники переосмыслили себя, мир и государство

158 прочитали

После продолжительного застоя в русском изобразительном искусстве случился настоящий прорыв. В мире стали известны такие имена, как Павел Федотов, Карл Брюллов, Федор Рокотов и другие. Чему русские художники научились у западных мастеров? Что в их работах было уникального? Делимся конспектом лекции проекта «8 кленов» «Обзор наследия культуры Золотого века: живопись. Что и как влияет на нас сегодня».

Дмитрий Гутов. Российский художник и теоретик искусства, выставляется в Третьяковской галерее. Спикер проекта «Университет 8 клёнов».
Дмитрий Гутов. Российский художник и теоретик искусства, выставляется в Третьяковской галерее. Спикер проекта «Университет 8 клёнов».

Россия проспала эпоху Ренессанса. В то время как у нас была эпоха Андрея Рублева, на Западе, в Италии, в Нидерландах шли революционные процессы в живописи. Там появлялись такие имена, как Леонардо, Микеланджело, Дюрер, Рафаэль, Тициан, Джорджоне. После 1500 года живописное искусство в России стало затухать.

Россия начинает новый путь с опозданием в 200 лет. Появилась масляная краска, художники осваивают анатомию, пространство, работу с фактурами ткани. Но главное — возник человек новой эры. Энергичный, твердый, способный к эмоциональному взгляду на жизнь. Ничего подобного в иконописном искусстве быть не могло. Русская публика сталкивается с совершенно новым, непривычным для себя миром.

Петр I посылал художников на Запад, чтобы они увидели происходящее в Европе: в Голландии, во Франции. Они изучали западную живопись по гравюрам и подражали ей. Русская школа развивалась с фантастической скоростью. То есть за несколько десятилетий она прошла путь, на который западному искусству понадобились бы столетия. Это рвение будто означало, что мастера хотели овладеть данной школой и наследием, которого они были лишены в течение 200 лет.

Поговорим о работе второй половины XVIII века. Перед нами портрет Трубецкой, выполненный Алексеем Антроповым. Такое впечатление, что он пишет раскрашенную скульптуру.

Алексей Антропов. Портрет княгини Трубецкой.
Алексей Антропов. Портрет княгини Трубецкой.

Еще один художник XVIII века, которого невозможно пропустить — это Иван Аргунов с его исключительной работой «Портрет неизвестной в русском костюме». Здесь изображена крестьянка. Ничего подобного в русском искусстве тогда не было. Зачем изображать крестьянку, кто является заказчиком? Художник обычно не писал сам для себя. Может быть, это та самая «барышня-крестьянка». Некая барыня, которая переоделась? Но не исключено, что художник был настолько поражен красотой модели, что изобразил настоящую прекрасную крестьянскую девушку. Вообще, для русской культуры характерен непрерывный поиск идеала. Русская школа быстро освоила элементарные технологические навыки, художники четко передавали земные материи. Настоящая иконопись превратилась в ремесло.

Художник немного другого склада — Дмитрий Левицкий. Он пишет аристократию. Обратим внимание на «Портрет П. А. Демидова». Герой изображен в утреннем колпаке, домашних башмаках. Человек теперь может показать себя в такой интимной домашней обстановке. Ему не надо демонстрировать свое богатство, меха, бриллианты, награды. Стоит отметить, что Демидов — меценат. Поэтому на картине изображены горшки с цветами, а на столе лежат луковицы. Художник показывает, что человек что-то взращивает, создает посредством своей деятельности. Образованный зритель XVIII века, к которому обращается Левицкий, всю эту символику считывает.

Пейзажи

В XVIII веке жанр пейзажа был третьестепенным. Федор Алексеев был первым художником, который стал писать точный русский пейзаж. Его сравнивают с итальянским художником XVIII века Каналетто, который писал каналы Венеции.

Следующий художник, о котором мы должны с вами сегодня поговорить, — это живописец Тропинин. Это крепостной художник. Он ходил как вольнослушатель на лекции в Санкт-Петербургскую Академию Художеств. Одна из самых известных работ, — это «Портрет сына Арсения», 1818 года.

Нельзя не упомянуть другого мастера — Венецианова, который открыл новый мир крестьянской жизни. Художник открывает для себя и крестьянскую жизнь, и быт, и русский пейзаж, как на картине «На жатве». В русском искусстве не так много произведений, где мир предстает предельно ясным, одухотворенным, не враждебным. Венецианов в этом смысле — лидер целого направления.

 Алексей Венецианов. «На пашне. Весна».
Алексей Венецианов. «На пашне. Весна».

Интерьеры

Алексей Венецианов стал одним из первых писать интерьеры, и даже появилась так называемая Школа Венецианова. Славянский, ученик Венецианова, изобразил его кабинет.

Славянский Федор. «Кабинет художника Венецианова».
Славянский Федор. «Кабинет художника Венецианова».

Давайте посмотрим, как живет дворянин этой эпохи. Мы видим красивую мебель в стиле «жакоб», которая отсылает нас к античности. В зеркале кто-то отражается, кто-то играет в это время на фортепиано. Справа — манекен, одетый в крестьянскую одежду. А в правом нижнем углу мы видим атрибуты искусства: мольберт со свежеразложенными в правильном порядке масляными красками и хорошие кисти.

Еще один художник, о котором мы обязаны вспомнить, говоря о Золотом веке дворянской культуры, — это Карл Брюллов. Его кисть приобрела такой уровень виртуозности, что его сравнивали с ван Дейком, Рубенсом. Брюллов был ровесником Пушкина, он тоже родился в 1799 году. И что-то между ними общее есть. Карл Брюллов знаменит прогремевшей картиной «Последний день Помпеи».

Карл Брюллов. «Последний день Помпеи».
Карл Брюллов. «Последний день Помпеи».

В 1840-е годы русская живопись меняется радикально. Это великий перелом 1850-го года, связанный, прежде всего, с художником Павлом Федотовым.

Павел Федоров. «Свежий кавалер».
Павел Федоров. «Свежий кавалер».

Мы видим человека, который получил вчера орден. Этот герой стоит в позе античного героя. Он как будто бы военачальник, который показывает на орден и сейчас будет командовать парадом, и у него, кажется, на голове лавровый венок.

Последняя работа, которую я вам сегодня хотел показать, — это «Анкор, еще Анкор!» 1851–1852 года, одна из последних работ Федотова.

 Павел Федоров. «Анкор, еще Анкор!».
Павел Федоров. «Анкор, еще Анкор!».

У дворян самая главная служба была, прежде всего, военная. Мы видим офицера, гарнизонный городок. Он находится в маленькой избушке, умирая от тоски; горит свеча; где-то позади — зимний домик, в этом домике еще какие-то окошки теплятся. И все, что он может придумать, умирая от этой тоски, — он своего пуделя, непрерывно путая слова, французские с русскими, гоняет через эту палку. Этот пудель прыгает как белка в колесе.

Дальше наступает реформа 1861 года, и мы оказываемся во второй половине XIX века. То есть уже в абсолютно иной культурной, духовной и художественной вселенной.