Интересный канон сегодня читался на всенощной. Кроме обычный канонов воскресению Христову и Богородице в это день читаются два канона из великопостной книги – Постной Триоди.
Один из них – второй – посвящен преподобному Иоанну Лествичнику. Но память прп. Иоанна (равно, как и принятое посвящение следующего воскресения Марии Египетское) – это просто попытка торжественно отпраздновать день чтимого святого, память которого падает на будни. По «непереходящему» календарю память Иоанна Лествичника празднуется – 30 марта, а преподобной Марии – 1 апреля. Чтобы акцентировать внимание на памятях этих святых (тесно связанных с великом постом) было решено праздновать их дни в великопостные воскресения. Канон святому Иоанну в Триоди взят просто из Минеи и к великому посту непосредственного отношения не имеет.
Я же хотел обратить внимание на другой канон Триоди – первый. Этот канон осмысляет события евангельской притчи – притчи о милосердном самарянине. При этом сам заглавный персонаж – самарянин – в этот каноне ни разу не называется. Канон написан от имени человека, на которого напали разбойники – страсти и грехи («лукавыя помышления»). Этот израненный человек лежит полуживой, священник и левит ничем ему не помогли, и он взывает к Иисусу Христу, чтобы тот помог и исцелил его. Собственно, эта нехитрая мысль повторяется на разные лады во всех тропарях этого канона:
Уподобихся, Христе, в руце разбойников впадшему, / и биеньми еле живу от сих оставленному, Спасе, / и аз сице уязвлен есмь грехи моими (1 песнь).
Обнажиша мя, Спасе Христе, заповедей Твоих страсти, / и сластьми уязвихся, / но излей на мя милость (песнь 3).
Левит ранами уязвленна, яко виде мя, / мимо иде, Спасе мой, / но Ты мя спаси (4 песнь).
Расхитиша богатство мое, / и якоже мертва мя оставиша разбойницы, / страстьми ум мой уязвивше, / но ущедрив спаси мя, Господи (песнь 5).
Притча о милосердном самарянине, представляется здесь не примером для подражания («иди и ты твори также»), а видится аллегорией. «Некий человек» - это каждый из нас, «разбойники» - грехи, страсти (иногда, злые духи), «самарянин» - Сам Иисус Христос. Это толкование очень древнее – ещё в III веке Ориген писал об этот понимании притчи, как о данной отцами (то есть, получается, это толкование существовало ещё до него). Иисуса Христа оппоненты, желая оскорбить, называли самарянином (Ин. 8:48), и тут с самарянином отождествляется Господь. В том древнем аллегорическом толковании свое объяснение находили малейшие детали притчи: Иерусали – рай, Иерихон – наш дольний мир, священник и левит – Закон и пророки, масло и вино – благодать таинств, гостиница – Церковь, хозяин гостиницы – пастыри, два сребреника – Новый и Ветхий Заветы, обещание вновь вернуться – ожидаемое второе пришествие. Изложение канона гораздо более простое и однообразное.
Но почему вдруг вспоминается эта евангельская притча? В подготовительные недели великого поста также в Триоде даются каноны на тему евангельских притч – помните? – вспоминаются притчи о мытаре и фарисеи, а также, о блудном сыне. Но эти же евангельские отрывки читались на Литургии. Тут связь очень понятная. Но в эти воскресные великопостные дни читаются совсем другое отрывок – завтра будут читать про исцеление бесноватого юноши. Этот канон (а также, каноны других великопостных воскресений) – это привет от древней иерусалимской традиции великопостных евангельских чтений. Те чтения, которые принято читать у нас теперь, восходят к практики константинопольской церкви, но тексты Триоди создавались до X-XI вв., когда уже повсеместное распространение получила эта константинопольский порядок евангельских чтений.
Вот и получился такой странный рассинхрон – каноны великого поста не совпадают с евангельскими чтениями на Литургии. На второй неделе читался канон про блудного сына (может быть, кто-то обратил внимание – неделя о блудном сыне давно прошла, а тема вновь звучит в богослужении), сегодня будет читаться канон по притче о самарянине, а через неделя – о богаче и Лазаре.
В качестве иллюстрации к сегодняшнему канону предложу миниатюру из моего любимого Россанского кодекса. Обратите внимание - Самарянин с крестчатым нимбом.
А про Россанский кодекс я постараюсь написать ещё. Кто эти люди, которые указывают на происходящее?
---------------------------------
Дорогие друзья! Если Вам понравилась эта статья, я приглашаю Вас подписываться на мой канал телеграме: https://t.me/a_gumer
И на ютубе: https://www.youtube.com/channel/UCy81sTnM_MXKAO2_Cb5EEPg