1K подписчиков

"Человек-амфибия": как снимался фильм, который не осилил даже Уолт Дисней

1,2K прочитали

Роман Алексея Беляева "Человек-амфибия" долго ждал своего звездного часа. Фантастическое произведение, одобренное Гербертом Уэллсом, привлекало многих именитых режиссеров, но отсутствие опыта подводных съемок отложило возможность реализации проекта в долгий ящик.

Официальная афиша фильма.
Официальная афиша фильма.

От возможности создать необычное зрелище отказался сам Уолт Дисней, поэтому, когда за работу взялся практически новичок - автор научно-популярных фильмов, не так давно окончивший ВГИК - Владимир Чеботарев, американцы предрекли фильму грандиозный провал.

Владимир Чеботарев
Владимир Чеботарев

Основную сложность представляли подводные сцены - как сделать так, чтобы актеры длительное время могли находиться под водой?

Чеботарев, имевший небольшой опыт подводных съемок, предложил снимать маленькими эпизодами по несколько минут. В перерыве актеры могли бы дышать воздухом из аквалангов. Ради воплощения идеи он обратился к чемпиону СССР по подводному плаванию Рэму Стукалову. Спортсмен отметил, что будет сложно, но такое вполне осуществимо.

– Актёры опускались под воду в аквалангах вместе с инструктором-подводником. Когда они добирались до места съёмок, актёр делал вдох. После этого инструктор вынимал загубник изо рта, брал акваланг и уходил из поля видимости камеры. Примерно минуту Настя Вертинская и Володя Коренев держали воздух и работали. Точнее, сколько актёр мог держать воздух, столько мы и снимали. Потом я давал сигнал «стоп», и им засовывали в рот загубник. После этого они отдыхали до следующего эпизода. Таким образом, мы сделали все подводные съёмки (из интервью Владимира Чеботарева).

Чеботарев подал заявку на фильм и стал ждать. Одобрение спустили не сразу. Не только американцы смеялись над задуманным, подчеркивая, что допотопная техника русских не позволит им снять подобное, но и сами работники студии считали это авантюрой.

Владимир Александрович даже обратился к Жаку-Иву Кусто с просьбой помочь в подводных съемках. Исследователь крайне заинтересовался проектом, но ограниченные ресурсы не позволили команде воспользоваться помощью специалиста.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

С большим трудом заявку все же утвердили, и режиссер принялся искать кандидатов на главные роли, напутствовав ассистентов по актерам:

"Мне нужны молодые люди с морем и небом в глазах».

Гуттиэре нашли практически сразу. Юная 16-летняя Анастасия Вертинская только что блеснула в "Алых парусах" и завоевала статус "звезды". Девушка еще училась в школе и готовилась к выпускным экзаменам, но ради фильма согласилась сдать их в школе в Баку.

Кадр из фильма. Анастасия Вертинская.
Кадр из фильма. Анастасия Вертинская.

А вот Ихтиандра искали очень долго. Нужен был неизвестный актер, которого зритель не стал бы ассоциировать с предыдущими ролями - ведь по сюжету героя, выросшего в воде, никто не знает.

Владимира Коренева ассистентка увидела на спектакле в ГИТИСЕ - юноша учился на последнем курсе.

Чеботарев в свое время рассказывал мне, что студент театрального вуза Коренев просто пленил его своими бездонными голубыми глазами, в которых отражались и море и небо, - вспоминает Александр Поздняков. – Так что едва Владимир Александрович его увидел, кастинг был окончен – никого другого в роли Ихтиандра он уже и представить себе не мог.
Владимир Коренев. Кадр из фильма.
Владимир Коренев. Кадр из фильма.

Владимир согласился сразу, несмотря на сложности съемок. Судьба словно готовила его к роли: родился в Севастополе, с детства увлекался творчеством Беляева, особенно любил роман "Человек-амфибия":

«Мне было около пяти лет, когда из Читы приехал родственник. Он был слепой, ничего не видел с детства. Его поселили в комнате рядом со мной, и он ночью, руками в темноте читал мне этот роман. Роман, наполненный солнцем, светом, ароматом латиноамериканских цветов».

Съемки начались. Вместо Буэнос-Айреса снимали солнечный Баку, морские сцены в Крыму. Выяснилось, что Вертинская не умеет плавать, поэтому и Владимир, и Анастасия прошли обучение в Ленинградском институте физкультуры.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Для Ихтиандра сшили два костюма - один для подводных съемок, второй для суши. Материал искали долго, в итоге остановились на том, из которого шили женские колготки, чешуйки делали из старой белой кинопленки.

«Единственная неприятность — я постоянно замерзал, потому что был очень худым, а снимали под водой по нескольку часов в день. Трикотажный костюм сразу намокал и нисколько не грел. Сначала мне сшили под него прокладку из поролона, но и это не спасало. Потом под костюм смастерили резиновые рубашечку и трусы. Вода под них проникала, нагревалась от тела, и было чуть теплее» (из интервью Владимира Коренева)

Несколько раз Коренев чуть было не утонул, но, к счастью, все закончилось благополучно. Однажды его спас Рэм Стукалов, отдав свой акваланг, а сам всплыл с глубины 20 метров без остановок. Рэм заработал кессонную болезнь, но Кореневу сказали об этом только после окончания съемок.

У каждого героя было по два дублера, но актеры предпочитали использовать их только в самых опасных сценах. В сцене нападения акулы Анастасию обвязали свинцовым водолазным поясом, чтобы ее погружение в воду выглядела правдивым.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Напряженные съемки длились почти год, и 3 января 1962 года картина вышла в прокат.

Критики встретили экранизацию резко отрицательно. Чеботарева обвиняли в дурном вкусе, отступлении от романа, наряды Вертинской называли вульгарными. Редколлегия Ленфильма утверждала, что раньше 2000 года все забудут про него.

Но разве подобные высказывания могли остановить зрителей? Только за 1962 год фильм посмотрели 62 млн. человек, обеспечив ему лидерство в прокате, а зарубежные зрители отдали ленте один из главных призов "Серебряный парус" на первом фестивале фантастических фильмов.

Министр культуры Екатерина Фурцева говорила, что «эта картина — подарок Министерству финансов», а американский режиссер Квентин Тарантино назвал любимым русским фильмом. И мы разве можем что-то им возразить?

Мне много раз поступали подобные предложения (снять сиквел). Но я глубоко убеждён, что можно только один раз сделать хороший фильм, любые продолжения будут заведомо хуже. (из интервью Владимира Чеботарева)

А вы смотрели фильм? Какие ваши впечатления?

Мы будем рады вашим комментариям, лайкам и подпискам на канал, где вы найдете много интересной информации!

Возможно, вам понравится:

Фильмы, поменявшие название в прокате: выбираем, удачно или неуместно

Интересные факты о советских мультфильмах

Советские актеры, которые так и не смогли озвучить своих героев