Начинаем серию материалов, рассказывающих о городском транспорте города Мариуполь. Транспортная система этого крупного, промышленного города сформировалась в Советское время - там есть: трамваи, троллейбусы, автобусы.
Теперь, вероятно, транспорт уже не будет прежним из-за огромных разрушений инфраструктуры и техники. Тем важнее запечатлеть его таким, какой он был до.
Мариупольский трамвай
- Трамвайное сообщение в Мариуполе начинает свою историю с 1 мая 1933 года, когда была запущена первая одноколейная трамвайная линия «Гавань Шмидта — Улица Франко» (улица Франко сейчас — проспект Металлургов). Позднее она связала город с заводом имени Ильича и портом.
- 8 сентября 1941 года город был оккупирован немецко-фашисткими захватчиками. Во время войны нацистские власти использовали трамвай для бесперебойного снабжения сохранённых цехов мариупольских заводов рабочими. При отступлении фашистов были разрушены трамвайный линии и депо, мосты через Кальчик и Кальмиус.
- 50-60ые года стали периодом интенсивного развития трамвайного движения. Трамвайное хозяйство, разрушенное оккупантами к 1950 полностью ещё не было полностью восстановлено. Но параллельно строилась вторая очередь трамвая на Левом берегу, соединены две системы (Центр и Левый берег), запущена линия на Аглофабрику, пос. Мирный, Украина, сдано в эксплуатацию трамвайное депо №3. В 1967 году трамвайное хозяйство города пополнилось первыми вагонами Tatra T3SU.
- 70ые годы ознаменовались снижением темпов трамвайного строительства, ведь в городе появился троллейбус. На некоторых участках трамвай был замещён троллейбусом, демонтированы линии в Порт и на ЖД вокзал, позже туда пустили троллейбусы). Трамвай прекратил своё существование в Приморском районе.
- в конце 70-х в город начали поступать более комфортные КТМ-5 Усть-Катавского вагоностроительного завода имени С. М. Кирова.
- Последними трамвайной стройкой стала, сданная в эксплуатацию в 1988 году, линия трамвая, соединяющая Ильичёвский и Орджоникидзевский районы и мост через реку Кальмиус.
- В годы независимости была продлена трамвайная линия от ул. Полевой до городской больницы №2 в 1993 году. В 1994 году было приобретено 5 вагонов КТМ-8.
- В 2000ые года прекратили существование несколько трамвайных маршрут, была продана территория Центрального трамвайного депо (Депо №1).
- В 2010ые - начало 2020ых продолжена ликвидация маршрутов, начат демонтаж путей. Орджоникидзевское трамвайное депо №2 перестало эксплуатировать вагоны, начав функционировать как площадка для ночного отстоя автобусов, а так же как площадка ВРМ для капитальных ремонтов трамваев.
- 2 марта 2022 года трамвайное движение в городе было полностью остановлено в связи с активными боевыми действиями на территории города.
ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ
Tatra T3SUCS
Количество: 38
Производство: Чехословакия
Годы производства: 1983-1989
В 2017 год в Мариуполь пришло 40 видавших видов трамваев Tatra T3SUCS, которые прежде работали в Праге и Кошице. Примечательно, что некоторые из трамваев побывали уже более, чем в 4х городах. Интересно, что 10 таких вагонов в неплохом состоянии были подарены городу чешской столицей, доставка и переоборудование тележек под местную ширину колеи были оплачены Мариуполем.
Tatra T3A
Количество: 19
Производство: Чехословакия
Годы производства: 1977-1987
В 2018 году в трамвайное депо №3 пополнилось также б/у вагонами Tatra T3A из Риги. Таким образом к 1 марта 2019 года прекращается эксплуатация последних трамвайных вагонов типа КТМ-5 в Мариуполе. Вот, такая трамвайная реформа - заменили одних старичков другими, правда, более живучими.
К1
Количество: 5 + 1 (К1М)
Производство: Украина
Годы производства: 2005-2008
В 2006 году, после 12-летнего перерыва, было приобретено 2 вагона К1 производства Татра-Юг. В 2007-2008 годах поступило ещё 5 вагонов. Но состояние подвижного состава оставляет желать лучшего, и постепенно к 2018 году 2 из 7 вагонов были отправлены на разбор.
В 1993 году было создано совместное украинско - чешское предприятие "Татра-Юг", производство которого организовывалось на базе ПО "ЮЖМАШ", прежде крупнейшего производителя космических ракет.
В декабре 2015 года в город пришел один вагон К1. Но по условиям тендера этот трамвай должен был быть с низкопольной локализацией кузова. Делом заинтересовалась прокуратура, и после разбирательств город таки получил вагон К1М (низкопольная площадка в середине вагона).
71-153 (ЛМ-2008)
Количество: 1
Производство: Российская Федерация
Годы производства: 2012
В 2012 году компанией Метинвест городу было подарено два трамвая производства "Петербургского Трамвайно-Механического завода" (бортовые номера 401 и 402), модель ЛМ-2008. Вагон имел абсолютно новое для трамвайного хозяйства электрооборудование, из-за сложностей с покупкой деталей и узлов для ремонта, периодически, простаивали от месяца до полугода. В 2019 году один из вагонов поставили на прикол в тупик, начался разбор на запчасти.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ...
ТАКЖЕ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ:
В ПОДДЕРЖКУ ГОРОДСКИХ и ТРАНСПОРТНЫХ ТЕМ ПОДПИСКА! ОГРОМНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА ЛАЙКИ, ЭТО ВЛИЯЕТ НА ПОПУЛЯРИЗАЦИЮ ДАННЫХ МАТЕРИАЛОВ