В возрасте 64 лет ушла из жизни российская актриса Александра Яковлева. Об этом накануне сообщил режиссер Николай Лебедев. Рассказываем, как актриса стала одной из первых красавиц советского кино и почему в начале 90-х решила начать карьеру политика.
1 апреля 2022 года умерла Александра Яковлева – звезда позднего советского кинематографа, бросившая актерскую карьеру и ставшая успешным политиком и управленцем. Мы хорошо знаем Александру Яковлеву по фильмам «Экипаж» и «Человек с бульвара Капуцинов», но прежде всего – по роли Алены Игоревны Саниной в «Чародеях» Константина Бромберга.
Благодаря этим ролям Александра Яковлева буквально сразу стала считаться первой красавицей советского кинематографа и образцом женщины той эпохи. Внешняя нежная красота актрисы совмещалась с добрым, но своенравным характером ее экранных героинь. Благодаря роли в фильме «Чародеи» Яковлева стала живым воплощением образа той самой Аленушки из русских сказок: приветливая, отзывчивая молодая девушка – рядовая сотрудница НУИНУ, заведующая лабораторией абсолютных неожиданностей и все же – настоящая волшебница. В этом фильме Яковлева носит длинную косу – это чуть ли не прямая отсылка к сказочному прототипу – Аленушке.
В середине фильма героиня Яковлевой перевоплощается в роковую красавицу – яркий макияж, нарядная и очень женственная одежда. И все-таки актрису нельзя назвать современным термином «секс-символ». Хотя она безусловно пользовалась своей внешней привлекательностью для создания образов героинь и делала это настойчиво. После головокружительного успеха в первом советском фильме-катастрофе «Экипаж», где Яковлева сыграла стюардессу, актриса лично выбирала наряды, макияж и даже ставила выгодный для себя свет на площадке.
Однако секс-символ – это внешняя привлекательность, без личности и без души. Быть секс-символом хорошо сегодня, в западном мире, когда все душевное и человеческое заменяется товарным эквивалентом: чем моднее твоя одежда, тем больше твоя привлекательность. Нет, наш народ ценит в женщине в первую очередь характер, особенности личности, смелость, волю, прямоту и открытость.
Яковлевой удавалось создавать таких героинь, которые сочетали бы в себе человеческую «настоящность» и внешнюю красоту. Она воплощала образы мудрых женщин с реальными интересами в жизни, которые не потерпели бы эксплуатации себя только за миловидное личико.
Возможно, именно поэтому Яковлева на рубеже эпох решила уйти из кинематографа. В 90-е на замену старым образам пришли новые – сексуальные, откровенные, но пустые. Тогда Яковлева занялась общественно-политической работой в родном Калининграде. Она была вице-мэром и заместителем министра культуры по туризму, баллотировалась на пост мэра Калининграда, продолжала учиться – закончила Политехнический институт по специальности «Государственное и муниципальное управление», возглавляла службу по управлению качеством и персоналом в аэропорту Санкт-Петербурга «Пулково», занимала руководящую должность в РЖД.
Благодаря своей целеустремленности Яковлева достигла действительно больших высот – не только в профессиональной сфере. Причиной смерти актрисы стал рак груди, который был диагностирован на поздних стадиях еще в 2017 году. Врачи давали актрисе всего несколько месяцев, но Яковлева смогла выиграть у жизни годы – они прошли в тяжелой борьбе с болезнью, в ходе которой она прошла 20 курсов химиотерапии, лишилась волос, но не любви к жизни.
Сегодня для всех россиян как никогда важно возвращение к своему естеству, к своей сути, к правде. Яковлева для многих из нас может стать примером искренности и целеустремленности.