Найти тему
My Music Memories

Разбираем Nazareth. Razamanaz (1973) - переломный альбом?

Всем привет! Приступая к разбору этого альбома, я испытывал смешанные чувства. С одной стороны, Razamanaz мне более-менее знаком, многое из него мне нравится, а с другой, я понимал, что сейчас начнется плюс-минус одинаковый Назарет с непреходящим хард-роком из альбома в альбом. В то же время есть некоторая надежда, что впереди мне встретится какой-то альбом, который я прежде не слушал или не расслушал, и он встанет в один ряд с моими уже любимыми пластинками группы (на настоящий момент это 2XS и Hair of The Dog).

Ну, что можно сказать о "Разаманазе"? Это мощь, сила, торжество хард-рокового Nazareth, покорившего сердца уже нескольких поколений меломанов. Это первый альбом, спродюсированный Роджером Гловером; первый альбом, попавший в музыкальные чарты (в том числе 157 место в US Billboard 200); первый альбом, на котором есть уже несколько хитов, которые войдут в постоянный сет-лист концертов группы по настоящее время. Интересно, что в UK альбом вышел в мае 1973, а в US - в августе того же года.

Обложка пластинки (здесь и далее - изображения из Интернета)
Обложка пластинки (здесь и далее - изображения из Интернета)

Наверное, можно сказать, что с релизом Razamanaz Назарет стали серьезной группой, вышедшей на новый уровень. В связи с этим справедливо оценивать этот альбом уже не как пробу пера новичков, а как конкурентоспособный рок-альбом своего времени. Так ли это? Давайте посмотрим.

1. "Razamanaz". Исключительно удачная открывашка - сразу задает тон альбому, "предупреждает", что здесь ждет слушателя. Так же мощно прежде открывался, наверно, только Led Zeppelin III (песней "Immigrant song"). "Razamanaz" предельно мощен, бас-бочка лупит вовсю, даже микрофон "фонит" в первом припеве (между вокальными фразами). Термин "разаманаз" как нельзя лучше подходит для описания этого музыкального буйства (полный "разаманаз"). Единственное, лично мне не очень нравятся гитарные соло-вставки, они сыграны в разном настроении и их многовато.

2. "Alcatraz". Кажется, риф из куплета этой песни стащили KISS для своего “God of thunder”. Песня мощная, но здесь тоже много этих хрустящих гитар, повторяющих одно и то же из раза в раз - претензия только к ним.

3. "Vigilante Man". Классический блюз со слайд-гитарой (до 01:52, когда заходит бас и бочка). На припеве сочнейший хоровой вокал! Размеренный ритм немного напомнил что-то из второго альбома.

-2

4. "Woke Up This Morning". Как я писал ранее, эта песня - переработка ее прежней версии из альбома Exercises. Если та версия была немного однобокой и зацикленной, то новая исправила указанные ошибки и привнесла, наверно, должный колорит лирике и ее музыкальному прочтению. Теперь песня достаточно мощна и "качает". Особенно мне нравится партия бас-гитары - простая, но яркая и убедительная.

5. "Night Woman". Новый динамичный ритм, прежде не встречавшийся в музыке Назарет. А с 02.29 этот "цирковой" ритм объединяется с обычным хард-роковым. Песня отличная. Видимо, так же думали и музыканты Guns n' Roses при записи альбома Appetite for Destruction в 1987 году)

6. "Bad Bad Boy". Еще один рок-н-ролл, причем отличный. Шикарное пение Дэна!

7. "Sold My Soul". Первая не рок-н-ролльная и не заводная песня. С оригинальной музыкой и сложной гармонией, многочастная, драматическая. Я не ожидал нечто подобное услышать в этом альбоме.

8. "Too Bad Too Sad". Заводной рок-н-ролл, отличное речитативное пение Дэна в куплетах.

9. "Broken Down Angel". Хит, ставший популярным во всем мире. Неудивительно, ведь песня поистине хороша. Легкий и доступный хард-рок с приедающимся припевом - одна из формул хита.

10. "Hard Living". Музыкально напоминает грузную монументальность альбома DP In Rock - недаром продюсировал альбом Гловер. По пению еще напомнило чем-то "Living Loving Maid" из второго альбома LZ (произношением отдельных слов на припевах).

11. "Spinning Top". Еще один хард-рок. Основной риф очень похож на "Breadfan" из альбома группы Budgie Never turn your back on a friend. Но несмотря на то, что альбом вышел в июне 1973-го, а Razamanaz - в мае, факт заимствования, думаю, можно исключить, т.к. слишком мало времени прошло между этими релизами.

Что можно сказать по итогу. Альбом выдержан в одном стиле, который называется хард-рок. Эксперименты из первых двух альбомов остались в прошлом, на них теперь нет времени, теперь же все четко и однозначно хард-роково. Лично меня это немного расстроило, потому что эксперименты были весьма интересными и местами очень удачными, а хард-рок в духе DP - это еще не все, на что способны Nazareth. Самое время вернуться к вопросу из названия статьи - переломный ли это альбом? Да, он переломил эксперименты группы, их прежнюю неизвестность широкому слушателю и препятствия к доступу на большой рок-рынок.

Кроме того, я поймал себя на мысли: ну, вот тут чувствуется влияние такой группы, там - другой, везде что-то уже было и уже мы слышали. А был ли какой-то собственный стиль у Nazareth вообще? На этот вопрос, конечно, можно будет ответить только после того, как мы прослушаем (разберем) все альбомы, иначе картина будет неполной, а результаты - недостоверными. Возможно, ответ будет отрицательным, но такой ответ можно применить и еще к куче популярных групп - ну, даже если и так? Не все гениальны и уникальны, многие просто хорошо делают свое дело, и этого зачастую бывает достаточно. Но все же я верю в положительный ответ - может, их стиль представлен в разных "подстилях", и есть какие-то, свойственные только Назарет, черты, которые, если их собрать воедино, и дают тот самый уникальный звук и лирический почерк.

#nazareth #razamanaz #rock #hard rock #rock music #альбомы #рок-музыка #рок-н-ролл #музыка