Сколько раз Вы посещали кладбища? По какой причине? Посещали ли Вы старые кладбища ради интереса, чтобы посмотреть на красивые, но потрепанные временем надгробия? Говоря об архитектуре на нашем канале, не стоит забывать о мемориальных памятниках.
Мемориальные памятники относятся к малым архитектурным формам. Многовековое развитие мемориальной архитектуры породило немалое количество их разновидностей, большая часть которых предназначена для увековечивания памяти усопших.
Древний мир
Еще в каменном веке появились импровизированные надгробия, в качестве которых использовали валуны. Древние люди засыпали камнями тела своих сородичей, чтобы дикие звери не добрались до останков.
Бушмены, проживавшие в Африке, тело умершего соплеменника считали пристанищем нечисти, злых духов. Чтобы избежать их влияния на живых и восстания из мертвых, на могилах устанавливали увесистые камни.
В глубокой древности многие народы начали верить, что умершие родственники могут влиять на судьбы живых, поэтому люди стали ухаживать за могилами, оказывали уважение и приносили подношения.
Безусловно, первые надгробия создавались банальными и грубыми. Чаще всего это были курганы, насыпанные из камней. Но главное, они заставляли живущих задуматься не только о насущном дне, но и о более высоких, духовных ценностях.
Большое значение увековечиванию памяти усопших придавали древние египтяне. Для упокоения фараонов строились гигантские сооружения — пирамиды, причем возведение начиналась сразу после того, как их будущий обладатель приходил к власти. Хоронили в пирамидах не только правителя страны, но также его жен и подданных, чтобы и в загробном мире фараону было удобно.
Для людей менее высокого ранга гробницы были не такими роскошными. Но подобные сооружения несли скорее культовую функцию, чем мемориальную.
Первые надгробия, целью которых стало увековечивание памяти, появились в Древнем Риме. Среди них были стелы — каменные плиты, на которых высекались надписи и изображения. Кстати, греческие и римские мавзолеи – это тоже надгробные памятники.
В свою очередь, в древней Руси в качестве надгробия использовался крест, демонстрировавший принадлежность усопшего к христианству. Собственно, вид этого надгробия до недавнего времени никак не менялся. С момента крещения Руси единственным основным могильным украшением был крест, который также до сих пор используется.
Средневековье
Увы, раннее и высокое средневековье не балует нас разнообразием надгробий, информации очень мало. Даже Ваш автор немного разочарован ☹. Известно, что в это время в Европе в качестве надгробий начали использовать кресты.
В соборах же надгробные плиты находились под ногами (в прямом смысле). В Средневековье считали, что телесная оболочка человека глубоко греховна и, когда её после смерти попирают ногами, душе на небесах от этого хорошо.
В Средние века на надгробии в ногах изображался лев, символ греха. Также существовал конный памятник, но он был неотделим от захоронения. Такой памятник могли поставить на могиле героя, воина.
В 13 веке в Западной Европе появилась мода на надгробия с реалистичным скульптурным изображением усопсопшего - эффигии. Тип эффигий с лежачими статуями называют гизантами. Эффигии устанавливались в церквях и дополнительно украшались. Рельефные и расписные панно вместе с эффигиями составляли единые композиции - погребальные монументы. Такие монументы с эффигиями делались для монархов, высокопоставленных чиновников и духовенства, рыцарей и богатых женщин.
Эпоха Возрождения
В этот период истории преобразилось представление европейцев о захоронении. Стали высекать изображение покойного (разумеется, речь идет только о знатных людях) в парадном облачении. Следили за портретным сходством с усопшим. Стали возводиться скульптуры и гробницы. С тех пор менялись архитектурные и художественные стили, а вместе с ними менялись и надгробные памятники.
Барокко придало надгробным памятникам пышность и роскошь, ввело моду на резные украшения. В XVII-XVIII веках были распространены могилы, украшенные неполированными каменными резными плитами. Часто эти горизонтальные памятники вырезали в виде гроба, украшенного тонкой резьбой и установленного на причудливых ножках.
Рококо придало надгробным памятникам легкость. Именно тогда появились всевозможные изящные «скорбящие ангелы», урны, амфоры и прочие изысканные варианты надгробной скульптуры и целые памятники-комплексы.
На Руси же стали устанавливать надгробные плиты на царских могилах. Их можно было увидеть также в местах захоронения знати. Хоронили высокопоставленных лиц обычно в храмах и усыпальницах.
В церквях хранились и мощи святых, они находились в раках, которые делались в виде сундука, саркофага и т. д. Такие изделия украшались изображениями, драгоценными каменьями и устанавливались на возвышение.
XIX – XXI века
В период СССР крестов на погостах стало меньше, обычное надгробие представляло собой металлический обелиск, который вверху был увенчан пятиконечной звездой. Такие памятники нередко встречаются и по сей день.
В середине XX столетия метафоричные надгробные статуи уступили место портретным скульптурам. Это скульптуры в полный человеческий рост, изображающие деятельность покойного.
Классический, наиболее популярный теперь памятник — это вертикальная плоская стела из камня, часто с закруглённым или скошенным верхом, с расширением кверху или книзу. Иногда с рельефным декором. На современном этапе разнообразие предлагаемых материалов, форм, комплектаций способно удовлетворить даже самый требовательный вкус.
#архитектура #история #кладбища #надгробия #мемориалы