Найти тему

Матрица: Воскрешение или Перерождение?

Оглавление
Пожалуй, самый атмосферный кадр на весь фильм, а также наиболее показательная шутка
Пожалуй, самый атмосферный кадр на весь фильм, а также наиболее показательная шутка

(Spoiler alert!)

Писать рецензию на Матрицу.Воскрешение, в каком-то смысле, означает становиться участником этого фильма. Это относится не к любому произведению искусства, но именно новая Матрица воплощает эту мысль в полной мере. Трудно представить себе человека, на которого нет отсылки в этом фильме. Те, кто ценит оригинальную трилогию и гадал, что же будет в продолжении, отражен в фильме как банда гейм-дизайнеров, которые рассуждают, что же они ждут от продолжения. Те, кто совершенно индифферентен к истории – суть есть жители матрицы, просто существа, живущие рядом с главными героями и не подозревающие о том, что на самом деле происходит. В персонажах Нео и Тринити мы без труда находим обычных людей, пытающихся понять, кто они и зачем живут в этом мире. Есть даже те, кто отвергнут и забыт современной пост-модерновой культурой вроде аристократических «культурных» изгоев из прошлой трилогии, вынужденных влачить в новом мире жалкое существование. Таким образом, новая Матрица охватывает куда более широкий круг личностей. Она более гибкая и широкая, и оригинальная трилогия кажется рядом с ней слишком черно-белой.

Старое и новое

Оригинал обладал уникальным цепляющим стилем. Новая Матрица практически лишена своего стиля, она целиком состоит из самых разных мемов
Оригинал обладал уникальным цепляющим стилем. Новая Матрица практически лишена своего стиля, она целиком состоит из самых разных мемов

Стоит отметить, что многие отзывы в сети формируются по принципу «достойно» или «недостойно» предшествующей трилогии. Оно и понятно, невозможно сделать продолжение, не упомянув никак оригинал. Однако важно понимать, и это задается в фильме с самого начала, что любые попытки продолжить Матрицу по меньшей мере заслуживают ироничную улыбку. Трилогия не нуждалась в дополнении или совершенствовании. Причина, по которой вышла новая Матрица, стара как мир: деньги. Студия считает, что из этой истории можно выжать еще денег, и намерена выпустить фильм с или без участия оригинальных создателей, сестер Вачовски. Что же остается делать Лане? Делать то, что было сделано и раньше: быть собой, выразить свои мысли и чувства на новом полотне. Интересно, что Нео здесь изначально – не избранный, спаситель человечества и так далее. Это человек, который придумал взрывной сюжет, олицетворение Вачовски, и на которого обрушился современный мир постмодернизма с его желанием трактовок и перетрактовок, поиска секрета успеха и новизны, жаждущий то ли нового буллет-тайма, то ли новой философии, то ли взрывов и спецэффектов. Изголодавшееся общество, не знающее, чем еще утолить свой голод. В этом смысле, Воскрешение бросает вызов породившему себя пост-модернизму. Оно не дает ничего принципиально нового, оно не новаторское, какой была оригинальная трилогия. Новая Матрица карикатурно повторяет то, что уже было, иронично спрашивая «Это то, чего вы хотите?» И все же простое повторение слишком банально для Ланы, которая со времени оригинала прошла некий путь в своей жизни. Новое произведение должно как-то отражать новые реалии, новые мысли и тенденции, пусть и под старым соусом. Что нового можно встретить в Воскрешении?

Записки сумасшедшего

Синие таблетки стали нашей нормой жизни
Синие таблетки стали нашей нормой жизни

Первым, немного потерявшим новизну, но не актуальность, буллет-таймом фильма является идея о сумасшествии. В самом деле, нельзя придумать лучшего контроля над Избранным, чем его психоаналитика. Психоаналитики контролируют нашу реальность, с этим приходится смириться. Вся наша жизнь – сплошной надзор психологов, изучающих наши желания, обучающих маркетологов, как лучше подсунуть рекламу, подсаживающих нас на синие таблетки. Центральная и наиболее близкая к реальности идея фильма осталась той же, что и в трилогии, она никуда не делась: мы в Матрице. Но не в прикольном виртуальном мире с экшеном и буллет-таймом, а в самой простой Матрице, построенной нами самими, в Матрице из офисной работы, навязанных общественных стереотипов, каких-то таблеток, психоаналитиков, развлечений и утех. Да, идея стара как мир, но от этого она не становится менее актуальной. Реакция Ланы на эту идею довольно проста и задана в одной из финальных сцен фильма. Аналитик сидит в своем кабинете как ни в чем не бывало, ведь даже с уходом Нео и Тринити его мир не сильно изменился. Энергии стало меньше, но Матрица все еще работает, все еще много людей живут в ней, не понимая этого. Что же с этим делать? Ответ дает Тринити, фактически принимая Матрицу, но не являясь ее частью. Пусть этот мир и существует таким, какой он есть, но это не мешает нам вносить в него свои изменения и коррективы. Пусть это будут радуги в небе или что-то еще, что может показаться несущественным, но именно в этом и состоит наша глобальная свобода. Мы не можем изменить основы мира, его законы, это нам неподвластно. Бороться с миром невозможно. Но мы можем быть в нем и оставаться теми, кто мы есть, создавать вокруг себя свой мир. Это и есть наша свобода, это и есть единственно возможный путь, заявленный новым фильмом, в противовес той борьбе, что была в оригинале.

