Портативные станки, 3D-принтеры и распределенные фабричные цеха облегчают людям доступ к производственным процессам, а цифровые платформы и маркетплейсы упрощают логистику и дистрибуцию. Но упрощают главным образом для потребителя. Логистика же дробится на множество более мелких заказов и делает более актуальным формат сборных грузов. Фрагментация цепи поставок имеет и свои минусы – любой форс-мажор запускает эффект домино. Недавняя громкая история с блокировкой Суэцкого канала, затормозила множество производственных процессов – ведь застряли не только танкеры с нефтью, но и в буквальном смысле миллион мелких деталей для тысяч разнообразных производств.
Процесс появления новых бизнес-моделей не остановить – к нему необходимо приспосабливаться. Например, то, что раньше иронично называли кустарным производством, становится частью бизнес-модели крупнейших игроков рынка. Фрагментация производственных центров позволяет компаниям запускать небольшие фабрики хоть в сельской местности, хоть в гараже. Речь не только о китайских e-commerce С2С-площадках типа Taobao, сотрудничающих с микропроизводствами в отдалённых деревнях. "Капсульные" фабрики, которые можно быстро переместить и развернуть буквально где угодно, появляются и в Европе. Разработкой контейнерных микропроизводств занимается, среди прочих, Unilever. В 2020 году компания начала размещать компактные контейнеры по производству бульона в Нидерландах. И это, как считают не только специалисты Нижегородская Логистическая Компания, но и многие эксперты по всему миру, только начало децентрализации и дробления производства. А вот доставить этот миллион разрозненных компактных партий товара и сделать так, чтобы это было выгодно, – задача логистов.