«Большой стиль» и Каменный цветок

Скрипач Никита Борисоглебский исполняет Скрипичный концерт Хачатуряна в сопровождении РНМСО под управлением Александра Лазарева
Скрипач Никита Борисоглебский исполняет Скрипичный концерт Хачатуряна в сопровождении РНМСО под управлением Александра Лазарева

Текст: Илья Овчинников для журнала «Музыкальная жизнь»

Концертом Российского национального молодёжного симфонического оркестра завершился филармонический абонемент «Диалоги с ХХ веком».

С музыкой сверхпопулярной – фрагментами балета «Спартак» и Скрипичным концертом Арама Хачатуряна – соседствовала не слишком известная – Седьмая симфония Авета Тертеряна. Солистом выступил Никита Борисоглебский, дирижировал Александр Лазарев.

Молодёжный оркестр (РНМСО) под управлением Александра Лазарева на сцене Зала Чайковского
Молодёжный оркестр (РНМСО) под управлением Александра Лазарева на сцене Зала Чайковского

К столетию Московской филармонии появилось несколько новых абонементов, напоминающих о премьерах, состоявшихся на ее сценах и посвященных музыке XX–XXI веков. Один из их сквозных лейтмотивов сформулирован как «Советская музыкальная Атлантида» – речь о сочинениях композиторов из бывшего СССР, оказавшихся в постсоветской реальности забытыми или как минимум недооцененными. Это огромный репертуар, лучших образцов которого хватило бы на несколько сезонов и на множество вечеров. К сожалению, в афише остались не все посвященные теме программы: самую яркую из них готовил Михаил Юровский, но по состоянию его здоровья концерт отменился – еще за полгода до недавней кончины маэстро. Однако несколько крупных опусов все-таки прозвучали и еще прозвучат: в апреле обещана Вторая симфония Гии Канчели, в декабре исполнили Первую симфонию («Реквием») Александра Локшина, теперь – Седьмую симфонию Авета Тертеряна.

Хачатурян и Тертерян похоронены в Ереване; при этом формально они даже не земляки – первый родился под Тбилиси, второй в Баку, – хотя в СССР оба числились «армянскими советскими композиторами». Между тем трудно себе представить композиторов одной страны, одной крови и одной эпохи, чьи творческие индивидуальности были бы до такой степени несхожи и даже противоположны. Сочинения Хачатуряна тяготеют к классическим формам и несут на себе отпечаток жизнелюбия их автора при любой погоде; мироощущение Тертеряна глубоко трагично и, хотя главные его сочинения формально принадлежат к жанру симфонии, «симфонии Тертеряна» – сами по себе жанр.

Текст: Илья Овчинников для журнала «Музыкальная жизнь» Концертом Российского национального молодёжного симфонического оркестра завершился филармонический абонемент «Диалоги с ХХ веком».-3

Чередованием очень тихих эпизодов с очень громкими они могут напомнить сочинения Гии Канчели, хотя звуковой облик музыки Тертеряна совершенно иной; если что и объединяет этих двух мастеров, то невозможность подражать им, отсутствие у них эпигонов. У произведений Канчели, правда, немало отличных записей, тогда как музыка Тертеряна даже в удачной записи теряет очень многое. Услышать ее на концерте – редчайшая возможность: за последние годы на нашем горизонте симфонии Тертеряна исполнялись лишь в 2012 году в Москве (Пятая) и в 2014-м в Екатеринбурге (Пятая и Третья). Под управлением Лазарева они звучали еще в восьмидесятые, однако сейчас в Зале Чайковского, несомненно, были те, кто начал ходить на концерты маэстро уже в новом столетии и не знают дирижера как выдающегося интерпретатора музыки композиторов его поколения.

В первом отделении, впрочем, Лазарев предстал в более знакомой роли одного из последних – если не последнего – носителей «большого стиля» в лучшем смысле слова: программу открыли Танец, Адажио и Вакханалия из «Спартака». РНМСО уже неоднократно выступал под управлением Лазарева, и их сотрудничество можно назвать счастливым – достаточно видеть лица оркестрантов во время концерта. Коллектив в очередной раз показал свою врожденную гибкость – его участники родились существенно позже той поры, когда «большой стиль» был мейнстримом. За месяц до Лазарева они работали с Марком Минковски, дирижером с совсем другим подходом к звукоизвлечению, когда даже симфонический оркестр трактуется как камерный. Конек Лазарева – «музыкальная роскошь», мощный, полнокровный саунд, зримая образность: чувствуя, как его качает на волнах звука, слушатель видит волнообразное раскачивание и среди оркестрантов. Непоказная естественность этих движений – знак идеального контакта Лазарева и РНМСО.

Скрипичный концерт Хачатуряна появился в 1940 году, как бы символически завершая десятилетие, в которое были созданы новаторские концерты Стравинского, Берга, Прокофьева, Шёнберга, Бартока. Если каждый из них по-своему преломляет великую традицию скрипичного концерта, полемизирует с ней, то Хачатурян полностью остается в ее рамках, успешно прививая ей мелодику армянских песен и танцев. Солист Никита Борисоглебский, чью каденцию зал слушал буквально не дыша, сообразно духу времени стремился, казалось, заострить углы и извлечь из музыки максимум драматизма, но концерт Хачатуряна с его «праздничностью, жизненным пульсом» (слова Давида Ойстраха) явно сопротивлялся подобному подходу. Зато драматизма с лихвой хватило после антракта.

Никита Борисоглебский
Никита Борисоглебский

Сочинения нашего времени РНМСО уже исполнял и на фестивале «Другое пространство», и на концерте «Русская музыка 2.1», и не только. И все же поразительно, насколько иным предстал оркестр в Седьмой симфонии Тертеряна по сравнению с первым отделением, где все бурлило, пенилось и переливалось через край. Хотя и в одночастном полотне Тертеряна можно найти признаки симфонического цикла в четырех разделах, оно сродни каменному цветку: нечто абсолютно цельное, возникающее из материала, от которого интерпретатор отсекает лишнее. Характерная черта симфоний Тертеряна – использование народных инструментов, тембры которых производят нешуточное физическое воздействие, проникая не только в уши и в сердце, но, кажется, куда-то под кожу. Здесь это был дап (солист – Николай Шелехов), восточная разновидность тамбурина: симфония началась с грома литавр и его перестуков, не прекращавшихся почти четверть часа, – вкупе со сверхнасыщенной оркестровкой, где одних исполнителей на ударных больше десятка, это оказывало совершенно гипнотическое воздействие.

Наряду со сложными средствами выразительности, от которых несколько слушателей сбежало, Тертерян пользуется и обманчиво простыми: украшением последних минут симфонии стал диалог саксофона сопрано, звучавшего с балкона, и малого кларнета за сценой. Буквально несколько нот, но как точно они выбраны! – как и в финальном соло альта. Все закончилось звоном треугольника, доносившимся уже из-за кулис. После симфоний Тертеряна, казалось бы, бисировать невозможно, но Лазарев решил сбросить напряжение, исполнив Вальс Хачатуряна из музыки к драме «Маскарад».