165,4K подписчиков

История одной из последних станций сталинской архитектуры в Московском метро

16K прочитали

Правда ли, что станция могла стать неглубокой? Почему на протяжении около 10 лет перед ней в тоннелях останавливались поезда? Какой платформа должна была стать изначально, и что так и не воплотили в жизнь? А также - существуют ли здесь какие-то оригинальные элементы декора? И в каких фильмах можно увидеть эту станцию метро? Об этом и не только расскажу сегодня.

Очень мягко

Станция "Университет" стала одной из последних в Москве, которую построили по типу сталинских конструкций. Во второй половине 1950-х велась активная борьба с архитектурными излишествами. В том числе и в метро. Тем не менее, уже находившиеся в работе станции решили сделать по старым проектам. Правда внешний облик на эскизах и в реальности существенно отличался: на декоре и отделке экономили, поэтому не все идеи воплотили в жизнь.

Станция "Университет", 2016. Фото отсюда: https://www.clubdruzey.ru
Станция "Университет", 2016. Фото отсюда: https://www.clubdruzey.ru

Станция "Университет" испытала не только экономические трудности, но и строительные. Дело в том, что почвы здесь были очень мягкими. Считалось, что в таких условиях прокладка тоннелей закрытым способом невозможна. Некоторые исследователи полагают, что по этой же причине #метро расположили настолько далеко от Главного здания МГУ. Чтобы не нанести урон конструкциям сталинской высотки подземными работами. Так что изначально строить станцию хотели открытым способом.

Открытие станции "Университет" 12 января 1959 года. С сайта www.pastvu.com.
Открытие станции "Университет" 12 января 1959 года. С сайта www.pastvu.com.

Однако не все инженеры были с этим согласны. Инициативная группа одного из монтажных управлений добилась обсуждения вопроса на высшем уровне. Строители убедили чиновников, что работы закрытым способом возможны, если поменять проект. С задачей инженеры справились успешно. Только время показало, что, возможно, это было не совсем правильно. Примерно с 2009 года поезда, которые ехали от "Воробьёвых гор" до "Университета" всегда останавливались в тоннеле. Это было связано с плывунами, которые могли деформировать конструкции. Вроде бы пару лет назад на этом участке разместили подпорки. Не знаю, решена ли проблема полностью, но сейчас поезда там больше не останавливаются.

Бюджетный вариант сталинской архитектуры

Над станцией "Университет" работала целая группа архитекторов: Л.В. Лилье, В.А. Литвинов, М.Ф. Марковский и В.М. Добраковский. Изначальный проект был похож на итоговый вариант конструктивно, однако предусматривал более вычурную отделку. Например, фриз над пилонами имел интересный рисунок, а в качестве освещения использовали оригинальные люстры большого размера. Но важнее всего тогда, как я уже писал, была экономия. Поэтому от украшений, не вписавшихся в смету, отказались.

Изначальный проект станции "Университет". Картинка отсюда: http://www.famhist.ru
Изначальный проект станции "Университет". Картинка отсюда: http://www.famhist.ru

То есть идея осталась, но исполнение вышло бюджетным. Вместо сложного фриза появилось более лаконичное рельефное украшение белого цвета. Люстры заменили на люминесцентные лампы, которые тянутся непрерывной полоской по оси сводов центрального зала, а также боковых платформ. Конструкцию декорировали так, что она чем-то похожа на абстрактные светильники на станциях 1970-х годов.

На станции присутствуют квадратные пилоны, которые отделаны светлым мрамором. Визуально конструкцию разделили на две части. В образовавшемся пространстве разместили вентиляционные решётки. Их тоже в какой-то степени можно отнести к украшениям станции. Пол выложили красным и светло-серым гранитом. Вместе камни образуют геометрический узор: квадратный и прямоугольный. Путевые стены отделали керамической плиткой. В основном она жёлтая, но нижнюю часть стены выложили таким же материалом чёрного цвета.

Уехать туда, куда посадки нет

К счастью, экономия не отразилась на мраморных скамейках. На станции их установили много. Как в центральном зале, так и на боковых платформах. Для пассажиров это несомненный плюс. Ожидание поезда или человека становится более комфортным. Торец станции остался без украшений. Поэтому его раньше использовали для размещения рекламы. Сейчас её там уже нет. В целом оформление станции получилось лаконичным, но приятным.

Станция "Университет", 1959-1960. С сайта www.pastvu.com.
Станция "Университет", 1959-1960. С сайта www.pastvu.com.

Отдельно хочется отметить необычное расположение выходов. Если один их них привычно находится в торце платформы, то другой оказался по середине. Внешне он похож на переход. Однако лестница ведёт в небольшой коридор, из которого при помощи эскалаторов можно подняться на поверхность и выйти около трамвайного кольца на углу проспекта Вернадского и Ломоносовского. Ещё несколько лет назад там был немаленький рынок. Сегодня осталась пара торговых павильонов.

Кстати, "Университет" можно увидеть в кино. Там снимали финальную сцену ленты "Я шагаю по Москве" режиссёра Георгия Данелии. Герои садятся в поезда и уезжают в разные стороны. Интересно, что на момент съёмок станция была конечной. Поэтому Володя в исполнении Алексея Локтева на самом деле отправился в оборотный тупик, а не в сторону аэропорта "Внуково". В кадре даже можно увидеть табличку "Посадки нет". Однако, когда лента вышла на экраны в 1964 году, отрезок от "Университета" до "Юго-Западной" уже открылся. Также станцию можно увидеть в другом фильме Георгия Данелии "Настя", который показывали в 1993 году.

Таким образом, станцией "Университет" (вместе с "Фрунзенской" и "Спортивной") завершилась #история сталинской архитектуры в Московском метро. Платформы, которые открывались в 1960-х выглядели уже совсем иначе по габаритам и оформлению. Теперь это было в первую очередь средство передвижения, а не музей на большой глубине. Сегодня "Университет" - это популярная станция за счёт того, что ей пользуется много студентов. Но если сравнивать её, например, с "Бауманской", где тоже расположено крупное учебное заведение, то на "Университете" как-то спокойнее.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!