Видимо это станет моей доброй ежегодной традицией – проводить анализ проектов, выигравших в международном конкурсе по светодизайну [d]arc awards. Прошлогодний обзор из двух частей, опубликованный в он-лайн журнале Длина Волны, собрал хорошие отзывы, а лично для меня был очень хорошим способом откалибровать собственные мысли и понимание главных трендов и путей развития светодизайна, и выбрать для бюро Культура Света наиболее близкие и интересные.
Не могу назвать себя абсолютно нейтральным комментатором, ведь мы отправляем на конкурс свои проекты уже 5 лет (и каждый год проходим в финал, что радует). Но могу назвать себя поклонником конкурса, потому что считаю его самым важным и значимым в сфере светового дизайна, по составу участников и качеству представленных работ. Я буду очень рада, когда проект Культуры Света выиграет, и надеюсь, что это случится. Правда, надежды стали довольно призрачные, ведь за участие на следующий год оплатить мы не сможем...
Как я уже рассказывала в статье And... the Oscar goes to..., у конкурса очень простая и логичная структура. Все проекты делятся на шесть номинаций: STRUCTURES (освещение архитектурных объектов), PLACES (освещение интерьерных объектов), SPACES (наружное освещение), ART (архитектурно-художественные инсталляции, где главным действующим лицом является свет), EVENT (события и мероприятия, посвященные освещению) и KIT (светильники и устройства для их работы). STRUCTURES, PLACES, SPACES и ART делятся на категории Low Budget (с бюджетом проекта меньше 30 000 фунтов стерлингов) и High Budget (с бюджетом проекта свыше 30 000 фунтов). В номинации ART есть еще категория Bespoke – для более декоративных в своих решениях проектах. В номинации EVENT деления на высоко и малобюджетные проекты нет.
STRUCTURES: Low Budget
В этом году в номинации довольно предсказуемый победитель – Borås Pavilion, Sweden – красивое многосценарное архитектурное освещение павильона над водяной гладью, очень атмосферное и довольно просто реализованное.
STRUCTURES: Hight Budget
Тут уже интересный и символичный расклад победителей. Первое место взял Павильон Великобритании на EXPO-2020 в Дубай – очень технологичный проект, скорее цифровой, чем светодизайнерский. Каждому из двадцати пяти миллионов посетителей павильона на Всемирной Выставке было предложено высказать свое "слово-пожертвование" в "рупор" павильона. Эти слова-пожертвования далее собирались в надписи-стихотворения на арабском и английском языках, при этом каждое новое стихотворение было сгенерировано искусственным интеллектом. Внутри павильона нет выставки, поэтому посетители полностью сконцентрированы на архитектуре и значении поэтической композиции на фасаде. Главная идея проекта: вклад Великобритании на всемирной выставке представляет собой коническую освещенную конструкцию, передающую послание мультикультурной гармонии, которое не будет забыто.
Второе место в номинации занял Bio-4 – очень технологичный и экологичный проект архитектурного освещения здания электростанции в Дании. Световой дизайн фасада электростанции BIO 4 отсылает к лесу в качестве источника вдохновения, привлекая внимание к использованию древесины в качестве источника возобновляемого биотоплива. Мягкий заливающий свет формирует внешнюю индивидуальность и создает для наблюдателя экстраординарный иммерсивный опыт, реализованный с использованием традиционных театральных техник в сочетании с цифровым управлением сценариями освещения.
Создание мягкого органичного эффекта освещения потребовало сотен тестов и итераций, начиная с моделей в студии и заканчивая полноразмерными макетами перед окончательной установкой и вводом в эксплуатацию. Освещение фасадов обеспечивают настоящие театральные проекторы с морской степенью защиты, оснащенные комбинацией фильтров, линз, гобо и моторизованных анимационных дисков, каждый из которых позиционируется, фокусируется и управляется по-разному. Также очень тщательно выбиралась цветовая температура источников света. Авторы проекта, Speirs Major, UK, настраивали свет так, чтобы он выделял теплые тона, а также учитывали, что древесина посеребрится со временем. По описанию проекта все круто, но если честно, я бы без внимательного прочтения этого описания никогда бы не догадалась, что освещение создает образ леса на фасаде...
В противовес сложным технологиям и навороченному управлению, третье место отдано очень классическому проекту архитектурного освещения памятника бельгийской истории 1880ых годов, Cinquantenaire в Брюсселе. По своей сути проект является реновацией старого архитектурного освещения монумента, с усилением глубины и перспективы этого архитектурного шедевра и увеличивая его визуальное воздействие на зрителя.