Матрица – это вечность, вечность противостояния разума и сердца, вечная борьба за свободу. Неудивительно, что продолжение прочно основано на этой идее. Несмотря на мир и хэппи-энд оригинальной трилогии (хоть и не будем забывать, что хэппи-энд не задумывался изначально) – все вернулось на круги своя. Матрица все так же порабощает людей. Да, война между машинами и людьми закончилась, но ей на смену пришла война между машинами. Да и у людей, судя по всему, разлад. Старая столица в забвении, наступила эпоха Ио – рая кооперации машин и людей, такого города будущего, скрытого от внешнего мира голограммами и развивающего технологии, фактически - создающего новый мир, новую надежду. Глава этого города, Ниобе, прямо дает понять, что Нео не является более идеологическим центром этого города. Их идея – развитие, движение вперед, отказ от веры и борьбы в пользу торжества науки, технологии. Она хотела бы избавиться от веры в Избранность, заменить ее на идею всеобщего труда, равенства и братства, такой островок коммунизма в мире сурового капитализма. К сожалению, для современного зрителя этот образ представляет собой не более чем утопию, тоже свою Матрицу, попытку изолироваться от окружающего мира. Нам дают понять, что несмотря на попытку уйти от наследия Нео, этот мир неизбежно держится на перемирии, которое сотворил Избранный, а точнее, на разумных существах, которые помнят это перемирие. Без них, эта иллюзия распадется, как и любая другая попытка изоляционизма. Ио не сможет существовать без Нео, без идеи борьбы за свободу. Но что же такое за идея Нео в новой Матрице? Дело в Избранности, в оракулах?

Суицид или полет?
Суицид или полет?

На самом деле, нет. Воскрешение дает нам пищу для размышления, потому что существенно изменяет (или поясняет) основную движущую силу оригинальной трилогии. Там идея была в борьбе свободного духа, выраженного в Избранном человеке, своего рода, Иисусе в мире Матрицы. Здесь же мы видим Нео лишь как отголосок старой силы, а куда большей силой, в итоге, обладает Тринити. Почему это так? Все просто. Лана напрочь развеивает миф об Избранности. Ниобе не верит в Избранного, сам Нео не верит в свою избранность. Все действия Нео в прошлой трилогии, и нам это неоднократно показано в новом фильме, связаны с верой в него большого числа людей. В том числе Тринити. В новом сюжете уже Тринити потребовалось поддержка верой, и Нео дает ей эту поддержку. Таким образом, глобально идея Избранности не про конкретного человека, не про то, что в современных реалиях это женщина. В Матрице Избранный это тот, в кого верят. Вот и все. Наша сила – в тех, кто в нас верит. Нова ли эта идея? Конечно, нет. Но за долгие тысячелетия люди не смогли придумать ничего лучшего, кроме любви и веры. Потому что ничего лучше нет.

Нил Патрик Харрис, без сомнения, задал определенный шарм главному антагонисту - Аналитику
Нил Патрик Харрис, без сомнения, задал определенный шарм главному антагонисту - Аналитику

Интересно посмотреть на отрицательных персонажей в этом фильме. Главным антагонистом, конечно, выступает Аналитик, пришедший на смену Архитектору. Это в полной мере отражает реалии современного мира, где работа над психикой человека пришла на смену сухому математическому расчету. Сухой расчет не работает с человеком, но это не значит, что его нельзя контролировать. В новой версии Матрицы машины все ближе и ближе становятся к людям, так, что граница практически полностью стирается. Лана как бы говорит нам, что разум един для всех. Любой разум в ходе эволюции придет к одному и тому же финалу. Это интересная мысль, которая, однако, противоречит идее превосходства искусственного интеллекта над человеком. По мнению Вачовски мы одинаковы, нами, в конечном итоге, движут одни и те же интересы: желание свободы и желание жить. Свобода вынуждает Смита помочь Нео, своему давнему противнику, ведь только благодаря ему он впервые обрел свободу и может обрести ее вновь. Благодаря желанию выжить машины воюют друг с другом, что невозможно было бы представить в оригинальной трилогии. Создается впечатление, что искусственный интеллект не такой уж и расчетливый и дальновидный, ему не под силу предсказать мир и даже человеческие поступки. Так это или нет, тема отдельного рассуждения, но ясно, что в новой версии Матрицы машины уже не кажутся такими пугающими и опасными, какими они были раньше. Как будто общество уже привыкло к искусственному интеллекту, его вездесущести в нашей жизни, отчаянными попытками человечества сыграть в Бога и создать подобный себе разум. В наше время машины стали нашими друзьями, что и нашло отражение в философии Ио.

Суммируя, можно сказать, что новая Матрица выполнила свою основную задачу: появиться и существовать самостоятельно. Она интересно обыграла многие ниточки из оригинальной трилогии, но не стала простым повторением или унылым продолжением. Новая Матрица еще больше размывает границу между иллюзорностью и реальностью, а также между своим миром и нашим миром. Если оригинальная трилогия - это борьба личности с системой, то в Воскрешении скорее речь идет о попытках личности выжить в этом безумном водовороте из социальных взаимодействий, философии, культуры и осознания себя. В новой Матрице единственный, с кем приходится бороться, это ты сам, твое представление о себе, о мире, а также то, что в него вложено другими. Матрица была и есть история о пробуждении, Будде. Но если оригинальная трилогия искала пробуждения снаружи, то Воскрешение – это, в первую очередь, пробуждение внутри. Ведь внешний мир всегда найдет, как обмануть, загнать тебя в угол. Только опираясь на внутренние ориентиры, на свои неизменные принципы мы можем раз за разом высвобождаться из Матрицы, какой бы она ни была.