Честно признаюсь, ни один из выигрывших проектов меня не зацепил, а вот один из проектов-финалистов для себя отметила особо. Это Edsel & Eleanor Ford House Visitor Center and Administration Building в Мичигане. Посмотрите, насколько органично, ненавязчиво и сдержано сделано освещение зданий и территории объекта! Это какой-то высший пилотаж работы со светом, когда нет ни одного лишнего пятна света – такая простая и естественная красота, над которой явно долго думали и интегрировали в архитектуру и ландшафт.
А вот здесь я просто снимаю шляпу перед вторами проекта – не засунуть ни одного светильника в пруд и рядом с ним – это ж просто подвиг, недоступный для понимания наших российских псевдопроектных компаний, старающихся засунуть и продать под проект как можно больше светильников))):
В номинации STRUCTURES: Hight Budget было представлено два российских проекта, на мой взгляд незаслуженно обойденных на конкурсе вниманием.
Архитектурное и ювелирно исполненное освещение БЦ Земельный от компании QPRO. Это действительно архитектурно-художественное освещение объекта, в отличии от цифровых надписей, сгенерированный искусственным интеллектом.
Архитектурное освещение Кафедрального Собора на Острове Канта в Калининграде. В проекте совершенно фантастически решена задача равномерного гомогенного освещения фасадов Собора и очень современно и органично решено освещение Могилы Канта. На мой взгляд, проект гораздо сложней и интересней, чем проект, занявший третье место в номинации.
Главный вывод по номинации STRUCTURES для меня: сейчас в современном мире в чести не простота и красота освещения, не грамотная работа света с архитектурой, а некая идейность, образность мышления. И под эту идею, часто на некую злободневную модную тему (экология, устойчивость, мультикультурность и т.п.) подтягиваются наикрутейшие технологии и дорогущее оборудование).
Идем дальше, следующая номинация...
Places, Low Budget
Первое место получил проект освещения бара Pantera Mambo в Барселоне. Из описания все очень понятно: “Коктейль-бар, созданный из уникальных впечатлений, эмоций, простоты и, прежде всего, безумия”. По задумке архитекторов и авторов проекта освещения свет должен был стать главным действующим элементом, ответственным за создание атмосферы внутри бара, приглашая "танцевать, играть и have fun".
Мне это проект очень напомнил наш проект освещения кафе Mates на Малой Бронной в Москве. Мы там тоже используем яркие цветовые решения в освещении пространства для создания атмосферы, но предусмотрели два сценария работы: спокойный дневной и насыщенный цветной в вечернее время.
Places, High Budget
Здесь выиграл проект посерьезней – освещение Аббатства Бат в английском городе Бат – Проект "След аббатства Бат" - это историческая программа реставрационных работ стоимостью 19,3 миллиона фунтов стерлингов, которая обеспечит современные и устойчивые решения для удовлетворения потребностей аббатства. Красивый, драматически выверенный и технологически продуманный проект, которым Michael Grubb Studio занимается с 2013 года. Комментарии. на мой взгляд, совершенно излишни, фотографии говорят сами за себя:
SPACES, Low Budget
Первое место здесь – за проектом освещения пешеходного пассажа в центре Стамбула – Atlas Passage. Освещение решено качественно и грамотно, но я, честно признаюсь, не увидела ничего особо примечательного в этом проекте.
А вот проект, занявший второе место, кажется мне оригинальным и заслуживающим внимания. Освещение пешеходной дорожки Linear Light Realm, соединяющей два квартала города Hsinchu City в Тайване. Простое, остроумное и эффектное решение для освещения общественного пространства, соединяющее в себе и функциональность, и декоративность. Подозреваю, что буду часто видеть эти фотографии в референсах для общественных пространств:
SPACES, High Budget
Первое место в номинации очень заслуженно получил проект Дина Скиры – Zerostrasse в городе Пула, в Хорватии. Это освещение подземных пешеходных туннелей, устроенных под центром городы во времена Австро-Венгерской Империи. Еще один пример очень грамотной и продуманной работы со светом, когда искусственное освещение воссоздает эффекты дневного света, аккуратно интегрировано в пространство и создает безопасную, но интересную атмосферу.
Пожалуй, я пока прервусь и продолжу анализ проектов в оставшихся категориях чуть позже, чтобы ничто не ускользнуло от нашего внимания. Подробно разберу проекты-победители в номинации EVENT, где было представлено и наше мероприятие-исследование Волшебная Лампа. И попробую вычленить новые тренды, которые обозначились в проектировании освещения в этом году. До встречи, друзья!